Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде
всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом
изучения и интерпретации, именно он требует активности восприятия и от
читателя, и от исследователя.
Любой текст представляет собой систему знаков и
обладает такими важнейшими свойствами, как связность, отграниченность,
цельность. Кроме этих свойств, исследователями отмечаются и другие:
воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь
с другими текстам
...
Читать дальше »
|
Жанр — одна из основных категорий поэтики, причем
категория, обладающая огромной силой обобщения. В основе выделения
любого жанра — представление о стандартизованной структуре речевых
произведений, выделение и описание наиболее устойчивых, регулярно
повторяющихся содержательных и формальных признаков, объединяющих группу
текстов, с их последующей типизацией. «Жанры... есть исторически
сложившиеся типы художественных произведений». Жанровый «канон» определяет ожидания читателя, отступления же от него — знак преобразования исходной формы, которое активизирует восприятие адресата текста.
...
Читать дальше »
|
Книга воспоминаний В.В.Набокова «Другие берега»,
вышедшая в свет в 1954 г., по определению автора, «является
систематически соединенным скоплением личных воспоминаний, географически
простирающихся от Санкт-Петербурга до Сант-Наза-ра и охватывающих
тридцать семь лет, с августа 1903 до мая 1940 г; с немногими вылазками в
более поздние пространственно-вре-менные точки». В предисловии к «Другим берегам» В.В. Набоков сам
определил авторские интенции — «цель» произведения: «описать прошлое с
предельной точностью и отыскать в нем полнозначные очертания, а именно:
развитие и повторение тайных тек в явной судьбе». Согласно авторской оценке, это амбивалентный «гибрид автобиографии и романа».
...
Читать дальше »
|
Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что проявляется в его композиции.
Композиция художественного текста — «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Это построение произведения, определяющее его
целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена
авторски
...
Читать дальше »
|
Любой текст характеризуется наличием повторов,
определяющих его связность. Понятие связности «в самом общем плане может
быть определено через повтор; некоторая последовательное знаков на том
основании расценивается как связная, что имеет, место повторяемость
различных знаков, их форм, а также смыслов; повторяясь, они скрепляют,
"сшивают" такую последовательность; в одно отдельное целое» (ср. «текст» — лат. textum— 'ткань'). Од-;
нако созданием связности не исчерпываются функции повтора Он играет не
меньшую роль и в создании целостности текста.
...
Читать дальше »
|
«Уединенное» (1912) В.В.Розанова уже его современниками было оценено как
произведение экспериментальной формы, фиксирующее «восклицания, вздохи,
полумысли, получувства», которые «сошли прямо с души, без переработки»,
и разрушают границы между художественным текстом и текстом
документальным или «мимолетной» записью. Для «Уединенного» характерна
свобода композиции, которая сочетается с предельной субъективностью и
динамизмом переключений из одного стилистического регистра в другой.
Ассоциативному характеру повествования соответствуют принцип «мозаики» в
соположении элементов текста и особая синтаксическая организация.
...
Читать дальше »
|
В художественном тексте, который представляет собой
план выражения литературного произведения, языковые средства служат не
только способом отображения внеязыковой действительности, но и формой художественных
образов. Те «приращения смысла» (В.В. Виноградов), которые языковые
средства регулярно приобретают, функционируя в тексте, определяются как
их семантикой, так и их связями друг с другом, эти связи обусловливают
многомерность и выразительность порождаемых ими художественных образов,
также организованных в композиционном отношении.
Фил
...
Читать дальше »
|
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» занимает особое
место в композиции «Записок охотника», однако именно он «наиболее
подвергался искажению в критике». Интерпретации этого рассказа различны и часто
противопоставлены друг другу. Так, с точки зрения В. Стоюнина, это
рассказ о крестьянских детях, живущих «в невежественной среде», «которые
сделались несчастными от своего ложного отношения к «природе»; по мнению же современных исследователей, это
произведение, в котором «русский
...
Читать дальше »
|
Филологический анализ текста невозможен без
рассмотрена композиционно-речевой системы произведения и, соответствен'
но, структуры его повествования. Понятие «структура повествования»
связано с такими категориями текста, как повествовательная точка зрения,
субъект речи, тип повествования. В научной литературе по этому вопросу неоднократно отмечалось, что
повествование может вестись с разных точек зрения, причем в прозе XIX —
XX вв. все возрастающую роль в художественном текст играет точка зрения
персонажа. Фиксация повествовательной точки зрения может быть связана с
обращением к речи ее носителя. В этом случае в тексте произведения
устанавливается динамическое соотношение разных субъектно-рече
...
Читать дальше »
|
Повесть А.П. Чехова «Степь» (1888) неоднократно
привлекала внимание исследователей. Как отмечает А.П. Чудаков, «наиболее
распространенное толкование художественной специфики этой вещи
заключается в том, что будто бы все: природа, степь, люди — в повести
изображается через восприятие героя, мальчика Егорушки». Между тем структура повествования носит сложный
характер и не может быть сведена к односторонней ориентации на точку
зрения одного персонажа и передачу только его непосредственного
восприятия.
|
«Лето Господне» (1927—1948) И.С. Шмелева, «книга трепетная и молитвенная, поющая и благоухающая», занимает особое место в русской автобиографической
прозе XX в.: это произведение не только по-новому освещает тему детства,
но и открывает новые для этого жанра повествовательные формы.
«Лето Господне» строится как объединение ряда
рассказов, посвященных детству писателя, и состоит из трех
композиционных частей: «Праздники» — «Радости» — «Скорби». Первые две
части имеют во многом симметричную
...
Читать дальше »
|
Понятие пространственно-временного континуума
существенно значимо для филологического анализа художественного текста,
так как и время, и пространство служат конструктивными принципами
организации литературного произведения. Художественное время — форма
бытия эстетической действительности, особый способ познания мира.
Особенности моделирования времени в литературе
определяются спецификой данного вида искусства: литература традиционно
рассматривается как искусство временное; в отличие от живописи, она воссозда
...
Читать дальше »
|
В художественном тексте возникает подвижная, часто
изменчивая и многомерная временная перспектива, последовательность
событий в нем может не соответствовать реальной их хронологии. Автор
произведения в соответствии со своими эстетическими намерениями то
расширяет, то «сгущает» время, то замедляет его,; то ускоряет.
В художественном произведении соотносятся разные аспект художественного времени: сюжетное
время (временная протяженность изображенных действий и их отражение в
композиции произведения) и время фабульное (их реальная
последоват
...
Читать дальше »
|
В художественном тексте время не только событийно, но и концептуально: временной
поток в целом и отдельные его отрезки членятся, оцениваются,
осмысливаются автором, повествователем или героями произведения.
Концептуализация времени — особое представление его в индивидуальной или
народной картине мира, истолкование смысла его форм, явлений и
признаков — проявляется:
1) в оценках и комментариях повествователя или персонажа, включенных в текст: И
многое, многое пережито было за эти два года, кажущиеся такими долгими,
когда внимательно ду
...
Читать дальше »
|
Текст пространствен, т.е. элементы текста обладают
определенной пространственной конфигурацией. Отсюда теоретическая и
практическая возможность пространственной трактовки тропов и фигур,
структуры повествования. Так, Ц. Тодоров отмечает: «Наиболее
систематическое исследование пространственной организации в
художественной литературе было проведено Романом Якобсоном. В своих
анализах поэзии он показал, что все пласты высказывания... образуют
сложившуюся конструкцию, основанную на симметриях, нарастаниях,
противопоставлениях, параллелизмах и т.п., которые в совокупности
складываются в настоящую пространственную структуру»
...
Читать дальше »
|
Художественное пространство драмы характеризуется
особой сложностью. Пространство драматургического текста обязательно
должно учитывать пространство сценическое, определять формы его
возможной организации. Под сценическим пространством понимается «пространство, конкретно воспринимаемое публикой насцене... или же на фрагментах сцен всевозможных сценографии».
...
Читать дальше »
|
Адекватная интерпретация художественного текста,
даже если его филологический анализ не выходит за пределы текстовой
данности, не может не учитывать авторскую позицию, или авторскую
модальность, так или иначе выраженную в произведении.
Авторское отношение к изображаемому сравнительно
редко находит отражение в прямых оценках, но проявляется на разных
уровнях системы текста. Так, на содержательном уровне оно прежде всего
выражается через семантические доминанты (напомним, что доминанта — тот «компонент произведения, который приводит в движе
...
Читать дальше »
|
Одним из важнейших компонентов текста является его заглавие. Находясь вне основной части текста, оно занимает абсолютно сильную позицию в нем. Это первый знак
произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Заглавие
активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что
будет изложено далее. Заглавие — «это компрессированное, нераскрытое
содержание текста. Его можно метафорически изобразить ввиде закрученной
пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания».
...
Читать дальше »
|
Заглавие в творчестве Достоевского всегда смысловая
или композиционная доминанта текста, рассмотрение которой позволяет
глубже понять систему образов произведения, его конфликт или развитие
авторской идеи. Жанр «Кроткой» сам Достоевский определил как
«фантастический рассказ»: в нем, пожалуй, впервые в мировой литературе
текст строится как условная фиксация внутренней речи рассказчика,
близкой к потоку сознания, «с урывками и перемежками и в форме
сбивчивой». «Представьте себе, — замечает Достоевский в предисловии "От
автора", — мужа, у которого лежит на столе жена, самоубийца, несколько
часов перед тем выбросившаяся из окошка. Он в смятении и еще не успел
собрать своих мыслей.... То он говор
...
Читать дальше »
|
В художественном тексте как частной динамической системе языковых средств выделяются ключевые для
выражения его смысла и соответственно для понимания знаки, которые
играют особенно важную роль в установлении внутритекстовых семантических
связей и организации читательского восприятия.
Наличие таких знаков в структуре текста
подтверждается поэтами и прозаиками. Показательно в этом плане
высказывание А. Блока, неоднократно цитировавшееся как литературоведами,
так и лингвистами: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях слов
...
Читать дальше »
|
Жанровое определение, выбранное писателем для своего произведения, — эпопея —
предполагает монументальность формы, проблематику общенародной
значимости, изображение «субстанционных» (Гегель) событий и исторических
коллизий.
«Солнце мертвых» И.С. Шмелева посвящено событиям
Гражданской войны в Крыму и лишено, в отличие от традиционной эпопеи,
исторической дистанции и монументальности формы. Повествование ведется
от первого лица, при этом имя повествователя, как и детали его судьбы,
остаются неизвестными читателю. Повествование лишено эпиче
...
Читать дальше »
|
В исследованиях, посвященных художественной речи,
постоянно отмечаются огромные экспрессивные возможности и конструктивная
роль имен собственных в тексте. Антропонимы и топонимы участвуют в
создании образов героев литературного произведения, развертывании его
основных тем и мотивов, формировании художественного времени и
пространства, передают не только содержательно-фактическую, но и
подтекстовую информацию, способствуют раскрытию идейно-эстетического
содержания текста, часто выявляя его скрытые смыслы.
«Входя в художественный текст сема
...
Читать дальше »
|
И.А. Гончаров принадлежит к тем писателям, для
которых принципиально важен выбор имени героя, служащего одним из
ключевых слов текста и выражающего обычно символические смыслы. В прозе
Гончарова имена собственные последовательно выступают как важное
характерологическое средство, включаются в систему сопоставлений и
противопоставлений, организующих художественный текст на разных его
уровнях, служат ключом к подтексту произведения, выделяют его
мифологический, фольклорный и др. планы. Эти особенности стиля писателя
ярко проявились в романе «Обломов».
|
Ремарки (сценические указания) — особый тип
композиционно-стилистических единиц, включенных в текст драматического
произведения и наряду с монологами и репликами персонажей способствующих
созданию его целостности. Основная функция ремарок — выражение интенций
автора. Одновременно это средство передачи авторского голоса служит
способом непосредственного воздействия на режиссера, актеров и читателя
драмы. Таким образом, ремарки всегда прагматически обусловлены и
определяют адекватность интерпретации драматического произведения.
Основные типы ремарок сложились в русской
драматургии XVIII — начала XIX в. (п
...
Читать дальше »
|
«Драматургический текст, — заметил П. Пави, — это
зыбучие пески, на поверхности которых периодически и по-разному
локализуются сигналы, направляющие восприятие, и сигналы, поддерживающие
неопределенность или двусмысленность». К таким сигналам в пьесе А. Вампилова относятся
прежде всего ремарки, которые носят развернутый характер и составляют
основную часть паратекста драмы (паратекст — вспомогательный
текст, сопровождающий диалоги и монологи персонажей и традиционно
включающий список действующих лиц, описания декораций
...
Читать дальше »
|
Художественный текст может рассматриваться в
нескольких аспектах. Во-первых, он возникает и развертывается по поводу
того или иного реального или воображаемого предмета (референта) или
ситуации, о которой идет речь, этот аспект текста может быть назван референциальным. Во-вторых,
любой текст рождается в условиях коммуникации «автор — читатель» и
отображает ее: в нем учитывается возможная точка зрения адресата,
используются различные средства воздействия на него, моделируется его
образ. Обращение к адресату (адресатам), соотнесенность изображаемого с
его «ожиданием» и оценками позволяют выделять коммуникативный аспект рассмотрения те
...
Читать дальше »
|
Н.С. Лесков вошел в русскую литературу как один из
«богатейших лексикаторов» (М. Горький). За ним давно и прочно
утвердилась слава замечательного мастера сказа, писателя, виртуозно
владевшего сокровищами народной речи, часто обращавшегося к
словотворчеству и языковой игре. В тени, однако, остались другие
особенности его стиля, прежде всего последовательное обращение к «чужим»
текстам, широкое использование различных образов русской и мировой
литературы. Одну из задач художественного творчества Н.С. Лесков видел в
том, чтобы, «ударив в старый камень священных сказаний», «источить из него струю живую и самую целебную»
...
Читать дальше »
|
Для постмодернизма характерна картина мира, «в которой демонстративно, даже с какой-то нарочитостью, на первый план вынесен полилог культурных языков, в равной мере выражающих себя в высокой поэзии и грубой прозе жизни, в идеальном и низменном, в порывах духа и судорогах плоти». Взаимодействие этих языков обусловливает
«обнажение» элементов интертекста, которые выступают в роли
конструктивного текстообразующего фактора. Новый текст уже не только
ассимилирует претекст (чужой дискурс или культурный код), но и строится
как его интерпретация, осмысление. Он пронизан цитатами, аллюзиями и
реминисценциями, которые образу
...
Читать дальше »
|
Итак, мы рассмотрели ряд аспектов филологического
анализа текста. Они связаны с основными текстовыми категориями:
целостностью, субъектностью и адресованностью (структура повествования),
темпоральностью и локальностью (художественное время и пространство),
оценочностью, интертекстуальностью. Каждая из этих категорий открывает
путь к интерпретации произведения и может служить отправным пунктом
комплексного филологического анализа текста . Комплексный анализ — это анализ обобщающего типа, который
предполагает расположение композиционно-речевой структуры текста, его
образного строя, пространственно-временной организации и
интертекстуальных связей. Цель комплексного анали
...
Читать дальше »
|
|