|
В разделе материалов: 424 Показано материалов: 151-180 |
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 8 ... 14 15 » |
Зачем в нашу азбуку, уже после того, как она немало веков просуществовала с буквой Е, была введена буква Э? |
У двух последних букв нашей азбуки общее между собою то, что обе они передают йотированные звуки «у» и «а». |
…Оставалась у нас невыученной
одна только самая последняя буква. |
В романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и
Пантагрюэль» есть глава, где описывается, как путешественники, плывшие
на корабле по океану, нашли на палубе… замерзшие слова. Похожие на
красные, желтые, зеленые градины, эти слова в руках оттаивали и начинали
звучать. |
Как-то я увидел необычную сцену. Группа
московских школьников шла по улице Волхонка. Заметив на одном из домов
вывеску «Институт русского языка Академии наук», они удивились —
такой странной показалась им мысль, что целый институт может заниматься
изучением понятного даже им языка! |
«Языковая семья», «семья языков» — это
совсем не метафора, выдуманная нами для занимательности.
Специалисты-языковеды употребляют этот термин вполне серьезно. Так же
серьезно они говорят о том, что один язык родствен или не родствен
другому. |
И все же лингвистам удалось классифицировать
большую часть языков мира, распределив их по семьям и группам.
Расскажем о важнейших группировках языков. Понятия «семья» и «группа»
языков не общеприняты: часто их употребляют вперемешку. Иногда группы
называют ветвями. |
До сих пор мы говорили о родстве языков и
при этом исходили из того, что они всегда развиваются в одном
направлении: от меньшего числа языков к большему, от праязыка к дочерним
языкам. На самом деле все гораздо сложнее. Языки могут не только
расходиться; не реже они идут друг другу навстречу. |
Часто языки, которые друг с другом не
смешивались и вообще никогда в непосредственном контакте не были, все
равно влияли и влияют друг на друга. Только такое влияние выступает
здесь в форме заимствований. |
Сравните на карте мира названия рек, гор, городов в разных странах. Легко можно заметить, что на Чукотке,
Аляске, в Северной Канаде и Гренландии часты длинные, тяжеловесные
названия, в которых то и дело встречаются скопления гласных:
Араканчечен, Митлетукерук, Микисагиннут, Пангниртунг, Ангмагсалик,
Канчердлугсуак… |
Бросим беглый взгляд на многочисленные средства и способы, с помощью которых говорящие на разных языках строят свою речь. Начнем со звуковых особенностей различных языков — с фонетики. |
Некоторые ученые, занимающиеся
исследованием языков небольших народов Африки, Австралии, нередко
утверждают, что у этих народов свой особый склад мышления, отражающийся в
их языке; что их мышление «первобытное», «дологическое», «конкретное»... |
Французский поэт XV в. Шарль из Орлеана
писал в одном из своих стихотворений: «Нет ни одного зверя, ни одной
птицы, которые не пели бы или не кричали бы на своем языке!» Но ученых
интересует, конечно, не всякий звук, издаваемый животным, и не всякий
сигнал, в той или иной форме «передаваемый» им. |
Часто говорят: язык — это способ, средство
общения. Это, конечно, верно, но только до известной степени. Посудите
сами: ведь животные тоже общаются — пчелы и муравьи, рыбы и птицы, кошки
и собаки… |
Для языков, с которыми мы можем столкнуться
вне Земли, вероятно, совершенно не обязательны слова в том виде, в
каком мы находим их в русском и других европейских языках. Важно не
наличие или отсутствие именно слов, а наличие или отсутствие средств,
позволяющих человеку или другому разумному существу передавать и
усваивать общественный опыт, общественно выработанные знания, умения,
нормы поведения. |
С чего начинается речь? Совсем не с поиска
слова для обозначения каких-то реальных предметов и явлений. Процесс
общения начинается с того, что мы оказываемся один на один не с
предметом, не с явлением, а с целым множеством явлений и предметов, с
целой ситуацией, которую нам нужно облечь в языковую форму. |
Владеете ли Вы русским языком? Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. Все зависит от того, что понимать под «владением» языком. |
Совершенно очевидно, что и язык тоже может
быть представлен как семиотическая система. Ведь и у него, как мы
показали в первой главе, есть функция регулирования человеческого
поведения, человеческой деятельности. Поэтому в работах по семиотике
язык всегда стоит на видном месте. |
Начнем с того, что язык не единственное
средство передачи и усвоения общественно-исторического опыта
человечества. Конечно, все достижения духовной культуры можно усвоить
только через язык. Но нельзя только по учебнику овладеть, скажем,
токарным делом: нужно, чтобы кто-то встал за токарный станок и показал,
как на нем работать. |
Для доказательства обратимся к примеру,
взятому из китайского языка. Пример привел в своем докладе на
конференции по кибернетике, состоявшейся в 1953 г. в Нью-Йорке, живущий в
США китайский психолог и лингвист Чжао Юань-жень. Он сочинил небольшой
рассказик. |
Мнемотехнические средства — вспомогательные
приемы для запоминания. В качестве такого средства может выступать и
часто выступает язык. Вот, например, как описывает психолог П. П.
Блонский процесс запоминания эскимосского слова «тингумиссаралуарлонго»:
«Прочитав про себя данное слово, я, не глядя на текст, попробовал
повторить его. |
А теперь представим себе иную ситуацию. Вам
нужно решить мыслительную задачу, заключающуюся в том, чтобы найти
кратчайший путь к дому своих знакомых в районе, где вы еще никогда не
бывали. В таком случае естественно обратиться к прохожему и спросить:
«Скажите, пожалуйста, где такой-то корпус?» |
Если карта — чертеж нашего движения по
поверхности земли, то чертеж — своего рода карта детали или целой
конструкции. Что такое чертеж? Для чего он нужен? |
Одним словом, чертежи, радиосхемы и
родственные им условные рисунки, как и географические карты, являются
орудием мышления— «психологическим орудием», по словам Л. С. Выготского,
и средством регулирования чужого и своего собственного поведения. |
А теперь вернемся назад и взглянем на
другие вспомогательные средства мышления и вообще на эквиваленты языка в
человеческой деятельности. Легко видеть, что все они делятся на две
группы. |
Но разве нельзя узнать новое без помощи
языка? Сфотографировали же обратную сторону Луны и начертили карту. Где
же здесь-то словесное познание? Или вот пример попроще: простая
географическая карта Европы с изломанной береговой линией, испещренной
впадинами и выступами. Разве, чтобы изучить береговую линию, необходим
язык? |
Теперь, когда вы приступили к чтению этой книги, мне хочется сказать еще несколько напутственных слов. Популярные книги, то есть книги для
неспециалистов, пишутся по-разному. Одни предназначены для
развлекательного чтения. Они как бы говорят вам: вот сколько интересного
вокруг нас! |
Что такое «родословное древо», вы,
наверное, знаете. Во всяком случае мои сверстники, да и я тоже, в
подростковом возрасте очень любили рисовать такие «древа», или, проще,
деревья. У самого корня пишете свое имя и фамилию. Затем ведете кверху
линию: у верхнего ее конца пишете имя, отчество и фамилию вашего отца и
вашей матери. |
Мы уже много говорили о них. Нас с вами интересуют прежде всего языки славянские. Они делятся на три группы. Восточнославянские
языки — это русский, украинский и белорусский. (Вы, конечно, помните:
их родство означает, что у них был общий предок — древнерусский или
общевосточнославянский язык, на котором говорили в Киевской Руси. |
Раньше их называли семито-хамитскими. Народам,
говорившим на этих языках, мы обязаны египетскими пирамидами, первым
буквенным алфавитом, библейскими легендами, сказками «Тысячи и одной
ночи»… Самый распространенный из них — это, конечно, арабский. |
| |