Повесть А.П. Чехова «Степь» (1888) неоднократно
привлекала внимание исследователей. Как отмечает А.П. Чудаков, «наиболее
распространенное толкование художественной специфики этой вещи
заключается в том, что будто бы все: природа, степь, люди — в повести
изображается через восприятие героя, мальчика Егорушки». Между тем структура повествования носит сложный
характер и не может быть сведена к односторонней ориентации на точку
зрения одного персонажа и передачу только его непосредственного
восприятия.
12 января 1888 г. А.П. Чехов писал Д.В. Григоровичу:
«Для дебюта в толстом журнале я взял степь, которую давно уже
описывали... Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все
главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь,
чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем
легче, что через все главы у меня проходит одно лицо». Значимость центрального персонажа повести —
Егорушки — для композиционно-сюжетной организации произведения, таким
образом, подчеркивается самим автором; в основе сюжета произведения —
«история одной поездки» десятилетнего мальчика. Его точка зрения
последовательно учитывается в структуре повествования. Перед нами
субъективизированное повествование от третьего лица, повествователь в
нем отделен от персонажа.
Путешествие Егорушки — это не только знакомство
героя со степью, но и познание им жизни, открытие Родины, постижение
сложности окружающего мира. «Дорога, — писал М. М. Бахтин, —
преимущественное место случайных встреч. На дороге... пересекаются в
одной временной и пространственной точке пространственные и временные
пути, много различнейших людей — представителей всех сословий,
состояний, вероисповеданий, национальностей и возрастов. Это точка
завязывания и место совершения: событий». Мир, с которым знакомится Егорушка, многообразен и
нов для него, в то же время внимание автора сосредоточено прежде всего
на внутренней жизни персонажа, который постигает и оценивает окружающее.
Формы передачи речи Егорушки представлены в тексте ограниченно:
невелико количество реплик reроя (их всего 39), причем, как правило, они
не являются развернутыми — это или вопросы мальчика, или его краткие
ответы, или обращения к другим персонажам.
Описание реалий, увиденных мальчиком во время
поездки, людей, с которыми свела его судьба, во многих контекстах
дается; с точки зрения Егорушки, однако к формам несобственно-прямой
речи автор обращается сравнительно редко, ограничен и диапазон средств
несобственно-прямой речи: это преимущественно вопросительные
предложения, которые употребляются при переходе от авторской речи к
внутренней речи героя, эмоционально; окрашенные оценочные предложения (Какой колдун!), а также отдельные слова, характерные для речи Егорушки (мамаша и др.), и лексические средства выражения оценки типа ненавистный, противный, рассеянные в тексте:
Кто же, наконец, этот неуловимый таинственный
Варламов, о котором так много говорят, которого презирает Соломон и
который нужен даже красивой графине? Севши на передок рядом с Дениской,
полусонный Егорушка думал именно об этом человеке. Глядел он на небо и
думал о счастливом Константине и его жене. Зачем люди женятся? К чему на
этом свете женщины?
Ограниченность средств несобственно-прямой речи
связана с тем, что повествование в «Степи» прежде всего отражает
психологическую точку зрения героя, мотивированную его возрастом, и;
передает его пространственно-временную позицию; однако своеобразие
мировосприятия Егорушки выражается преимущественно в авторской речи,
организующей повествование от третьего лица. Речевые сигналы, выделяющие
точку зрения главного героя в тексте повести, связаны прежде всего с
фиксацией его подвижной пространственно-временной позиции, с выражением
его оценок.
Изменение пространственной позиции Егорушки находит
отражение в смене синтаксических конструкций, включающихкачестве
предиката глагол движения, а также конструкций, содержащих
перечислительный ряд однородных членов, фиксирующих многообразие
деталей, увиденных в пути героем. Эти предложения обычно обрамляются в
контексте словами, указывающими на субъект восприятия, и глаголами со
значением мысли, чувства и т.п.: Мальчик всматривался в знакомые
места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади... Бричка
бежит, а Егорушка видит одно и то же небо, равнину, холмы.
Описания в повести даются с переменной позиции:
наблюдатель перемещается в пространстве, поэтому в тексте повести
представлены средства обозначения постоянно меняющихся пространственных
координат (вдали — вблизи, влево—вправо, внизу — наверху и т.п.).
Отражение подвижной позиции перемещающегося в пространстве персонажа
связано с субъективным (с точки зрения героя) употреблением «размерных»
прилагательных, повторным описанием одной и той же реалии в разных
ракурсах с учетом изменившегося угла зрения персонажа и возможной
деформации деталей. Ср., например:
[Мельница] издали похожа на маленького человечка,
размахивающего руками. — Она становилась все больше и больше, совсем
выросла, и уж можно было отчетливо разглядеть ее два крыла.
Становясь все меньше и меньше, они [столбы] около
деревни исчезали... а потом опять показывались в лиловой дали в виде
очень маленьких, тоненьких палочек, похожих на карандашики.
С точки зрения героя дается описание и некоторых
статичных реалий, интерьера, портретов других персонажей. Сигналами
позиции Егорушки в этом случае прежде всего служат средства выражения
неопределенности, отражающие недостаточность знаний героя о новом для
него лице или предмете, а также модальные слова: ...Егорушка подошел к столу и сел на скамью около чьей-то головы. Голова
задвигалась, пустила носом струю воздуха, пожевала и успокоилась. От
головы вдоль скамьи тянулся бугор, покрытый овчинным тулупом. Это спала какая-то баба.
С учетом восприятия Егорушки может передаваться и чужая речь, см., например: Моисей
Моисеич говорил вполголоса, низким баском... а жена отвечала ему тонким
индюшечьим голоском, и у нее выходило что-то вроде «ту-ту-ту-ту»...
Отражением определенной последовательности
восприятия героя часто служит в развертывание ряда однородных членов,
порядок компонентов которого в этом случае значим и мотивирован точкой
зрения Егорушки: Вдруг, совсем неожиданно, на полвершка от своих
глаз, Егорушка увидел черные бархатные брови, большие карие глаза и
выхоленные женские щеки с ямочками, от которых, как лучи от солнца, по
всему лицу разливалась улыбка. Чем-то великолепно запахло.
Посредством использования групп лексики со значением
восприятия в тексте повести последовательно фиксируются не только
зрительные впечатления героя, но и его слуховые, вкусовые, осязательные и
обонятельные ощущения, см., например: Что-то давило ему голову и
грудь, угнетало его, и он не знал, что это: шепот ли стариков или
тяжелый запах овчины; От съеденного арбуза во рту был неприятный,
металлический вкус.
Обращение к точке зрения героя позволяет дать
«текучие», ситуативно обусловленные характеристики лиц и предметов.
Окружающие Егорушку реалии изображаются и как часть внешнего мира, и как
«факт сознания персонажа»: Когда он силился не дремать, ламповый огонь,
чашки и пальцы двигались, самовар качался, а запах гнилых яблок казался
еще острее и противнее.
Передача детской точки зрения, свежей,
непосредственной, далекой от стандартных представлений, мотивирует
особый характер сравнений и уподоблений, сближающих человека и
предметные реалии или элементы окружающей природной среды, обращение к
метонимической детали: Егорушка вспомнил, что он и пальто — оба
брошены на произвол судьбы, что им уже не вернуться домой...; Вся степь
пряталась во мгле, как дети Моисея Моисеича, под одеялом; Соломон
казался коротким и кургузым, как ощипанная птица; Около крайней избы
поселка стояла баба... длинноногая и, голенастая, как цапля.
Таким образом, для структуры повествования в повести «Степь» характерна внутренняя фокализация — последовательное использование точки зрения
центрального персонажа, который выступает как воспринимающий субъект
(наблюдатель) и / или участник действия.
В структуре повествования регулярно передается:
— оптическая (зрительная) точка зрения персонажа, которая, как уже отмечалось, выделяется глаголами восприятия и носит подвижный характер;
— сенсорная точка зрения, отражающая слуховые, вкусовые и другие ощущения героя;
— оценочная точка зрения, проявляющаяся в последовательном выражении оценок персонажа, см., например: ...Голос о. Христофора, казавшийся неприятным и резким, мешал ему сосредоточиться и путал его мысли;
— психологическая точка зрения — отображение в повествовании особенностей мировосприятия героя, в данном случае детского мировосприятия.
Отмеченные точки зрения взаимодействуют в повествовании, в одном и том же контексте могут объединяться разные их сигналы.
Точка зрения героя оформляется в речи повествователя
и соотносится с его точкой зрения. Уподобления и образные соответствия,
устанавливаемые героем, например, постоянно корректируются и
дополняются повествователем: Если бы Егорушка обладал богатой фантазией, то мог бы подумать, что под одеялом лежала стоглавая гидра.
Некоторые сравнения и метафоры повторяются как в
контекстах, связанных с точкой зрения героя, так и в речи повествователя
— и выступают как сквозные образы повести (образ птицы, тополя,
ненужной, брошенной вещи).
На фоне авторской речи особенно ярко выделяются
описания, которые даются в тексте повести с точки зрения Егорушки и
содержат формы остранения, отражающие особенности детского мировосприятия; в
них используются непрямые наименования предметов, в авторскую речь
включаются алогизмы, характеристики, избыточные с логической точки
зрения: За оградой под вишнями день и ночь спали Егорушкин отец и
бабушка Зинаида Даниловна. Когда бабушка умерла, ее положили в длинный,
узкий гроб и прикрыли двумя пятаками глаза, которые не хотели
закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит...
Однако случаи остранения исчерпываются в повести
лишь развернутыми пятью контекстами, причем в последнем из них —
знаменитом описании грозы {Налево, как будто кто-то чиркнул по небу
спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла.
Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше.
Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо) — наивно-непосредственное восприятие Егорушки, дополняется позицией повествователя.
Контексты, воплощающие точку зрения Егорушки,
сочетаются с контекстами, в которых отражена коллективная точка зрения
персонажей. Это может быть:
— позиция всех находящихся в бричке:
Через минуту бричка тронулась в путь. Точно она
ехала назад, а не дальше, путники видели то же самое, что и до полудня.
Холмы все еще тонули в лиловой дали, и не было видно их конца; мелькал
бурьян;
— позиция подводчиков:
Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и
потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно. Наконец
раздались шаги вблизи, кто-то кашлянул, мигавший свет точно расступился,
с глаз спала завеса, и подводчики вдруг увидели перед собой человека;
— общая точка зрения Ивана Иваныча и Егорушки:
Иван Иваныч отворил калитку и вместе с Егорушкой
увидел большой двор, поросший бурьяном и репейником. В ста шагах от
ворот стоял небольшой домик с красной крышей и с зелеными ставнями.
Таким образом, повествовательная перспектива повести
постоянно колеблется и расширяется за счет введения нескольких
возможных субъектов восприятия. Она углубляется также в результате
включения в повествование «голосов» персонажей. Так, в сцене беседы
подводчиков у костра представлена живописная косвенная речь персонажей с
вкраплением элементов их несобственно-прямой речи:
Пантелей рассказывал, что в былое время, когда еще
не было железных дорог, он ходил с обозами в Москву и в Нижний,
зарабатывая так, много, что некуда было девать денег. А какие в
то время были купцы,какая рыба, как все было дешево! Теперь же дороги
стали короче, купцы скупее, народ беднее, хлеб дороже, все измельчало и
сузилось до крайности.
В повести, наконец, представлены контексты, содержащие возможный угол
зрения эпизодических персонажей, реконструируемый повествователем,
сигналом гипотетичности предполагаемой точки зрения в этом случае служат
вводно-модальные слова, обороты со значением предположительного
сравнения:
С тупым удивлением и не без страха, точно видя перед собой выходцев с того света, он,
не мигая и разинув рот, оглядывал кумачовую рубаху Егорушки и бричку.
Красный цвет рубахи манил и ласкал его, а бричка и спавшие под ней люди
возбуждали его любопытство; быть может, он и сам не заметил, как
приятный красный цвет и любопытство притянули его из поселка вниз, и,
вероятно, теперь удивлялся своей смелости.
«Сосуществование разных точек зрения ведет к появлению двойных или многократных описаний одного и того же персонажа». Так, Дымов изображен не только с точки зрения
повествователя, но и с точки зрения Егорушки, Васи, Пантелея. Однако
передача 1 точки зрения других персонажей носит ограниченный характер:
«Видит степь до конца только один Егорушка. Его степь художественно
достоверна, ему, ребенку, Чехов передал видение, у остальных видение
отрезано, скручено окружением Варламова».
Расширение точки зрения персонажа в структуре
повествования, усиление в тексте его субъектно-речевого плана — процесс,
характерный как для прозы А.П. Чехова, так и для всей русской
литературы на рубеже XIX—XX вв., однако повесть «Степь» занимает особое
место в творчестве Чехова. В ней средства передачи точки зрения
персонажа взаимодействуют с разнообразными средствами выражения
авторской позиции. В тексте повести выделяются фрагменты, в которых
ведущей является именно авторская точка зрения: это не только
нейтральные описания или формы повествования, но и авторские сентенции
и, наконец, отступления (главы II, IV и VI), в которых прямо выражаются
авторские оценки и наблюдается концентрация речевых средств лирической
экспрессии (повторы, синтаксический план настоящего, прямые авторские
оценки, параллелизм построений, обращение к градации, тенденция к
ритмизации). Для этих отступлений характерно употребление глагольных
форм в обобщенно-личном значении:
Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый
старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда,
бесшумно пролетит над землею ночная птица, мало-помалу на память
приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и
все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне
насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном
свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают
чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда
жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над
степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в избытке счастья
чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она
одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не
воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее
тоскливый, безнадежный призыв: певца! певца!
Таким образом, авторская речь в повести «Степь»
характеризуется открытой субъективностью, в то же время точка зрения
повествователя постоянно взаимодействует с точкой зрения персонажа. Она
то накладывается на нее и совмещается с ней:
Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта
странная песня; потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что
это пела трава; в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов,
но жалобно и искренно убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата...;
то отчуждается от точки зрения героя и противопоставляется ей:
Русский человек любит вспоминать, но не любит жить;
Егорушка еще не знал этого, и прежде чем каша была съедена, он уже
глубоко верил, что вокруг котла сидят люди, оскорбленные и обиженные
судьбой.
Взаимодействие субъектных планов повествователя и
героя находит выражение в использовании в них общих речевых средств
(повторы сравнений, слов тоска, скука, одинокий, лексических
единиц, содержащих сему ‘невоплощенность’ развивающийся обоих
субъектно-речевых планах мотив песни и др.). Расхождение же точек зрения
и размежевание субъектных планов повествователя и персонажа связаны с
элементами проспекции в тексте. Позиция Егорушки оказывается
расщепленной на внутреннюю точку зрения, связанную с временем,
изображенным в произведении, и точку зрения, отнесенную к более позднему
времени за пределами текста, к «будущему» героя. Ср.: Теперь Егорушка всё: принимал за чистую монету и верил каждому слову, впоследствии же ему казалось странным, что человек, изъездивший на своем веку, всю
Русь... обесценил свою богатую жизнь до того, что всякий раз,; сидя у
костра, или молчал, или же говорил о том, чего не было.
Таким образом, повествование в «Степи» носит
объемный характер, в основе его организации — взаимодействие и
переплетение разных субъектных планов, доминирующими среди которых
являются план повествователя и план Егорушки. Соотношение этих планов,
их взаимопереходы во многом определяют своеобразие композиционно-речевой
организации этой «бессюжетной» повести.
Вопросы и задания1. Выделите все номинации главного героя в тексте
рассказа А.П. Чехова «Ионыч» (1898): доктор Старцев, Дмитрий Ионыч,
Старцев и т.п.: Как строится в тексте цепочка этих наименований? С чьей
точки зрени они даются? Какие номинации героя являются доминирующими в
рассказе? Чем обусловлена смена номинаций в тексте произведения?
2. Рассмотрите реплики и монологи Старцева. Как эволюция геро отражается в его речи?
3. Сопоставьте описания семьи Туркиных в главах I,
IV и V. Выделит повторы, встречающиеся в этих описаниях, определите их
функцию тексте. Чем различаются данные описания? С чем связаны эти
различия Выделите другие типы повторов, определите их функции.
4. По мнению З. Паперного, «парадоксальность»
рассказа в том, что «отталкиваясь от Туркиных», герой «опускается
гораздо ниже Туркиных»; Докажите, что в главе рассказа Туркины увидены
повествователем Ионычем по-разному. Какие речевые средства указывают на
позиции героя, как выражается при этом точка зрения автора?
5. Найдите в рассказе контексты, содержащие внутреннюю речь героя Какими средствами она передается, как она организована?
6. Выделите несобственно-прямую речь героя. Какие средства несобственно-прямой речи используются в рассказе?
7. Проанализируйте текст главы II. Какие описания в
ней даны с точки зрения главного героя? Выделите речевые средства,
указывающие на угол зрения Ионыча. Как средства выражения точки зрения
героя взаимодействуют с авторской речью?
8. В тексте рассказа представлены разные формы
передачи субъектно-речевого плана героя (прямая, косвенная, внутренняя,
несобственно-прямая речь). Как распределяются они в тексте произведения?
Каково соотношение этих форм и их развитие в рассказе?
9. Какие «голоса» других персонажей представлены в
речевой структуре рассказа? Какие способы передачи чужой речи при этом
используются? |