В художественном тексте, который представляет собой
план выражения литературного произведения, языковые средства служат не
только способом отображения внеязыковой действительности, но и формой художественных
образов. Те «приращения смысла» (В.В. Виноградов), которые языковые
средства регулярно приобретают, функционируя в тексте, определяются как
их семантикой, так и их связями друг с другом, эти связи обусловливают
многомерность и выразительность порождаемых ими художественных образов,
также организованных в композиционном отношении.
Филологический анализ текста немыслим без
рассмотрения его образов строя и, следовательно, тех языковых средств,
которые служат их формой. «Структура словесного образа заключена в
сложном соотношении слова как такового и слова как носителя
художественной субстанции». Словесный образ не сводится к тропу, хотя тропы и
играют огромную роль в создании художественного мира произведения: как
уже отмечалось, любое слово в составе целого может получить образное
«приращение смысла». Филологический анализ текста поэтому не должен
сводиться к регистрации тропов и их квалификации, к перечислению метафор
или сравнений, вырванных из контекста, в центре внимания должна быть
«жизнь» образа: его связи, развертывание в структуре текста,
соотнесенность с изображаемым в произведении миром и др., при этом
необходимо учитывать следующие основные моменты:
1. Образные средства художественного текста зависят от предмета изображения, сюжетной ситуации, темы произведения и, в свою очередь, выделяют ту или иную реалию,
мотив, тему. Изображаемый мир служит источником тропов. «Этот общий
принцип имеет разные проявления, которые зависят от того, как
соотносится опорное слово тропа с обозначениями реалий изображаемого
мира. В одних случаях реалии, на которые опирается троп, не имеют
самостоятельной значимости в тексте, но ассоциативно связаны с темой
соответствующего фрагмента текста и представляю! собой принадлежность
изображаемого мира, оставаясь при этом за текстом; в других случаях они
имеют самостоятельную значимость? так что обозначение реалии и образ
сравнения совпадают». Так, в повести Л.Н. Толстого сравнение Хаджи-Мурат — репей (...Вдруг он отшатнулся от дерева и со всего роста, как подкошенный репей, упал на лицо и уже не двигался) соотносится
с реалией, детально описанной в начале произведения. В стихотворении же
А.С. Пушкина «В прохладе сладостной фонтанов...» метафоры и сравнения
мотивируются изображаемым в поэтическом тексте миром ханского дворца,
реалии которого обозначаются только в составе тропов: Поэт, бывало, тешил ханов // Стихов гремучим жемчугом...; // Его рассказы расстилались, // Как эриванские ковры... Тропы в тексте взаимодействуют друг с другом и, в свою очередь, характеризуют мир восточной поэзии.
Взаимодействие образных средств в стихотворении
Пушкина, с одной стороны, создает яркую картину бахчисарайского дворца, с
другой — развивает тему литературного творчества, в результате
возникает обобщенный образ восточной поэзии, с которой сопоставляется
поэзия другой «чудной стороны».
Характер образных средств может также мотивироваться
точкой зрения персонажа, особенностями его картины мира. Так, в
рассказе И.А. Бунина «Худая трава» используются сравнения снега с
лебяжьим пухом, солью, звезд — со светляками, эти сравнения отражают
точку зрения героя — крестьянина.
Образные средства разных типов сближаются в тексте
на основе общих сем, соотносясь с его темой, и развивают его ключевые
мотивы. Например, в рассказе И.А.Бунина «Петлистые уши», основная тема
которого — власть зла над душой человека, порождающая «непобедимую жажду
убийства», в описаниях города концентрируются тропы, связанные с
мотивами смерти, греха и преступления; ср.: ...обезглавленный туманной темнотой Казанский собор; мертвый Невский; точно в аду пылал багровый огонь огромного факела...
Связь образных средств текста с сюжетом произведения
проявляется и в том, что они могут выполнять ретроспективную или
проспективную функцию, т.е. предварять ту или иную ситуацию,
подготавливая читателя к определенному повороту сюжета или, напротив,
обращаться к опущенным его звеньям. Так, в рассказе Бунина «Натали»
смерть героини, о которой читатель узнает в финале, предваряется
повторяющимся в тексте образом месяца с «мертвенно-бледным лицом» и
образом летучей мыши с «курносой, похожей на смерть, хищной мордочкой». В
романе «Жизнь Арсеньева» смерти Лики предшествует последовательность
таких образных деталей, как «ждущая могила», «длинный дешевый гроб»,
«что-нибудь черное». В рассказе Бунина «Чистый понедельник» ассоциативно
сближаются образное сочетание с метафорическим эпитетом кирпично-кровавые стены монастыря и метафора светящийся череп над Кремлем (о
месяце), которые вводят в текст неявную информацию об историческом
прошлом России и предсказывают грядущую трагедию, связывая с ней судьбы
героев.
2. Словесные образы в художественном тексте
отображают ту или иную картину мира, преобразуя ее в соответствии с
интенциями автора и обновляя восприятие читателя. Различные аспекты этой
картины прежде всего находят отражение в чувственных образах:
зрительных, звуковых, одоративных и т. п. Образные средства в этом
случае прежде всего выполняют изобразительную функцию, служат для визуализации описания (повествования), создают художественную реальность в богатстве красок, см., например: Снежная, пухлая крыша... вся играет белыми и синими бриллиантами (И.А. Бунин); Море, опоенное и опресненное дождем, тускло-оливково (В.В. Набоков).
Круг образов, представленных в художественных
текстах, естественно, не исчерпывается наглядно-чувственными образами.
Формой образа столь же часто служат, с одной стороны, слова, называющие
абстрактные понятия, геометрические фигуры, условные знаки, с другой —
слова, обозначающие животных, растения, птиц, бытовая лексика. Словесные
образы связаны с разными тематическими сферами (Человек, Время,
Пространство, Жизнь — Смерть и др.) и определяют взаимодействие,
пересечение разных миров, разных форм бытия. Не случайно словесный образ
часто определяют как сближение несходного или даже несовместимого.
Изобразительная функция образов сочетается с когнитивной (познавательной).
Образные средства актуализируют стоящие за языковыми единицами
концептуальные структуры и конденсируют знания о мире.
«Образы погружаются в сознании в принципиально иную
сеть отношений и связей сравнительно с тем положением, которое занимают
их оригиналы в реальном мире. Сознание создает для них новый контекст, в
котором первостепенную роль приобретают реорганизующие или, скорее,
организующие картину мира ассоциативные отношения» см., например: Мухи-мысли ползут, как во сне (И. Анненский); Девиз таинственной похож: на опрокинутое 8 (И. Анненский); Моя
встреча с женщиной прямых линий была первым уроком ежедневной
математики, науки о положительных и отрицательных величинах... о тупых
углах компромиссов, об острыхуглах ненависти и убийства (Г. Газданов); Белое небо в снегу, распустилось, как время (Б.
Погатавский). Эти ассоциативные отношения выражают неявную информацию,
содержащуюся в тексте, и определяют открытость его смыслов.
3. Образные средства текста обращены «не только к
определенному участку изображаемой действительности, но и к своим
соответствиям и подобиям в тексте», их соотнесенность при этом может проявляться:
а) в «множественности образных соответствий при одном предмете речи», так, например, в уже рассмотренной нами книге
воспоминаний В. Набокова «Другие берега» память уподобляется дому,
пространству («стране»), механизму и т.п.;
б) в повторе одного и того же словесного образа или в варьировании образных средств с тождественными компонентами семантики при изображении одного предмета
речи, например, в рассказе И.А.Бунина «Ворон» сквозной образ текста,
выделенный его заглавием, выражен разноструктурными средствами:
— сравнением, открывающим рассказ: Отец мой похож был на ворона;
— метафорой: Невысокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый, был он и впрямь совершенный ворон;
— метафорическим эпитетом: поводил своей большой вороньей головой;
— творительным сравнения, завершающим текст: Он, во фраке, сутулясь вороном, внимательно читал, прищурив один глаз, программу;
в) наконец, в изображении разных реалий (лиц и др.) при помощи сходных по значению образных средств или их повторов. Вспомним знаменитое описание дома Собакевича и самого героя в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.
Любой образ в художественном тексте может входить в
группу близких ему по значению образов и развивать общий для них смысл.
Образные средства вступают в тексте в системные связи: они
образуют ряды (поля), для единиц которых характерны отношения
эквивалентности или со- и противопоставления. Группировка этих рядов и
их расположение в тексте — одно из проявлений его семантической
композиции. Так, в тексте романа И.А.Гончарова «Обломов» контрастируют
образы света (огня) и «потухания», сна; при этом метафора «луч»,
повторяясь, сближает сферы деятельной мысли и страсти и распространяется
на изображение разных героев в моменты душевного подъема, ср.: луч страсти, розовый луч любви, луч мысли, в лучах ее бодрых сил, Ольга — «луч света». Одновременно в тексте романа противопоставляются разные образы жизни: жизни — (бурной) реки и жизни — плавного течения, ср., например: Он [Обломов] ...все
доискивался нормы жизни, такого существования, которое было бы и
исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в
немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной,
мирно-хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно
несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц. Оппозиция «интенсивность» (бурность) —
плавность» — частная реализация оппозиции «динамика—статика»,
пронизывающей весь текст и характерной, например, для тропов и
сравнений, изображающих жизнь мысли. Большинство из них варьирует
образные параллели «мысль — птица», «мысль — волна», включает глаголы
движения: Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах...;
Она не успевает ловить мыслей, точно стая птиц, порхнули они; Мысли
неслись ровно, как волны. Изображение жизни мысли при этом вновь коррелирует с описанием чувств, ср.: Чувство садится, как птица на ветку.
Противопоставления и сближения рядов тропов в тексте
романа «Обломов» выявляют «норму» жизни, отличительными признаками
которой выступают «свет», «огонь», «динамика». Образы же, развивающие
мотив «плавного течения», в финале романа сменяются метафорой «гроб
существования»... В ней нейтрализуется противопоставление «жизнь —
смерть», существование-сон оборачивается духовной гибелью.
Повторяющиеся образные средства связывают разные
сюжетные линии текста, различных персонажей, изображение предметного
мира и внутреннего мира человека. Так, в рассказе И.А. Бунина «Последнее
свидание» эпитеты мертвый и мертвенный используются и в
описаниях природы, и в портрете главного героя, в образной форме
воплощая один из мотивов текста — мотив гибели любви, молодости, жизни,
ср.: Дорога вошла в мелкий лес, мертвый, холодный от луны и росы;
белый рыхлый туман стоял под скатом полей, мертвенно синея...; Сухое,
жесткое лицо Стрешнев было мертвенно.
Образные средства текста, как мы видим,
располагаются в нем не хаотично, а в соответствии с авторскими
интенциями. «В языке, подчиненном художественному заданию, в
произведении словесного искусства композиция становится законом
расположения: словесного материала, как художественно расчлененного и
организованногопо эстетическим принципам целого». Для образного строя художественного текста
характерны различные композиционные приемы: повтор, контраст,
параллелизм, монтаж и др.
4. Образные средства одного художественного текста
могут вызывать ассоциации с другим текстом или прямо отсылать к нему,в
результате смысл художественного произведения обогащается полностью или
частично формируется посредством обращения к образной системе иного
текста, который относится к творчеству) того же автора, к предшествующей
литературе или мифологии. Обратимся, например, к последнему
четверостишию стихотворения А. Ахматовой «Надпись на книге» (1940),
посвященного М. Лозинскому:
И сада Летнего решетка,
И оснеженный Ленинград
Возникли, словно в книге этой
Из мглы магических зеркал,
И над задумчивою Летой
Тростник оживший зазвучал.
Образ «магических зеркал» отсылает к образу
«магического кристалла» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,
посвящение к которому перекликается со стихотворением Ахматовой. Образ
же «ожившего тростника» соотносится с образным рядом в стихотворении
Пушкина «Муза» (ср.: Тростник был оживлен божественным дыханьем), в
свою очередь опирающимся на цепочку мифологических образов (превращение
нимфы Сиринги в тростник, из которого Пан сделал свирель). Образ
тростника трансформируется в символ, предлагающий открытый ряд смыслов:
звуки «ожившего тростника» — и знак возвращения к творчеству, и знак
нового обретения поэтического вдохновения, щ знак бессмертия
искусства, преодолевающего забвение и побеждающего смерть (см. образ
«задумчивой Леты» — реки забвения исмерти, с одной стороны, отсылающий к
переводу М.Лозинского, с другой — соотносящийся с Невой). В то же время
образ тростника восходит и к мифу об ослиных ушах царя Мидаса,
наказанного Аполлоном. Тайну о них цирюльник поведал только ямке,
выкопанной в земле. Именно на этом месте, согласно мифу, и появился
тростник, который поведал миру правду. С учетом этого мифологического
подтекста образ тростника приобретает еще один смысл: это знак хранимого
в тайне слова, которое призвано возвестить истину. «Миф о тростнике...
проецируется у Ахматовой на ее собственные потаенные стихи "реквиемной"
тематики... "Тростник" для нее стал символом запрещенной поэзии,
крамольной истины».
Итак, в процессе филологического анализа текста
необходимо учитывать системность образных средств, их соотнесенность с
сюжетом, изображаемым миром и друг с другом, устанавливать их
межтекстовые связи, выявляющие дополнительные смыслы.
Рассмотрим систему словесных образов на материале рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». |