Мнемотехнические средства — вспомогательные
приемы для запоминания. В качестве такого средства может выступать и
часто выступает язык. Вот, например, как описывает психолог П. П.
Блонский процесс запоминания эскимосского слова «тингумиссаралуарлонго»:
«Прочитав про себя данное слово, я, не глядя на текст, попробовал
повторить его. Репродуцирование вышло так: «тингу…лонго»…
Тогда я обратился как раз к
неудавшейся мне середине слова. Почти сразу я узнал здесь знакомое мне, и
неудавшаяся мне при репродукции середина «миссаралуар» представилась
мне как «мис-сар-луар», причем было сознание, что мисс — английская
miss, Сар — Саар, которое я обычно произношу как «Сар», и луар — Луара…
Узнав в этих слогах знакомые слова, я
опять, не глядя на текст, попытался воспроизвести данное слово и потом
проверил. Оказалось, что все репродуцировано правильно, кроме одного:
вместо «саралуар» я сказал «сарлуар». Тогда я уже сознательно и
преднамеренно применил поправку, чтобы не пропускать в будущем «а»: я
эту середину осознал как «мис-сара-луар», т. е. «Мисс Сара» — «луар»…
Через 20 минут после этого я снова
попытался вспомнить слово. Оказалось, что теперь, наоборот, я
безошибочно воспроизвел… середину слова, а начало и конец его забыл.
Тогда я обратился снова к чтению слова, сосредоточив внимание на начале и
конце его. Очень скоро я узнал в конце «лонго» знакомое латинское
слово, и с тех пор всегда удачно воспроизводил и конец, в первое время
иногда немного сбиваясь в последней гласной (о-е). Но начало слова
«тингу» мне упорно не удавалось запомнить…» Понятно, почему: Блонский не
мог его связать ни с каким знакомым ему словом.
Таким образом, язык опосредствует запоминание, является орудием
запоминания. Но таким орудием может быть не обязательно язык. У одного
из самых отсталых народов на земном шаре — у туземцев Австралии —
употребляются так называемые «жезлы вестников». Это круглые палки или
деревянные дощечки, которые дают с собой в путь гонцу, посылаемому одним
племенем другому племени или одним человеком другому человеку. На них
нанесены зарубки. Гонец связывает с каждой зарубкой определенную часть
сообщения. На рисунке воспроизведены два таких «жезла».
В Западной Африке профессиональные
сказочники пользуются фигурками; каждая фигурка обозначает определенную
сказку, и, перебирая по одной фигурке, рассказчик не боится пропустить
какую-либо из сказок. А вот еще пример — из воспоминаний известного
путешественника и писателя, исследователя Уссурийского края, автора
«Дерсу-Узала» В. К. Арсеньева. Он рассказывает, как жители одного
удэгейского селения, где ему пришлось быть, просили его по возвращении
во Владивосток передать русским властям, что китаещ Ли Тан-ку притесняет
их. Жители селения пошли провожать Арсеньева. «Из толпы вышел седой
старик, он подал мне коготь рыси и велел положить его в карман для того,
чтобы я не забыл просьбу их относительно Ли Тан-ку», — вспоминает
Арсеньев. В сущности, то же самое — узелки, которые мы завязываем «для
памяти» на уголках платка. Все это — мнемотехнические средства,
эквивалентные языку в ситуации запоминания. |