Анализ поэтического текста – это очень сложный
вопрос, в решении которого испытывают
затруднения не только ученики, но и учителя.
Конечно, такое положение вещей можно оправдать
ограниченным количеством часов, отводимых
программой на изучение теории литературы и
теории поэтической речи в частности. Однако
существуют и другие причины. Прежде всего –
нехватка вразумительных методических пособий,
да и те, что имеются в наличии, представляют собой
пространные трактаты для узких специалистов,
либо набор схем, буквальное следование которым
может высушить даже самые пронзительные
лирические тексты.
Формула Колриджа гласит: "Поэзия есть лучшие
слова в лучшем порядке".
Привить школьникам поэтический вкус, любовь к
стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед
учителями-словесниками. Причём важно не просто
ознакомить ребят с ритмическим рисунком того или
иного стихотворения, научить определять их
средства художественной выразительности,
использованные поэтом, или ориентироваться в
стилевом и жанровом разнообразии лирики, но дать
им возможность услышать "живое" звучание
стиха, глубже постичь его особенности.
Любое произведение необходимо воспринять
сначала сердцем и только потом уже анализировать
и обобщать его содержание. В.Г. Белинский
настаивал на мысли о том, что произведение
"надо сперва перечувствовать, чтобы потом
понять мыслью".
Современная теория стиха находится в стадии
большого оживления и вместе с тем – в процессе
брожения. Насчитывается более 2000 работ по стиху.
Большая часть их вышла в последние десятилетия. В
них много противоречий, изысканий в чрезвычайно
узких областях знаний.
Здесь предлагается схема анализа поэтического
текста.
Но это только примерная схема, строго следовать
ей было бы смешно. Пользуясь этой схемой, не надо
забывать и о читательской интуиции и чутье, чтобы
полностью не "поверять алгеброй гармонию".
Вот эта схема.
Слагаемые анализа поэтического текста
1. Первоначальная реакция.
После прочтения стихотворения учащиеся могут
говорить о впечатлении, которое произвело на них
поэтическое произведение. Пусть их высказывания
будут непосредственными, а форма выражения
мыслей и чувств – произвольной.
2. Предварительные сведения.
Продолжить анализ можно в такой
последовательности:
- время создания стихотворения;
- чем вызвано его появление на свет;
- кому или какому событию посвящено;
- с какими событиями в жизни поэта связано.
3. Смысл заглавия.
Часто смысл заглавия помогает понять суть
стихотворения. Заглавие может быть соотнесено с
содержанием стихотворения или
противопоставлено ему, особенно в
стихотворениях иронического, сатирического
плана. Можно говорить также о прозрачности или
завуалированности заглавия.
4. Жанровая специфика.
Определение жанра должно предшествовать
идейно-тематическому анализу. Так как зная
признаки лирических жанров, можно многое сказать
о содержании стихотворения.
(Лирические жанры: баллада, песня, романс,
элегия, дума, ода, послание и др.)
5. Виды лирики.
Политическая, философская, любовная,
гражданская, пейзажная.
Такое деление весьма условно, так как в одном
стихотворении могут быть слиты разные виды
лирики.
6. Тема стихотворения.
В переводе с греческого "тема" означает то,
что "положено в основу". В. И. Даль определил
тему как "положенье, задачу, о коей
рассуждается или которую разъясняют".
Кстати, в определении темы путаются даже учёные
мужи. В лирической поэзии тему стихотворения
определить подчас очень трудно, иногда –
невозможно. Особенно это касается
поэтов-модернистов. Надо помнить, что в лирике
важно не описание (кого-то или чего-то), а чувство
поэта. Значит, важно не что описано, а как и
кем описано.
7. Образный строй произведения.
Здесь изучаются образы, которыми населено
стихотворение.
"Образ – это целостная картина человеческой
жизни". (Тимофеев).
"В настоящее время для обозначения этой
картины употребляют термин
"образ-переживание", который отражает
человечески значимые, глубокие чувства и
переживания, отдельные мгновения жизни
человеческой души" (Лисовский).
8. Идея произведения.
Это обобщающая эмоциональная, образная мысль,
лежащая в основе стихотворения. Идея
определяется особенностями мировоззрения поэта.
Идея – это своеобразный ответ писателя на
основные вопросы, проблемы произведения. Говоря
другими словами, идея – это мысль, ради которой
рука поэта "тянется к перу, перо – к бумаге".
Надо подсказать учащимся, что сформулировать
идею чаще всего помогает отглагольное
существительное: критика..., протест...,
отрицание..., утверждение... и др.
Если тема лежит на поверхности, то идею ещё
нужно извлечь из содержания.
9. Пафос стихотворения
Это эмоциональное воодушевление, страсть,
которая пронизывает стихотворение; сообщает ему
единое дыхание; то, что можно назвать душой
произведения; важнейшее условие воздействия на
читателя.
В произведениях может быть героический,
трагический, драматический, сентиментальный,
романтический, юмористический, сатирический и
другие виды пафоса.
10. Композиция стихотворения.
Это построение, архитектура произведения. Как
сказано в одной из литературоведческих работ,
"композиция – это дисциплинирующая сила и
организатор произведения. Ей поручено следить за
тем, чтобы ничего не вырывалось в сторону, а
сопрягалось в целое. Её цель – расположить куски
так, чтобы они замыкались в полное выражение
идеи".
Композиция имеет свои составные части:
экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Но в
поэтическом тексте они слабо просматриваются,
либо совсем не просматриваются. Практикуемое
иногда составление плана стихотворения не
целесообразно. Вряд ли следует планировать
лирическое произведение. Рыбникова
писала:"Каждое стихотворение должно быть
прочитано и разобрано соответственно его
природе". Сцепление частей поэтического
текста подчинено не логическим, а ассоциативным
связям.
11. Лирический герой – это условное
литературоведческое понятие; один из
способов раскрытия авторского сознания;
художественный "двойник" поэта; образ,
возникающий в сознании читателей на основе
восприятия стихотворения. Это понятие впервые
было употреблено Ю. Тыняновым по отношению к
лирике Блока. Образ лирического героя часто
бывает автобиографичным, но его нельзя
отождествлять с автором, даже если повествование
ведётся от первого лица.
Это понятие было введено в художественную
литературу, чтобы не смешивать возникающий в
лирике художественный образ поэта с автором как
частным человеком.
12. Звуковой строй стихотворения.
Говоря о нём, надо рассматривать фонику
(аллитерация, ассонанс) и ритмику (строение
строфы, стихотворный размер, рифма).
13. Словесное строение текста.
Здесь говорят об особенностях лексики,
морфологии, синтаксиса.
Особенности лексики и синтаксиса издавна
изучались поэтикой как тропы и стилистические
фигуры. Стилистические фигуры индивидуализируют
речь, придают ей эмоциональную окраску.
Вот наиболее часто повторяющиеся фигуры:
повторы ("истина в вине"), удвоение ("мечты,
мечты, где ваша сладость?), анафора, эпифора,
градация ("не час, не день, не год уйдёт"),
параллелизм, эллипсис ("мы сёла – в пепел,
грады – в прах, в мечи – серпы и плуги"),
инверсия, риторическое обращение, риторический
вопрос.
Тропы – обороты речи, в которых слово
употреблено в переносном значении. В основе
тропа лежит сопоставление двух понятий, которые
представляются близкими в каком-то отношении.
Это эпитет, сравнение ("под ним Казбек, как
грань алмаза"), гипербола ("в сто сорок
солнц..."), литота ("ниже тоненькой
былиночки надо голову клонить"), ирония ("отколе,
умная, бредёшь ты , голова?), аллегория
("проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль
никогда на голос мщенья, Из золотых ножон не
вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной
презренья?), олицетворение ("я свистну, и ко
мне послушно вползёт окровавленное
злодейство"), метсафора ("Ах, увял головы
моей куст"), метонимия (суд идёт), синекдоха
("...девичий стан..."), перифраз (Ключ
Касталии – Кастальский ключ).
Анализ тропа мало плодотворен, если он
рассматривается изолированно. Троп понятен
только в общей системе речи, в соотнесённости с
идеей текста.
Можно говорить о "тучках небесных",
выписывать эпитеты: "вечные странники",
"степью лазурною", "цепью жемчужною", но
если мы не откроем горького авторского чувства
изгнанника, наш разбор не достигнет цели.
На уроках надо постоянно говорить, что тропы и
стилистические фигуры содержат в себе
оценочность. С их помощью автор оценивает то, о
чём пишет. В тропах – позиция автора.
Тимофеев: "Сам по себе троп художественно
нейтрален. Мы не можем сказать, хорош он или плох,
не зная, к чему он относится, какой характер
обрисовывает...Нам надо не только констатировать
наличие тропов, а разъяснять, в чём смысл их
появления, о каких особенностях авторской речи
они говорят, какие моменты подчёркивают...".
14. Ассоциативный фон.
В конце анализа возможно обращение к
ассоциативным связям, возникающих при чтении
стихотворения. |