Одним словом, чертежи, радиосхемы и
родственные им условные рисунки, как и географические карты, являются
орудием мышления— «психологическим орудием», по словам Л. С. Выготского,
и средством регулирования чужого и своего собственного поведения.
Ну а, скажем, цифры? Конечно, и цифры,
как и другие математические символы, тоже относятся к числу
психологических орудий, вспомогательных средств, помогающих решить
определенную мыслительную задачу.
Мы уже говорили в первой главе о том,
что счет первоначально был неотделим от конкретных предметов. Когда
человеку, считающему по такому принципу, приходится делать вычисления,
то он оказывается в очень затруднительном положении. Вот что
рассказывает о народе дама, или дамара, английский путешественник Гальтон: «Когда
совершается торг, за каждую овцу нужно платить особо. Так, например,
если меновая цена овцы — две пачки табаку, то любой даммара, конечно,
придет в большое затруднение, если взять у него две овцы и дать ему
четыре пачки. Я раз поступил таким образом и видел, как мой продавец
отложил особо две пачки и глядел через них на одну из овец, которых он
продавал. Убедившись, что за эту было честно заплачено, и найдя, к
своему удивлению, что в руках у него осталось именно две пачки в уплату
за вторую овцу, он начинает мучиться сомнениями, пока ему не вкладывают в
руку две пачки и уводят одну овцу и затем дают другие две пачки и
уводят другую овцу…» Секрет здесь, конечно, не в какой-то редкостной
тупости народа дамара, а в том, что они никогда не сталкиваются в своей
практике с меновой торговлей.
Им просто не приходилось попадать в такого рода ситуацию, и они в ней теряются.
Итак, на первой ступени в развитии
счета и вычисления каждое число имеет свою «индивидуальность». На второй
ступени такую «индивидуальность» имеют лишь узловые числа. Например, в
нашей десятичной системе 1, 10, 100… Впрочем, существуют еще так
называемые алфавитные системы нумерации. К ним относилась и древняя
славянская. В ней специальные знаки были не только для 1, 10, 100, но и
для 2, 3, 20, 30, 200, 300 и т. д. — соответственно словам: «двадцать»,
«тридцать», «двести»… Алфавитная система нумерации сохранилась — как
своеобразный пережиток — и поныне: мы часто нумеруем тезисы, параграфы,
вопросы не 1), 2), 3), а а), б), в)…
Если по-древнерусски число, скажем,
1936 обозначалось как АЦЛS, т. е. 1000+900+30+6
(тысяча-девятьсот-тридцать-шесть), то в системах, где собственные
обозначения имелись лишь у узловых чисел, приходилось тратить гораздо
больше знаков, но зато и удобнее было считать. Например,
по-древнегречески это число выглядело ХРННННДДДГI, т. е. 1000+500
+100+100+100+100+10+10+10+5+1 (у греков, в отличие от нашей системы, в
качестве узлового числа выступают еще пятерка и кратные ей числа). Такому счету «по узловым числам» соответствует
устройство общеизвестного прибора — русских счетов. Примерно так же
считают некоторые негритянские племена в Южной Африке. У них для счета
нужны три человека. Мимо одного из них проходят один за другим быки, и
для каждого быка загибается палец. Как только счетчик загнет все десять
пальцев, второй счетчик загибает один палец, обозначив таким образом
десятки. Когда же не хватит пальцев и у второго счетчика, вступает в
дело третий, специализирующийся на сотнях. На островах Тихого океана
используют для этой же цели камешки или куски скорлупы кокосового ореха —
маленькие для десятков, большие для сотен.
Наша, так называемая позиционная
система счисления и записи менее «очевидна» и требует известной
условности. Она возникла, по-видимому, в Древней Индии, откуда мы через
посредство арабов заимствовали не только самую систему, но и арабские
цифры. Причем вот что любопытно: историки математики обнаружили, что у
древних индусов еще до появления позиционной записи существовала
словесная система обозначения чисел, употреблявшаяся преимущественно в
научных трудах. Строго говоря, были даже две системы. Одна сокращенная. В
ней каждое число обозначалось названием предмета, который обычно
встречается в данном количестве (например, единица обозначалась словом
«луна», 2 — «глаза», 5 — «чувства»). И число 125 читалось как
«чувства-глаза-луна». Другая была более строгой: в ней существовали
специальные слова для всех разрядов вплоть до 1016, и, скажем, число 1936 читалось по-древнеиндийски «одна тысяча девять сотен три десятка шесть».
Легко видеть, что здесь встретились
два принципа: принцип «мультипликативности», т. е. представление,
скажем, 900 как 9x100, 30 — как 3x10 и т. д., и собственно «позиционный»
— принцип линейного расположения цифр, соответствующих последовательным
разрядам: 5-2-1 (или, что то же самое, 1-2-5). Наша система нумерации
своего рода гибрид двух принципов.
Почему же она, несмотря на меньшую
наглядность, вытеснила все прочие системы и единовластно воцарилась в
математической теории и практике? Как пишет советский историк математики
В. И. Лебедев, «причина довольно простая. Нумерации: словесная,
азбучная, римская, клинообразная и т. д. — являются пригодными только
для записывания результата исчисления; наша система способствует с удивительной силой самому выполнению счета. Попробуйте перемножить.
DCXXXII
х CCLXXIV
— римские обозначения помогут мало»…
Проще с алфавитными системами, но они тоже не слишком удобны. Чтобы
перемножить, скажем, 13x18, в алфавитных системах (византийской,
славянской) считали так:
13 х 18 = (10 + 3) х (10 + 8) =
= 10 (10 + 8) + 3 (10 + 8) =
= 100 + 80 + 30 + 24 = 234.
Подумайте, сколько вычислений пришлось
бы делать, для того чтобы помножить 132 на 186! Причем все
промежуточные операции, такие, как З х 10 или сложение 100 + 80 и т. д.,
делались в уме, без «бумажки». Учитывая, что еще в XVI в. теорема
Пифагора, например, называлась «ослиным мостом» и воспринималась как
верх математической сложности, легко себе представить, как мучились наши
бедные предки с подобными вычислениями!
Мы не будем углубляться далее в историю. Обратим внимание лишь на одну важную особенность. Раньше люди не считали с помощью цифр. Они лишь записывали
числа с их помощью. А считали или при посредстве каких-то предметов,
сгруппированных в «кучки» известного размера (пальцы, камешки, косточки
счетов), или при помощи языка, который, в сущности, копировал счет по
пальцам или по другим предметам. Н. И. Миклухо-Маклай описывает способ
счета у папуасов так: «Папуас загибает один за другим пальцы руки,
причем издает определенный звук, например «бе, бе, бе»… Досчитав до
пяти, он говорит «ибон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки,
снова повторяет «бе, бе»… пока не доходит до «ибон-али» (две руки).
Затем он идет дальше, приговаривая «бе, бе»… пока не доходит до
«самба-бе» и «самба-али» (одна нога, две ноги). В очень многих языках
обозначение чисел как раз восходит к подобной манере счета. Скажем, на
языке негров зулу «8» буквально значит «согни два пальца», «9» — «согни
один палец» (если считать одной правой рукой и начиная с 6 по одному
разгибать пальцы). Так вот. Счет развивается, как правило, от предметов к
обозначающим их словам и затем к обозначающим слова знакам — цифрам.
Язык позволяет удобно считать предметы, но при его помощи затруднительно
вычислять — складывать, вычитать, а тем более умножать и делить. Для
этого цифры несравненно удобнее. |