«Драматургический текст, — заметил П. Пави, — это
зыбучие пески, на поверхности которых периодически и по-разному
локализуются сигналы, направляющие восприятие, и сигналы, поддерживающие
неопределенность или двусмысленность». К таким сигналам в пьесе А. Вампилова относятся
прежде всего ремарки, которые носят развернутый характер и составляют
основную часть паратекста драмы (паратекст — вспомогательный
текст, сопровождающий диалоги и монологи персонажей и традиционно
включающий список действующих лиц, описания декораций, временные и
пространственные указания и др.).
Авторские ремарки в пьесе Вампилова организуют
сценическое действие и определяют основной принцип ее построения —
совмещение в ее структуре двух темпоральных (временных) планов:
настоящего героя и его прошлого. В основе композиции драмы — переходы от
одного плана к другому. Настоящее (воссоздаваемые в сценическом
действии отрезки одного дня из жизни Зилова) дополняется
ретроспективными сценами — воспоминаниями героя, см., например,
следующие ремарки: Начинается его первое воспоминание; Воспоминание второе; Начинается воспоминание третье (выделено А.В. Вампиловым).
В пьесе использован парадоксальный прием:
воспоминания героя репрезентируются в диалогах персонажей, но в сущности
представляют собой внутренний монолог Зилова, который последовательно
драматизируется. Для драмы «Утиная охота», таким образом, характерна
ретроспективная композиция, получившая широкое распространение в мировой
драматургии с 1930-х годов под влиянием кинематографа. Воспоминания
«оживают» в памяти героя и реализуются в сценическом действии, при этом
план прошлого доминирует в художественном времени пьесы, а герой
предстает в двух ипостасях: как субъект воспоминаний (и соответственно
как своеобразный аналог автора) и как действующее лицо, воспринимаемое и
зрителем, и самим вспоминающим Зиловым «со стороны». Ремарки,
фиксирующие переход от одного временного плана к другому, служат, как мы
видим, способом создания эстетического эффекта отчуждения и сигналом
двойственности личности главного героя. Основной проблемой пьесы,
является проблема самоидентификации центрального персонажа.
Переход от прошлого к настоящему (и наоборот)
одновременно выделяется сменой обстановочных «световых» ремарок,
фиксирующих выключение или включение на сцене света. Ср.: Свет на сцене гаснет, передвинется круг, и сцена освещается. Начинается его первое воспоминание... Свет гаснет, круг в темноте поворачивается, и снова зажигается свет. Продолжается первое воспоминание Зилова...
Последовательная фиксация перехода от света к тьме
носит структурообразующий и одновременно символический характер; герой
во внутреннем мире текста постоянно находится на границе между светом и
мраком. Это пограничное положение, подчеркиваемое повторяющимися в
тексте ремарками, — знак ситуации выбора, который должен сделать Зилов, и
в то же время знак его раздвоенности, пребывания личности на рубеже
двух миров. «Обстановочные» сценические указания служат в результате
одним из важнейших компонентов образной системы текста в целом.
Световые контрасты дополняются контрастами
звуковыми, «музыкальными»: ремарки последовательно фиксируют не только
переходы от света к темноте, но и переход от траурной музыки к музыке бодрой или развязной (и наоборот) см., например: Бодрая
музыка внезапно превращается в траурную; Траурная мелодия, которая
внезапно обрывается и после секундной паузы сменяется своим развязным
вариантом.
Для паратекста, таким образом, характерны сквозная оппозиция траурный — бодрый (веселый) и
связанные с ней семантические противопоставления: «смерть — жизнь»,
«трагедия — веселость», «глубина — развязность». В то же время ремарки
подчеркивают единство мелодии, которая выступает в драме в разных
ритмических вариантах, причем амбивалентность ее восприятия связана
опять же с образом главного героя пьесы — Виктора Зилова. Игра,
предлагаемая в пьесе «Утиная охота», оказывается близкой к карнавальной:
с одной стороны, смех неразрывно связан с «серьезными» категориями, с
другой стороны, они подвергаются пародированию и снижению.
Авторские ремарки определяют и переход от настоящего
сценического к «видениям» героя, к сценам, порожденным его
воображением. Реальное в результате сочетается с ирреальным.
Сцены-«видения» повторяются в драме, образуя композиционное кольцо,
ремарки при этом указывают на характер их тональности. Ср.:
Действие I
На площадке, освещенной ярким прожек-тором, сейчас
возникнут лица и разгово-ры, вызванные воображением Зилова. К моменту их
появления траурная музыка странным образом преображается в бодрую,
легкомысленную... Поведение лиц, их разговоры в этой сцене должны
выглядеть пародийно, шутовски, но без мрачной иронии.
Действие III
Поведение лиц и разговоры, снова возникшие в
воображении Зилова, на этот раз должны выглядеть без шутовства и
преувеличения, как в его воспоми-наниях, то есть так, как если бы всё
это случилось на самом деле. Возможности драмы, таким образом, расширяются:
сценическое действие оказывается способным передать не только
воспоминания героя, но и его представления. Внутренняя жизнь персонажа
реализуется в сценических эпизодах, место действия в известной мере
дематериализуется, театральный монтаж представляет биографию героя как
цепь отдельных, «разорванных» фрагментов, дополняемых его воспоминаниями
и «видениями». Объектом театрализации в «Утиной охоте» соответственно
служат не только события жизни Зилова, но и сфера его сознания, его
воспоминания и грезы. В свою очередь, «реальность», воссоздаваемая в
драме, также театрализована: в игру вовлечен почти каждый персонаж
пьесы, что опять же подчеркивается авторскими ремарками (см. об этом
далее). В результате размываются границы между реальным и мнимым,
действительным и иллюзорным, настоящим и ложным. Зыбкость этих границ,
отмеченная в ремарках, характерна, во-первых, для основного сценического
действия и, следовательно, для внутреннего мира текста; во-вторых, для
сферы сознания героя, которое, как уже отмечалось, также служат объектом
театрализации. В центре внимания оказывается не целостный образ мира, а
сам процесс создания этого еще не завершенного образа, а герой
наделяется признаками неопределенности и интерсубъективности. Такое
построение текста драмы требует активизации восприятия читателя
(зрителя).
Авторские ремарки в «Утиной охоте» детально
характеризуют персонажей, прежде всего главного героя пьесы. Они
строятся как минитексты — описания, которые имеют самостоятельную
эстетическую значимость и прямо отражают авторскую позицию, см.,
например:
Зилову около тридцати лет, он довольно высок,
крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы,
происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же
время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие
небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с
первого взгляда.
В описании Зилова вновь подчеркивается, как мы
видим, внутренняя противоречивость героя. В то же время ремарки сближают
его с другими персонажами пьесы, например с официантом Димой. Ср.: Это ровесник Зилова и Саяпина, высокий, спортивного вида парень... «Официант
и Зилов как бы раздвоившийся на наших глазах один человек. Две стороны
одной души... Только Официант и Зилов связаны с утиной охотой. Внешне —
они едва ли не близнецы. И тем разительнее пропасть между различными
внутренними, состояниями того и другого».
Итак, ремарки в драме Вампилова последовательно
устанавливают связи между образами разных персонажей и в то же время
обладают выделительной силой. Их характерологическая функция
взаимодействует при этом с композиционной: ремарки соотносят образы
героев пьесы, сближая их или противопоставляя друг другу. Эти ремарки
«невозможно сыграть и одновременно невозможно не играть». Паратекст (вспомогательный, служебный текст) оказывается в драме таким же значимым, как и; ее основной текст.
Ремарки выявляют сходство различных героев драмы.
Близость «аликов», например, подчеркивается в тексте ремарками,
объединенными употреблением в них средств обобщения и совместного
действия, ср.: Все рассмеялись; Все смеются; Все уселись, кроме Кузакова; Все поздоровались. Значение
всеобщности, которое; выражается в ремарках, снимает индивидуальные
различия. Мотив двойничества дополняется в пьесе мотивом безличности
«аликов». Одновременно в ремарках, характеризующих действия персонажей,
развивается сквозной мотив драмы, также объединяющий большинство ее
персонажей, — мотив игры (фальши, подмены), ср.: Говорит монотонно,
подражая голосу из бюро погоды; Валерия (театрально)...; Саяпин вдруг
мяукнул довольно искусно; Зилов изображает, играет фальшиво; Картинно
причесывается.
На фоне ремарок, в которых, последовательно
повторяясь,, актуализируются семы 'театр', 'фальшь', 'представление',
'игра', выделяется контрастирующая с ними ремарка искренне. Эта ремарка появляется в тексте единственный раз (с ней перекликается только ремарка «с искренним огорчением» в
картине второго акта) и вводит монолог Зилова, адресованный жене
(причем монолог, который остается неуслышанным). Такое выделение
монолога, безусловно, подчеркивает его значимость в драме и отражает
авторскую позицию в оценке характера героя, который часто однозначно
определяется как «живой мертвец», «ходячий труп на сцене», «законченный
циник», ср.:
(Искренне и страстно.) Я сам виноватая
знаю... Я тебя замучил. Но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая
жизнь... Ты права, мне все безразлично. Все на свете. Что со мной
делается, я не знаю... Не знаю... Неужели у меня нет сердца?.. Я один,
один, ничего у меня в жизни нет, кроме тебя. Помоги мне! Без тебя мне
крышка...
Отметим также, что ремарки, вводящие реплики Зилова и
комментирующие его действия, внутренне динамичны. Они образуют
микросистемы; для которых характерны оппозиции «игра — искренность»,
«легкомыслие — серьезность». Ремарки, развивающие мотив игры,
представлены преимущественно в ретроспективных сценах, в сценах же,
связанных с настоящим Зилова, они почти отсутствуют, в них доминируют
ремарки, называющие конкретные действия персонажа, фиксирующие паузы или
подчеркивающие невозможность общения, разрывы дискурса, наконец,
ремарки: Чрезвычайно взволнованно; Тревожно; Нетерпеливо. Такое распределение ремарок — знак изменения Зилова, пытающегося вырваться из мира неистинного общения, игры, круга «аликов».
В ремарках-«портретах», а также в ремарках,
характеризующих поведение персонажей, проявляется, как видим, авторское
«всеведение» и заметна тенденция к типизации описания, см., например,
характеристику Галины: ...На ее лице почти постоянно выражение озабоченности и сосредоточенности (она учительница, а у учителей с тетрадками это нередко).
Авторское всеведение, однако, имеет в драме
Вампилова пределы. В ремарках, характеризующих главного героя,
постепенно возрастает роль средств выражения неопределенности, при этом
автор моделирует возможную точку зрения зрителя (читателя). Такое
строение ремарок обусловливает открытость финала драмы, ср.:
Плачет он или смеется, понять невозможно, но его
тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче.
Так проходит четверть минуты...
Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся, по его лицу мы так и не поймем.
Ремарки, таким образом, служат «сигналами, поддерживающими неопределенность» в тексте драмы.
Открытый финал определил множественность трактовок
«Утиной охоты», прежде всего оценок образа главного героя и его
будущего: с точки зрения одних критиков, Зилов «прорвется наконец к
желанной свободе — утиной охоте» (В.Толстых); по мнению других, Зилов «в
тишине, в тумане» застрелит Диму-официанта. Существует, наконец, еще
одна интерпретация финала: герой выбирает смерть Дима убьет Зилова на
охоте. Друзья же Вампилова вспоминали, как драматург повторял: «Нет, я
его [Зилова] не убью. Пусть живет. Это еще страшнее». См. также мнение Е.И. Стрельцовой: «С воскресшей совестью, обретенным чувством вины и стыда Виктор Зилов остается жить». Возможность подобной трактовки финала драмы подсказывает изменение «пейзажных» ремарок: К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем. Показательно,
однако, что эта ремарка адресована читателю (режиссеру, актерам). Герой
же, постоянно отмечающий в своих репликах дождь, не замечает ни
неяркого света, ни синеющей полоски неба.
Авторские ремарки, таким образом, не только
развивают сквозные мотивы драмы, но и выделяют ее ключевые символы. Это
образы ружья, телефона, окна, дождя.
Ружье как предметная деталь интерьера впервые отмечается в; авторской
ремарке после сцены, в которой Зилов предает и жену, и память об
умершем отце. В последнем же действии образ ружья, соотносится с мотивом
смерти, гибели героя.
Образ телефона регулярно повторяется в ремарках,
фиксирующих настоящее Зилова: драма открывается телефонным звонкоми
завершается разговором по телефону. Именно с телефоном связано все
неретроспективное действие пьесы. Телефон как средство коммуникации
соединяет героя с другими людьми, с миром. Этот образ противопоставлен
образу ружья, что подчеркивается: ремаркой в последнем действии:
Он поднимается и быстро подходит к телефону. Снимает трубку. Трубка у него в одной руке, в другой — ружье.
— ...Кто это?.. Кто звонит? Отвечайте! (Мгновение
держит трубку перед глазами... затем руку с трубкой медленно опускает
вниз.) Так с ружьем и трубкой в руках некоторое время стоит у телефона.
Телефонные звонки определяют развитие действия:
первый звонок неизвестного заставил Зилова проснуться и начать
вспоминать, второй — помешал ему застрелиться и стал знаком продолжения
жизни. «Кто-то» звонил и в третий раз, но Зилов не подошел к телефону,
воспротивился чужому влиянию на свои поступки. Он сделал свой свободный
выбор: отказался играть с судьбой по ее правилам». Образ телефона, как всякий символ, многомерен. По
оценке Е. Фарыно, телефон «связывает реальность этого мира со
сверхреальностью этого же мира», выступает как «носитель неких
запредельных знаний и контактер с запредельностью», служит своеобразной границей между разными мирами. Эту функцию, как видим, он выполняет и в драме «Утиная охота».
Обратимся теперь к образу дождя и к такой
символически детали, как окно. Окно в литературных произведениях
традиционный символ «просвета», выхода в мир и одновременно
дистанцирования от него. Кроме того, это и устойчивый символ сознания.
«Утиная охота» — это прежде всего драма сознания, в которой антигерой
пытается понять себя. В драме Вампилова закрытое окно — это символ и
преграды, отделяющей героя от мира, и его «я». «Деталь-перевертыш «окно»
в «Утиной охоте» выступает как действенный образ, без осмысления
которого пьеса теряет достаточно ощутимую долю не только театральности,
но и трагедийности». Лейтмотивом текста является варьирующаяся ремарка: За окном дождь. Дождь
обрекает Зилова на вынужденное «заключение» в пустой квартире, сумрак
дождливого утра служит отражением символической границы между тьмой и
светом, уже обозначенной в ремарках. Образ непрекращающегося дождя
связан с мотивом наказания за грехи и, возможно, очищения. Показательно,
что в раннем варианте драмы (где герой носил фамилию Рябов) эти мотивы
развивались в репликах персонажей. Ср.:
Р я б о в. ...Это ливень. Он долго не продержится.
И р и н а. А если он никогда не кончится?
Р я б о в. Так не бывает. Никогда еще не было... Впрочем, однажды дождь лил сорок дней. Был такой случай...
И р и н а. Когда?
Р я б о в. Давненько... Да, это было неплохое
мероприятие. Все затопило водой, все, к чертовой матери. Весь мир.
Спаслась только одна семейка. Разве ты никогда об этом не слышала?
И р и н а. О чем?..
Р я б о в. ...Потоп, ковчег и Арарат.
В последнем действии драмы перед попыткой самоубийства Зилов открывает окно. Ср.:
Он хотел закрыть окно, но вдруг распахнул его и высунулся на улицу.
З и л о в (кричит). Витька!.. Куда ты?.. А как уроки? Порядок?.. Прощай, Витька... Прощай...
В драме использован интересный прием двойной
адресации: герой обращается к соседскому мальчику — внесценическому
персонажу — и одновременно к самому себе в детстве (Виктор Зилов —
Витька). В этом контексте вопрос: «Куда ты?» — и слова прощания
приобретают множественность смыслов. Прощание с Витькой — это
окончательное прощание с прежним Я, с детством, с самим собой, вопрос же как форма самоадресации служит знаком попытки самоопределения.
Итак, ремарки, составляющие основу паратекста пьесы
Вампилова «Утиная охота», многофункциональны и не сводятся к чисто
служебным сценическим указаниям. Они определяют основной принцип
построения драмы, выделяют сквозные оппозиции текста и его ключевые
символы, соотносят образы разных персонажей, сближая их или
противопоставляя, развивают мотивы пьесы, наконец, выражают значимые для
ее интерпретации оценочные смыслы. Вопросы и задания1. Прочитайте комедию Л. Петрушевской «Три девушки в голубом».
2. Какие типы ремарок представлены в тексте пьесы?
Выделите ведущие типы ремарок, представленные в паратексте. Как
проявляется в ремарках авторская позиция?
3. Сопоставьте ремарки первого и последнего действия
комедии. Как их изменения отражают эволюцию характеров героев и
развитие конфликта?
4. Определите основные функции ремарок в пьесе «Три девушки в голубом».
5. В драму введен детский голос, не принадлежащий
конкретно никому из персонажей пьесы. Комедия открывается сказкой,
которую рассказывает этот «детский голос»; сказки включены и в следующие
картины. Определите роль этого приема в пьесе. Объясните, почему в
последней, восьмой, картине пьесы детский голос уже не звучит. |