В младших классах вам уже приходилось писать эссе — это
были первые пробы пера, попытки выразить свое «Я». Средняя школа тоже начиналась
с традиционного «Как я провел лето», «Самый запоминающийся день каникул».
Подобная тематика задает жанр эссе, в котором ваше «Я» — и субъект, и объект
исследования. По существу, любое сочинение на свободную тему может быть
написано в этом жанре; если тема полемически заострена, то она также
располагает к эссе. Уровень ваших интересов и возможностей определит и его
разновидность: это может быть художественное, публицистическое, историческое,
литературно-критическое или другое эссе.
Из тем сочинений, встречающихся в учебниках по литературе
и предлагаемых на экзаменах, выберите те, которые могут быть написаны в жанре
эссе. Аргументируйте свой выбор.
1. Злободневное
и вечное в повести И. С. Тургенева «Ася».
2. Теория
Родиона Раскольникова.
3. Тема
будущего в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
4. Что
сильнее: обстоятельства или чувства? (Темы 3, 4 предлагаются после изучения
произведений А. П. Чехова.)
5. Устарел
ли Горький?
6. Романтические
произведения А. М. Горького.
7. Все может
статься с человеком.
8. Спасительна
или гибельна ложь? (Темы 5—8 предлагаются после обращения к творчеству А. М.
Горького.)
9. Слово о
любимом писателе.
10. Мое любимое
стихотворение.
11. Слова, в
которых бьется пульс нашего времени.
12. Сочинение о
человеке интересной судьбы.
13. Мое
понимание демократии.
14. Человек в
тоталитарном государстве.
15. «...Гений и
злодейство — две вещи несовместные» (А. С. Пушкин).
16. «Золото
убило больше душ, чем железо — тел» (В. Скотт).
17. Милосердие
и жестокость в современном мире.
18. Смертная
казнь или право на жизнь?
19. Что я люблю
и не люблю в людях, жизни, искусстве? |