Желание раскрыть свою мысль наиболее полно требует от
эссеиста поисков формы высказывания — художественных и языковых средств ее
воплощения. Оригинальная, интересная мысль автора ищет только ей присущий
облик — выражение. Исследователи говорят на примере эссе о едином сплаве мысли
и речевого образа. Может быть, не случайно поэтому многие эссеисты — и
прозаики, и поэты. Например, крупнейший англоязычный поэт Уистон Хью Оден
(1907—1973) на одну и ту же тему создал эссе («Общество против покойного
господина Уильяма Батлера Йейтса») и стихотворение («Памяти Уильяма Батлера
Йейтса (умершего в январе 1939 года)»).
Фазиль Искандер тоже пробует себя в разных жанрах, его
перу принадлежат эссе «Моцарт и Сальери» и одноименное стихотворение.
1. Сравните
небольшое эссе писателя «Душа и ум» со стихотворением такого же названия.
2. Какие
размышления автора нашли свое эссеистическое и поэтическое воплощение?
3. Какие
другие литературные аналогии вы бы предложили для подобного эссе?
4. Сравните
выбор языковых и образных средств в эссе и стихотворении. На основании каких
аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного
автора?
5. Попытайтесь
поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.
Фазиль Искандер
Душа и ум
Удивительно, что во всей мировой литературе самые
пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно
связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса,
князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя,
«Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином
дворе» Солженицына.
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми
войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой
привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает
способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум, прежде всего,
развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в
нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети,
брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь,
добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные
люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они
лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — творить
добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.
В таком случае слава и уму писателей, создавших образы
этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и
ненапрасности своего ума.
Душа и ум
Когда теченье наших дум
Душа на истину нацелит,
Тогда велик и малый ум,
Он только медленнее мелет.
Душа есть голова ума,
А ум — его живая ветка.
Но ум порой, сходя с ума,
— Я сам! — кричит, как малолетка.
Своей гордынею объят,
Грозит:
— Я мир перелопачу!
— И, как безумный автомат,
Он ставит сам себе задачу.
И постепенно некий крен
Уже довлеет над умами,
Уже с трибун или со стен
Толпа толпе долбит:
— Мы сами!
И разрушительный разбег
Однажды мир передраконит. ...
Вдруг отрезвевший человек, -
Схватившись за голову, стонет.
Сбирая камни, путь тяжел,
Но ум, смирившийся погромщик,
Работает, как честный вол,
Душа — надолго ли? — погонщик! |