Эссе - жанр, свободный от иных пристрастий, кроме личных,
и устоявшихся критических оценок, - прежде всего позволит ребятам выражать свое
личное восприятие литературы (если речь пойдет о литературно-критическом эссе).
В других случаях, наоборот, даст возможность обратиться к разным точкам зрения
и вступить в литературную полемику. Но каждый раз разговор о художественном
произведении не будет самоцелью, это скорее повод для того, чтобы определить
свое место в жизни и по-своему открыть окружающий мир. А книги тогда станут
советчиками и друзьями, литературоведческие и критические работы - чьим-то
интересным опытом, а не только суммой обязательных знаний, и мы наконец
перестанем спрашивать себя: "Почему дети не читают? И еще неохотнее пишут,
в то время как книжные прилавки заполонили штампы двухсот и четырехсот
"лучших" и "золотых" сочинений для абитуриентов и
школьников".
Тема сочинения предполагает жанр эссе, если она
полемически заострена (например, "Спасительна или гибельна любовь у Данте?",
"В чем задача искусства: в сладких грезах или горьких истинах?"),
нацелена на нравственный и эстетический выбор личности ("Мои любимые
поэтические строки", ключевые слова здесь "мои" и
"любимые"), является свободной ("Человек есть украшение
мира" - М. Горький), либо реализует принцип сравнения и сопоставления
("Уроки Радищева и современность", "История и личность"),
что также естественно для этого жанра. (Примеры тем сочинений взяты из
программы литературного образования под ред. В.Г. Маранцмана и современных
учебных пособий для учащихся.)
Для развития ассоциативного мышления предлагаем учащимся
упражнения следующего типа, предварительно пояснив, что люди, создающие эссе,
обладают особым ассоциативным мышлением:
Прочитайте несколько донов (главок) из "Записок у
изголовья" японской писательницы XI в. Сэй Сенагон , чьи произведения
положили начало эссе в литературе Востока.
Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные
сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.
То, что прилетает мимо
Корабль на всех парусах.
Годы человеческой жизни.
Весна, лето, осень, зима.
То, что далеко, хотя и близко
Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.
Отношения между братьями, сестрами и другими
родственниками в недружной семье.
Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.
Последний день двенадцатой луны и первый день нового года.
То, что человек обычно не замечает
Дни зловещего предзнаменования.
Как понемногу стареет его мать.
То, что нельзя сравнить между собой
Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода.
Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный.
Он все тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила,
и каким кажется теперь! Словно два разных человека.
Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой
длинные волосы, и женщина с короткими волосами.
Попытайтесь и вы создать небольшие фрагменты по типу
японских данов, используя прием ассоциации. Возможные темы: "То, что
близко, хотя и далеко", "То, что прекрасно", "То, что
вызывает уверенность". Придумайте свои темы для аналогий.
В следующем задании для учащихся приведем пример
эссеистической миниатюры, которая целиком построена на необычной авторской ассоциации,
и попросим ребят написать свой вариант подобной зарисовки.
Владимир Янушевский. «Струя»
Питье из колонки: ловлю ртом тугую шершавую струю. Струя
царапает губы, язык, точно и не вода это вовсе - не напьешься, а только
измочишь лицо, забьешь душной ледяной пузырящейся массой ноздри да пустишь себе
на брюки веер брызг.
Слишком сильная струя воды не утоляет жажду, как слишком
сильные чувства не утоляют голода любви.
Итак, предложенный материал может стать основой для
проведения уроков словесности в старших классах гуманитарной направленности,
факультативных занятий по теме "Эссе как литературный жанр и вид школьного
сочинения". Но и уроки литературы готовят учащихся к созданию подобного
жанра.
Исследователи и методисты отмечают, что авторы эссе - люди
с особым ассоциативным мышлением. Формирует ли учебный процесс эссеистическое
мышление?
Задача урока литературы - развитие личности учащихся.
Решая ее, мы стремимся развивать творческую активность ребят и среди
разнообразных вопросов и заданий выбираем те, которые носят
сравнительно-сопоставительный характер, тем самым активизируя учебный процесс,
образуя в сознании школьников многочисленные внутрипредметные ассоциации,
расширяя ассоциативные ряды, которые в первую очередь участвуют в развитии
интеллекта. А рассмотрение произведений художественной литературы в
сопоставлении с другими видами искусства: музыкой, живописью, кинодраматургией,
театром - обеспечит развитие межпредметных ассоциаций.
Важен в этом случае и выбор учебных пособий, широко
предлагаемых школе. Мы отдаем предпочтение тем из них, которые написаны в жанре
учебника-практикума, рабочей книги, так как в них учащимся предлагаются фрагменты из
литературно-критических материалов, выдержки из дневников писателей,
воспоминаний и другой мемуарной литературы. Работа с подобными книгами
позволит учащимся погрузиться в атмосферу читательского диалога, прислушаться к
разным суждениям и определить свою точку зрения. А эссе - самый удачный жанр
для ее выражения. Не случайно в России в начале XX века к нему обратились
философы и писатели для сближения позиций различных писательских кругов.
Конечно, мы должны быть готовы к тому, что не всегда
работа над эссе приведет к созданию собственно жанра эссе, но, обучая этому
виду сочинения, мы погружаем учащихся в жанровое многообразие мемуарной и
эпистолярной литературы. Рассматривая особенности стиля и манеры изложения
автора, обогащаем и развиваем их речь. И если не возобладает эссе, то в качестве
творческой работы мы можем получить один из уже упоминавшихся жанров -
страничку из дневника, воспоминание, фрагмент духовной биографии, возможно,
этюд, эскиз, зарисовку, заметку, быть может, очерк или путевые заметки, в любом
случае речь идет о творческом поиске учащихся в присущей каждому форме
самовыражения. А школа, на наш взгляд, должна предоставлять учащимся свободу
выбора, что отвечает главной цели литературного образования школьников -
становлению их читательской и творческой самостоятельности. |