В художественном тексте возникает подвижная, часто
изменчивая и многомерная временная перспектива, последовательность
событий в нем может не соответствовать реальной их хронологии. Автор
произведения в соответствии со своими эстетическими намерениями то
расширяет, то «сгущает» время, то замедляет его,; то ускоряет.
В художественном произведении соотносятся разные аспект художественного времени: сюжетное
время (временная протяженность изображенных действий и их отражение в
композиции произведения) и время фабульное (их реальная
последовательность), авторское время и субъективное время персонажей. В
нем представлены разные проявления (формы) времени (время бытовое
историческое, время личное и время социальное). В центре внимания
писателя или поэта может быть и сам образ времени, связанный с мотивом движения, развития, становления, с противопоставлением преходящего и вечного.
Особый интерес представляет анализ временной
организации произведений, в которых последовательно соотносятся разны
временные планы, дается широкая панорама эпохи, воплощаете определенная
философия истории. К таким произведениям относится
мемуарно-автобиографическая эпопея «Былое и думы» (1852 — 1868). Это не
только вершина творчества А.И. Герцена, но и произведение «новой формы»
(по определению Л.Н. Толстого) В нем объединяются элементы разных жанров
(автобиографии» исповеди, записок, исторической хроники), совмещаются
разные формы изложения и композиционно-смысловые типы речи, «надгробный
памятник и исповедь, былое и думы, биография умозрение, события и мысли,
слышанное и виденное, воспоминания и... еще воспоминания» (А.И.
Герцен). «Лучшая... из книг посвященных обзору собственной жизни» (Ю.К.
Олеша), «Былое и думы» — история становления русского революционера и
одно временно история общественной мысли 30—60-х годов XIX в. «Едва ли
существует еще мемуарное произведение, столь проникнуто сознательным
историзмом».
Это произведение, для которого характерна сложная и
динамическая временная организация, предполагающая взаимодействие
различных временных планов. Принципы ее определены самим автором,
который отмечал, что его произведение — «и с п о в е д ь около которой,
по поводу которой собрались там-сям схваченные воспоминания из б ы л о г
о, там-сям остановленные мысли и д у м» (выделено А.И. Герценом).
В этой авторской характеристике, открывающей произведение, содержится
указание н основные принципы темпоральной организации текста: это
установка на субъективную сегментацию своего прошлого, свободно
соположение разных временных планов, постоянное переключение временных
регистров; «думы» автора сочетаются с ретроспективным, но лишенным
строгой хронологической последовательности рассказом о событиях
прошедшего, включают характеристики лиц, событий и фактов разных
исторических эпох. Повествование о прошлом дополняется сценическим
воспроизведением отдельных ситуаций; рассказ о «былом» прерывается
фрагментами текста, в которых отражается непосредственная позиция
повествователя в момент речи или воссоздаваемый отрезок времени.
В таком построении произведения «отчетливо сказался
методологический принцип "Былого и дум": непрестанное взаимодействие
общего и частного, переходы от прямых авторских размышлений к их
предметной иллюстрации и обратно».
Художественное время в «Былом...» обратимо (автор воскрешает события прошлого), многомерно (действие развертывается в разных временных плоскостях) и нелинейно (рассказ
о событиях прошлого нарушается самоперебивами, рассуждениями,
комментариями, оценками). Точка отсчета, определяющая в тексте смену
временных планов, подвижна и постоянно перемещается.
Сюжетное время произведения — время прежде всего биографическое, «былое», воссоздаваемое непоследовательно,— отражает основные этапы становления личности автора.
В основе биографического времени лежит сквозной
образ пути (дороги), в символической форме воплощающий жизненный путь
повествователя, ищущего истинное познание и проходящего ряд испытаний.
Этот традиционный пространственный образ реализуется в системе
развернутых метафор и сравнений, регулярно повторяющихся в тексте и
формирующих сквозной мотив движения, преодоления себя, прохождения через
ряд ступеней: Путь, нами избранный, был не легок, мы его не
покидали ни разу; раненые, сломанные, мы шли, и нас никто не обгонял. Я
дошел... не до цели, а до того места, где дорога идет под гору...;
...июнь совершеннолетия, с своей страдной работой, с своим щебнем на
дороге, берет человека врасплох.; Точно потерянные витязи в сказках, мы
ждали на перепутье. Пойдешь направо — потеряешь коня, но сам цел
будешь; пойдешь налево — конь будет цел, но сам погибнешь; пойдешь
вперед — все тебя оставят; пойдешь назад — этого уж нельзя, туда для нас
дорога травой заросла.
Эти развивающиеся в тексте тропеические ряды
выступают как конструктивный компонент биографического времени
произведения и составляют его образную основу.
Воспроизводя события прошедшего, оценивая их («Прошедшее — не
корректурный лист... Не все можно поправить. Оно остается, как отлитое в
металле, подробное, неизменное, темное, как бронза. Люди вообще
забывают только то, чего не стоит помнить или чего они не понимают») и
преломляя через свой последующий опыт, А.И. Герцен максимально
использует экспрессивные возможности видовременных форм глагола.
Изображаемые в прошлом ситуации и факты оцениваются
а тором по-разному: некоторые из них описываются предельно кратко,
другие же (наиболее важные для автора в эмоционально эстетическом или
идеологическом отношении), напротив, выделяются «крупным планом», время
при этом «останавливается» ил замедляется. Для достижения этого
эстетического эффекта используются формы прошедшего времени
несовершенного вида ил формы настоящего времени. Если формы прошедшего
совершенного выражают цепь последовательно сменяющихся действий, т формы
несовершенного вида передают не динамику события, динамику самого
действия, представляя его как развертывающийся процесс. Выполняя в
художественном тексте не только «воспроизводящую», но и «изобразительно
живописующую», «описательную» функцию, формы прошедшего несовершенного останавливают
время. В тексте «Былого и дум» именно они используются как средство
выделения «крупным планом» ситуаций или событий, особенно значимых для
автора (клятва на Воробьевых гора смерть отца, свидание с Натали, отъезд
из России, встреча в Турине, смерть жены). Выбор форм прошедшего
несовершенного как знак определенного авторского отношения к
изображаемому выполняет в этом случае и эмоционально-экспрессивную
функцию. Ср., например: Кормилица в сарафане и душегрейке все ещё смотрела нам вслед и плакала; Зонненберг, эта забавная фигура из детских лет, махал фуляром — кругом бесконечная степь снегу.
Эта функция форм прошедшего несовершенного типична
для художественной речи; она связана с особым значением несовершенного
вида, предполагающим обязательное наличие момента наблюдения,
ретроспективной точки отсчета. А.И. Герцен использует также
экспрессивные возможности формы прошедшего несовершенного со значением
многократного или узуально повторяющегося действия: они служат для
типивации, обобщения эмпирических деталей и ситуаций. Так, для
характеристики быта в доме отца Герцен использует прием описания одного
дня — описания, основанного на последовательном употреблении форм
несовершенного вида. Для «Былого и дум» характерна, таким образом,
постоянная смена перспективы изображения: единичные факты и ситуации,
выделенные крупным планом, сочетаются с воспроизведением длительных
процессов, периодически повторяющихся явлений. Интересен в этом плане
портрет Чаадаев построенный на переходе от конкретных личных наблюдений
автора к типической характеристике:
Я любил смотреть на него середь этой мишурной
знати, ветреных сенаторов, седых повес и почетного ничтожества. Как бы
ни была густа толпа, глаз находил его тотчас; лета не исказили стройного
стана его, он одевался очень тщательно, бледное, нежное лицо его было
совершенно неподвижно, когда он молчал, как будто из воску или из
мрамора, «чело, как череп голый»... Десять лет стоял он, сложа руки,
где-нибудь у колонны, у дерева на бульваре, в залах и театрах, в клубе и
— воплощенный veto, живой протестацией смотрел на вихрь лиц,
бессмысленно вертевшихся около него...
Формы настоящего времени на фоне форм прошедшего
также могут выполнять функцию замедления времени, функцию выделения
событий и явлений прошлого крупным планом, однако они, в отличие от форм
прошедшего несовершенного в «изобразительно живописующей» функции
воссоздают прежде всего непосредственное время авторского переживания,
связанного с моментом лирической концентрации, или (реже) передают
преимущественно ситуации типичные, неоднократно повторявшиеся в прошлом и
теперь реконструируемые памятью как воображаемые:
Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное
жужжание мух, пчел, шмелей... и запах... этот травяно-лесной запах...
которого я так жадно искал и в Италии, и в Англии, и весной, и жарким
летом и почти никогда не находил. Иногда будто пахнёт им, после
скошенного сена, при широкко, перед грозой... и вспомнится небольшое
местечко перед домом... на траве трехлетний мальчик, валяющийся в
клевере и одуванчиках, между кузнечиками, всякими жуками и божьими
коровками, и мы сами, и молодость, и друзья! Солнце село, еще очень
тепло, домой идти не хочется, мы сидим на траве. Кетчер разбирает грибы и
бранится со мной без причины. Что это, будто колокольчик? к нам, что
ли? Сегодня суббота — может быть... Тройка катит селом, стучит по мосту.
Формы настоящего времени в «Былом...» связаны
прежде всего с субъективным психологическим временем автора, его
эмоциональной сферой, их использование усложняет образ времени.
Воссоздание событий и фактов прошлого, вновь непосредственно
переживаемых автором, связано и с употреблением номинативных
предложений, и в ряде случаев с употреблением форм прошедшего
совершенного в перфектном значении. Цепь форм настоящего исторического и
номинативов не только максимально приближает события прошедшего, но и
передает субъективное ощущение времени, воссоздает его ритм:
Сильно билось сердце, когда я снова увидел
знакомые, родные улицы, места, домы, которых я не видел около четырех
лет... Кузнецкий мост, Тверской бульвар... вот и дом Огарева, ему
нахлобучили какой-то огромный герб, он чужой уж... вот Поварская — дух
занимается: в мезонине, в угловом окне, горит свечка, это ее комната,
она пишет ко мне, она думает обо мне, свеча так весело горит, так мне горит.
Таким образом, биографическое сюжетное время
произведения неравномерно и прерывисто, оно характеризуется глубокой, но
подвижной перспективой; воссоздание реальных биографических фактов
сочетается с передачей различных аспектов субъективного осознания и
измерения времени автором.
Время художественное и грамматическое, как уже
отмечалось, тесно связаны, однако «грамматика выступает — как кусок
смальты в общей мозаичной картине словесного произведения». Художественное время создается всеми элементами текста.
Лирическая экспрессия, внимание к «мигу» сочетаются
в прозе А.И. Герцена с постоянной типизацией, с социально-аналитическим
подходом к изображаемому. Считая, что «у нас необходимее, чем
где-нибудь, снимать маски и портреты», так как «мы ужасно распадаемся с
только что прошедшим», автор сочетает; «думы» в настоящем и рассказ о
«былом» с портретами современников, восстанавливая при этом недостающие
звенья в изображении эпохи: «всеобщее без личности — пустое отвлечение;
но личность только и имеет полную действительность по той мере, по
которой она в обществе».
Портреты современников в «Былом и думах» условно
можно; разделить на статичные и динамичные. Так, в главе III первого
тома представлен портрет Николая I, он статичен и подчеркнуто оценочен,
речевые средства, участвующие в его создании, содержат общий
семантический признак «холод»: остриженная и взлызистая медуза с
усами; красота его обдавала холодом... Но главное — глаза, без всякой
теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза.
Иначе строится портретная характеристика Огарева в
главе IV того же тома. Описание его внешности сопровождается введением;
элементов проспекции, связанных с будущим героя. «Если живописный
портрет — это всегда как бы остановленное во времени мгновение, то
словесный портрет характеризует человека в "действиях и поступках",
относящихся к разным "моментам" его биографии». Создавая портрет Н. Огарева в отрочестве, А.И. Герцен, одновременно называет черты героя в зрелости: Рано виднелось в нем то помазание, которое достается не многим, — на
беду ли, на счастье ли... но наверное на то, чтоб не быть в толпе...
безотчетная грусть и чрезвычайная кротость просвечивали из серых больших
глаз, намекая на будущий рост великого духа; таким он и вырос.
Сочетание в портретах разных временных точек зрения
при описании и характеристике героев углубляет подвижную временную
перспективу произведения.
Множественность представленных в структуре текста
временных точек зрения увеличивается за счет включения фрагментов
дневника, писем других героев, отрывков из литературных произведений, в
частности из стихотворений Н.Огарева. Эти элементы текста соотносятся с
авторским повествованием или авторскими описаниями и часто
противопоставляются им как подлинное, объективное — субъективному,
преображенному временем. См., например: Правда того времени так, как
она тогда понималась, без искусственной перспективы, которую дает даль,
без охлаждения временем, без исправленного освещения лучами, проходящими
через ряды других событий, сохранилась в записной книге того времени.
Биографическое время автора дополняется в
произведении элементами биографического времени других героев, при этом
А.И. Герцен прибегает к развернутым сравнениям и метафорам, воссоздающим
течение времени: Пышно и шумно шли годы ее заграничного житья, но
шли и срывали цветок за цветком... Точно дерево середь зимы, она
сохранила линейный очерк своих ветвей, листья облетели, костливо зябли
голые сучья, но тем яснее виделся величавый рост, смелые размеры. Неоднократно используется в «Былом...» образ часов, воплощающий неумолимую власть времени: Большие
английские столовые часы своим мерным*, громким спондеем — тик-так —
тик-так — тик-так... казалось, отмеривали ей последние четверть часа
жизни...; А спондей английских часов продолжал отмеривать дни, часы,
минуты... и наконец домерил до роковой секунды.
Образ быстротечного времени в «Былом и думах», как
видим, связан с ориентацией на традиционный, часто общеязыковой тип
сравнений и метафор, которые, повторяясь в тексте, подвергаются
преобразованиям и воздействуют на окружающие элементы контекста, в
результате устойчивость тропеических характеристик сочетается с
постоянным их обновлением.
Таким образом, биографическое время в «Былом и
думах» складывается из сюжетного времени, основанного на
последовательности событий авторского прошлого, и элементов
биографического времени других героев, при этом постоянно подчеркивается
субъективное восприятие времени повествователем, его оценочное
отношение к воссоздаваемым фактам. «Автор — как монтажер в
кинематографии»: он то ускоряет время произведения, то останавливает
его, далеко не всегда соотносит события своей жизни с хронологией,
подчеркивает, с одной стороны, текучесть времени, с другой стороны —
длительность отдельных воскрешаемых памятью эпизодов.
Биографическое время, несмотря на сложную
перспективу, ему присущую, интерпретируется в произведении А. Герцена
как время частное, предполагающее субъективность измерения, закрытое,
имеющее начало и конец («Все личное быстро осыпается... Пусть же "Былое и думы "заключат счет с личной жизнию и будут ее оглавлением»). Оно включается в широкий поток времени, связанного с исторической эпохой, отраженной в произведении. Таким образом, закрытому биографическому времени противопоставляется открытое историческое время. Это
противопоставление отражено в особенностях композиции «Былого и дум»:
«в шестой-седьмой частях нет уже лирического героя; вообще личная,
«частная» судьба автора остается за пределами изображаемого», доминирующим элементом авторской речи становятся
«думы», выступающие в монологической или диалогизированной форме. Одной
из ведущих грамматических форм, организующих эти контексты, служит
настоящее время. Если для сюжетного биографического времени «Былого и
дум» характерно использование настоящего актуального («актуальное
авторское... результат передвижки "наблюдательного пункта" в один из
моментов прошлого, сюжетного действия») или настоящего исторического, то для «дум» и
авторских отступлений, составляющих основной пласт исторического
времени, характерно настоящее в расширенном или постоянном значениях,
выступающее во взаимодействии с формами прошедшего времени, а также
настоящее непосредственной авторской речи: Народность, как знамя, как
боевой крик, только тогда окружается революционной ореолой, когда народ
борется за независимость, когда свергает иноземное иго... Война 1812
года сильно развила чувство народного сознания и любви к родине, но
патриотизм 1812 года не имел старообрядчески-славянского характера. Мы
его видим в Карамзине и Пушкине...
«"Былое и думы", — писал А.И. Герцен,— не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге».
Жизнь личности в «Быдрм и думах» воспринимается в
связи с определенной исторической обстановкой и мотивируется ею. В
тексте возникает метафорический образ фона, который затем
конкретизируется, обретая перспективу и динамику: Мне тысячу раз
хотелось передать ряд своеобразных фигур, резких портретов, снятых с
натуры... В них ничего нет стадного... одна общая связь связуemих или,
лучше, одно общее несчастие; вглядываясь в темно-серый фон, видны
солдаты под палками, крепостные под розгами... кибитки, несущиеся в
Сибирь, колодники, плетущиеся туда же, бритые лбы, клейменые лица,
каски, эполеты, султаны... словом, петербургская Россия... Они хотят
бежать с полотна и не могут.
Если для биографического времени произведения
характерен пространственный образ дороги, то для представления
исторического времени, кроме образа фона, регулярно используются образы
моря (океана), стихии:
Удобовпечатлимые, искренне молодые, мы легко были
подхвачены мощной волной... и рано переплыли тот рубеж, на котором
останавливаются целые ряды людей, складывают руки, идут назад или ищут
по сторонам броду — через море!
В истории ему [человеку] легче страдательно
уноситься потоком событий... чем вглядываться в приливы и отливы волн,
его несущих. Человек... вырастает тем, что понял свое положение, в
рулевого, который гордо рассекает волны своей лодкой, заставляя
бездонную пропасть служить себе путем сообщения.
Характеризуя роль личности в историческом процессе,
А.И. Герцен прибегает к ряду метафорических соответствий, неразрывно
связанных друг с другом: человек в истории — «разом лодка, волна и
кормчий», при этом всё сущее связано «концами и началами, причинами и
действиями». Стремления человека «облекаются словом, воплощаются в
образ, остаются в предании и передаются из века в век». Такое понимание
места человека в историческом процессе обусловило обращение автора к
универсальному языку культуры, поиски определенных «формул» для
объяснения проблем истории и, шире, бытия, для классификации частных
явлений и ситуаций. Такими «формулами» в тексте «Былого и дум» выступает
особый тип тропов, характерный для стиля А.И. Герцена. Это метафоры,
сравнения, перифразы, в состав которых входят имена исторических
деятелей, литературных героев, мифологических персонажей, названия
исторических событий, слова, обозначающие историко-культурные понятия.
Эти «точечные цитаты» выступают в тексте как метонимические замещения
целостных ситуаций и сюжетов. Тропы, в состав которых они входят, служат
для образной характеристики явлений, современником которых был Герцен,
лиц и событий других исторических эпох. См., например: Студенты-барышни — якобинцы, Сен-Жюст в амазонке — все резко, чисто, беспощадно...; [Москва] с ропотом и презрением приняла в своих стенах женщину, обагренную кровью своего мужа [Екатерину II], эту леди Макбет без раскаяния, эту Лукрецию Борджиа без итальянской крови...
Сопоставляются явления истории и современности,
эмпирические факты и мифы, реальные лица и литературные образы, в
результате описываемые в произведении ситуации получают второй план:
сквозь частное проступает общее, сквозь единичное — повторяющееся,
сквозь преходящее — вечное.
Соотношение в структуре произведения двух временных
пластов: времени частного, биографического и времени исторического —
приводит к усложнению субъектной организации текста. Авторское я последовательно чередуется с мы, которое
в разных контекстах приобретает разный смысл: оно указывает то на
автора, то на близких ему лиц, то с усилением роли исторического времени
служит средством указания на всё поколение, национальный коллектив или
даже, шире, на человеческий род в целом:
Наше историческое призвание, наше деяние в том и
состоит, что мы нашим разочарованием, нашим страданием доходим до
смирения и покорности перед истиной и избавляем от этих скорбей
следующие поколения...
В связи поколений утверждается единство
человеческого рода, история которого представляется автору неустанным
стремлением вперед, путем, не имеющим конца, но предполагающим, однако,
повторение определенных мотивов. Те же повторения А.И. Герцен находит и в
человеческой жизни, течение которой, с его точки зрения, обладает
своеобразным ритмом:
Да, в жизни есть пристрастие к возвращающемуся
ритму, к повторе-, нию мотива; кто не знает, как старчество близко к
детству? Вглядитесь, и вы увидите, что по обе стороны полного разгара
жизни, с ее венками из цветов и терний, с ее колыбелями и гробами, часто
повторяются эпохи, сходные в главных чертах.
Именно историческое время особенно важно для
повествования: в становлении героя «Былого и дум» отражается становление
эпохи, биографическое время не только противопоставляется
историческому, но и выступает как одно из его проявлений.
Образы-доминанты, которые характеризуют в тексте и
время биографическое (образ пути), и время историческое (образ моря,
стихии), взаимодействуют, их связь порождает движение частных сквозных
образов, связанных с развертыванием доминанты: Я не еду из Лондона.
Некуда и незачем... Сюда прибило и бросило волнами, так безжалостно
ломавшими, крутившими меня и все мне близкое.
Взаимодействие в тексте разных временных планов,
соотнесенность в произведении времени биографического и времени
исторического, «отражение истории в человеке» — отличительные
особенности мемуарно-автобиографической эпопеи А.И. Герцена. Эти
принципы временной организации определяют образный строй текста и
находят отражение в языке произведения.
Вопросы и задания1. Прочитайте рассказ А. П.Чехова «Студент».
2. Какие временные планы сопоставляются в этом тексте?
3. Рассмотрите речевые средства выражения временных отношений. Какую роль они играют в создании художественного времени текста?
4. Какие проявления (формы) времени представлены в тексте рассказа «Студент»?
5. Как связаны в этом тексте время и пространство? Какой хронотоп, с вашей точки зрения, лежит в основе рассказа? |