Понедельник, 09.12.2024, 03:28


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ [27]
КАК НАПИСАТЬ ПОВЕСТЬ [65]
КАК НАПИСАТЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ РОМАН [41]
Я ЛЕГКО ПИШУ СТИХИ [10]

Главная » Статьи » ПРОБА ПЕРА » УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ

УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ. ЗАДАНИЕ № 21

Желание раскрыть свою мысль наиболее полно требует от эссеиста поис­ков формы высказывания — художественных и языковых средств ее вопло­щения. Оригинальная, интересная мысль автора ищет только ей присущий облик — выражение. Исследователи говорят на примере эссе о едином спла­ве мысли и речевого образа. Может быть, не случайно поэтому многие эссеи­сты — и прозаики, и поэты. Например, крупнейший англоязычный поэт Уистон Хью Оден (1907—1973) на одну и ту же тему создал эссе («Общество против покойного господина Уильяма Батлера Йейтса») и стихотворение («Па­мяти Уильяма Батлера Йейтса (умершего в январе 1939 года)»).

Фазиль Искандер тоже пробует себя в разных жанрах, его перу принад­лежат эссе «Моцарт и Сальери» и одноименное стихотворение.

 

1.         Сравните небольшое эссе писателя «Душа и ум» со стихотворе­нием такого же названия.

2.         Какие размышления автора нашли свое эссеистическое и поэти­ческое воплощение?

3.         Какие другие литературные аналогии вы бы предложили для по­добного эссе?

4.         Сравните выбор языковых и образных средств в эссе и стихотво­рении. На основании каких аргументов можно сделать вывод, что оба произведения принадлежат перу одного автора?

5.         Попытайтесь поразмышлять на заданную тему. Определите жанр своей творческой миниатюры.

Фазиль Искандер

Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского, таковы «Старосветские помещики» Гоголя, «Простая душа» Флобера, Герасим в «Муму» Тургенева, Матрена в «Матренином дворе» Солженицына.

Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащи­те. Что бы мы ни говорили, развитый ум, прежде всего, развивается для самоза­щиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно от­влекает душу от ее главного дела.

И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире — тво­рить добро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми — умом сердца.

В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, как знак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своего ума.

Душа и ум

Когда теченье наших дум

Душа на истину нацелит,

Тогда велик и малый ум,

Он только медленнее мелет.

Душа есть голова ума,

А ум — его живая ветка.

Но ум порой, сходя с ума,

— Я сам! — кричит, как малолетка.

Своей гордынею объят,

Грозит:

— Я мир перелопачу!

— И, как безумный автомат,

Он ставит сам себе задачу.

И постепенно некий крен

Уже довлеет над умами,

Уже с трибун или со стен

Толпа толпе долбит:

— Мы сами!

И разрушительный разбег

Однажды мир передраконит. ...

Вдруг отрезвевший человек, -

Схватившись за голову, стонет.

Сбирая камни, путь тяжел,

Но ум, смирившийся погромщик,

Работает, как честный вол,

Душа — надолго ли? — погонщик!

Категория: УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ | Добавил: admin (21.11.2012)
Просмотров: 3035 | Теги: учимся писать эссе, готовимся к ЕГЭ, как написать эссе, все об эссе, занятия по развитию речи, уроки русского языка, пишем эссе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0