В 11-м классе, анализируя повесть И.А. Бунина
«Митина любовь», мы вместе с учащимися обращаем
внимание на стихотворение, которое нам
понадобится в дальнейшем и которое звучит в
тексте повести в устах Кати. Это известное
стихотворение А.А. Блока «Девушка пела в
церковном хоре», и оно проявляет сущность
названного произведения из бунинского цикла
«Темные аллеи».
Важно обратить внимание на совершенно
неправильное понимание и истолкование самого
стихотворения, которое становится «камнем
преткновения» для большинства, особенно если
дети (а речь идет о современных детях, для которых
компьютер – свет в окошке) не приучены получать
закодированную в некотором смысле информацию
письменных носителей. Напоминаем, как звучит
блоковское стихотворение.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче,
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко у царских врат
Причастный тайнам, плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
По прочтении стихотворения, которое дети
готовили дома, задается вопрос: «Как девушка
пела?» – ведь в первой строке второй строфы мы
читаем:
Так пел ее голос...
Каких только ответов вы не услышите, если
вообще услышите! Хорошо, если найдется один
внимательный ученик (как правило, такой
находится), который даст верный ответ,
заключающийся в том, что голос был сладок, а
это первые четыре слова последней блоковской
строфы.
О чем можно говорить, когда дети не приучены к
внимательному чтению? Эта проблема побуждает
педагога искать и находить «свои задания»,
соответствующие классам различного уровня. Эти
задания помогут расставить акценты и
обусловливать в дальнейшем мотивированное,
внимательное чтение. Кроме того, данное
стихотворение может стать основой для
дальнейшего обсуждения как на уроках литературы,
так и на уроках русского языка.
Например, можно предложить детям задание
такого типа: «Что изменится, если в последней
строке блоковского стихотворения заменить
предложение О том, что никто не придет назад
на О тех, кто уже не придет назад?». Или,
предваряя разговор о словах-паронимах,
необходимых, в частности, для выполнения
тестовых заданий ЕГЭ, можно попросить заменить в
блоковском стихотворении усталых на уставших
и определить правильность такой замены. То же
самое задание можно предложить в самом начале
урока о певце уходящих дворянских гнезд,
предлагая детям найти недостающее звено,
поставленное эпиграфом к уроку:
И горько я, и сладостно тоскую,
И грезится мне светлая мечта,
Что воскресит мне радость неземную
........................ земная красота.
Подскажите детям, указав на
«асимметричность» данного бунинского
стихотворения, проявляющуюся в антонимичных
парах, и искомое прилагательное – эпитет печальная
– будет найдено.
Можно предложить еще одно задание: на доске
(экране, компьютере, в конце концов на
разрезанных полосках бумаги даны условия
выполнения – формула Только в мире и есть, что,
которая звучит три раза, а в четвертый она
приобретает несколько измененный вид, а именно: Только
в мире и есть этот, и набор слов-лексем в
начальной форме: дремлющий, тенистый,
задумчивый, душистый, чистый, милый, лучистый;
детски, влево; клен, шатер, взор, убор, пробор,
головка. Необходимо, используя фетовскую
поэтическую формулу и слова-скрепы, воссоздать
оригинал знаменитого стихотворения великого
русского поэта. В классах достаточно
подготовленных возможна подсказка: Только в
мире и есть, что тенистый... Можно предложить
такой графический вариант, который будет
выглядеть следующим образом:
Только в мире и есть, что тенистый
......................................
Только в мире и есть, что ...........
......................................
Только в мире и есть, что ...........
......................................
Только в мире и есть этот ...........
..........................
В результате непростой работы (возможно,
групповой) дети, «проникая» в поэтическую
мастерскую автора, получают единственно
правильный (но не единственно возможный)
фетовский вариант:
Только в мире и есть, что тенистый
///////////////////Дремлющих кленов
шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
///////////////////Детски задумчивый
взор.
Только в мире и есть, что душистый
///////////////////Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
///////////////////Влево бегущий пробор.
Возможно построить задания с выбором ответа.
Так, например, читая и анализируя роман
И.С. Тургенева «Отцы и дети», давая
характеристику Павла Петровича Кирсанова,
предлагаем, предварительно обратив внимание
учащихся на слова Базарова: «Аристократизм,
либерализм, прогресс, принципы... подумаешь...
сколько иностранных... и бесполезных слов.
Русскому человеку они даром не нужны», –
следующее задание: какое из слов имеет значение
«самодовольный, пошлый франт, щеголь»?
1) Ханжа.
2) Фат.
3) Парвеню.
4) Сноб.
Ученики при внимательном чтении не только
дадут правильный ответ (ведь он звучит в тексте
тургеневского произведения), но и обязательно
поинтересуются лексическим значением и других
незнакомых слов.
Все эти и подобные задания (а их в арсенале
каждого учителя найдется немало) позволят не
только улучшить качество обучения, но и ввести
уважаемого учащегося в увлекательный мир
словесного искусства. |