А теперь вернемся назад и взглянем на
другие вспомогательные средства мышления и вообще на эквиваленты языка в
человеческой деятельности. Легко видеть, что все они делятся на две
группы. А именно: одни из них с самого начала совершенно самостоятельны и
лишь впоследствии начинают сочетаться с языком, а затем язык все более и
более вытесняет их. Таковы труд в роли передатчика человеческого опыта,
мнемотехнические средства. Но есть и другие «заместители» языка,
которые, чем дальше, тем больше вытесняют язык в той или иной его
функции и становятся на его место, — планы и карты, чертежи, система
цифрового обозначения чисел и т. д. Кстати, в различных языках сейчас
происходит один и тот же очень любопытный процесс: вместо того чтобы
называть числа так, как «положено» по нормам языка, начинают просто
перечислять названия цифр, образующих данное число при позиционной
записи.
Но хотя цифровые и другие условные
знаки для чисел и операций над ними все больше и больше вытесняют язык
как орудие счета, он остается все же — пусть на заднем плане — главным
действующим лицом. И нельзя научиться высшей математике, не сталкиваясь
со словесным определением основных математических понятий, словесной
формулировкой аксиом, теорем, постулатов. Другой вопрос, что, занимаясь
математическими вычислениями, мы можем как угодно высоко воспарить в
небеса абстракции и не мыслить себе никакого реального звучания
математических формул; но все равно мы продолжаем стоять на почве языка,
и наши представления формул — те же самые образы-мысли, с которыми мы
сталкивались в первой главе, когда говорили о внутренней речи. «…Все
хорошо отработанные мысли требуют слов», — говорит известный английский
философ Б. Рассел.
В этой главе мы рассмотрели различные
явления, которые частично совпадают по функции с языком, — семиотические
системы, выступающие в функции регулирования человеческого поведения. Труд и письмо наряду с языком используются как средства усвоения общественно-исторического опыта; то же письмо — как средство закрепления результатов мышления; мнемотехнические средства, планы и карты, чертежи и схемы, наконец, цифровые обозначения — как орудия мышления и средства регулирования. Причем некоторые из заместителей языка вытесняют его, другие же сами вытесняются языком.
Если мы вернемся к началу этой главы, и
посмотрим, какие функции способен выполнять язык, то увидим, что в
нашем перечне его заместителей отсутствуют заместители по одной, самой
важной его функции. Мы говорим о способности языка быть орудием познания. |