Если карта — чертеж нашего движения по
поверхности земли, то чертеж — своего рода карта детали или целой
конструкции. Что такое чертеж? Для чего он нужен? У него есть совершенно
определенная функция: опосредствовать творческое мышление
рабочего, техника или инженера, помочь ему в решении мыслительной
задачи, которое он призван затем воплотить в дереве, в металле или при
сборке отдельных деталей в дом, автомобиль, радиоприемник.
Когда-то чертежей вообще не было. До
сих пор мы поражаемся искусству русских мастеров, сумевших буквально на
глазок возвести такие бессмертные архитектурные ансамбли, как, например,
киевский Софийский собор или деревянные церкви в Кижах. Все великие
сооружения древности и Средних веков: египетские пирамиды и яванский
храм Боро-Будур, Парфенон и Колизей, Великая Китайская стена и римские
акведуки, дворцы и монастыри, рыцарские замки и городские стены — все
строилось без чертежей. Самое большее, если при их строительстве
использовались рисунки: вид сверху (прообраз плана) и много позже вид
спереди, с фасада. Но, располагая такими рисунками, ничего нельзя было
построить в отсутствии архитектора: они могли опосредствовать только его
собственное мышление, служить чем-то вроде памятки, лишь напоминающей о
замысле, но не воплощающей его в целом.
Только в середине XVIII в. чертежи
приобрели современный вид. Это не случайная дата. Если вы вспомните
историю, то сразу поймете, почему именно середина XVIII в. — годы
промышленной революции, технического переворота, перестройки всей
европейской промышленности на новый, капиталистический лад — время
рождения технического черчения: резкий скачок в развитии техники
требовал большей точности и большей легкости технического планирования. И
если раньше только очень высококвалифицированный мастер мог держать «в
голове» устройство того или иного механизма, схему сборки прибора и
т. д., то теперь практически любой рабочий, умеющий «читать» чертеж (что
очень просто), может в кратчайший срок и простым способом вообразить
себе, что от него ожидают.
Чертеж во многом напоминает карту, и
они вполне закономерно оказались соседями в нашей книжке. Ведь чертеж
заменяет словесное описание условий и последовательности изготовления
детали. Конечно, можно сказать: «выточить из металла втулку круглого
сечения наружным диаметром 34 мм с отверстием круглого же сечения
диаметром 30 мм»… и т. д., вплоть до указания границ допустимой
неточности (допуска); но зачем так долго и сложно объяснять, если
достаточно начертить втулку? А некоторые детали, не говоря уже о целых
механизмах, просто невозможно описать с достаточной точностью словами.
Пример: хотя бы форма железнодорожного рельса.
У чертежа есть еще одна особенность,
роднящая его с картой. План-схема маршрута, как мы помним, может быть
двух видов: «как идти» или «где идти». Так и в технике. Чертеж —
эквивалент настоящего плана или географической карты. На нем обозначено
все, что нужно и не нужно в данном конкретном случае, для данного
интеллектуального акта: он содержит всю информацию, которая потенциально
может потребоваться. Но наряду с чертежами употребляются и эквиваленты
«планов-маршрутов». На них не обозначено до мелочей все, кто касается
каждой детали, и даже не указывается реальное взаиморасположение деталей
внутри постройки или механизма; они служат лишь для того, чтобы
показать, что с чем и как нужно соединять, чтобы получилась данная
конструкция. Вы, конечно, уже и сами можете привести пример таких
«планов-маршрутов» в технике: это радиосхемы, с которыми каждый из нас
сталкивался. Они, как и чертежи, служат вполне определенной цели; их
функция — быть «путеводителем» при сборке радиоприемника, при
протягивании электропроводки и т. д. |