Прочитайте эссе двух современных авторов — Виктора
Ерофеева «Don't complain значит
"Не жалуйся"» и Евгения Чернова «Березка».
Виктор Ерофеев Don't complain значит
«Не жалуйся»
Я никогда не любил Север, тем более Крайний, мне и в
Москве хватает холодов, но уломал приятель, энтузиаст полярных сияний, и мы
поехали — на край Земли, самую северную точку Европы, Норд Кап. И там, в
Норвегии, у черта на рогах, я неожиданно для себя влюбился, причем, казалось
бы, в полную ерунду — в дерево. Причем, даже не в конкретное дерево, а в породу
этого дерева. Так, наверное, в начале века студенты-недоучки влюблялись в
пролетариат.
Стыдно признаться, но я влюбился в национальный символ,
причем не Норвегии, а России. Я от этого символа всегда держался в стороне,
просто потому что меня от него воротило, он был везде и во всем, от букваря до
Сандуновской бани. Угадайте с трех раз. Ну, понятно, береза.
Как меня угораздило? Мы выехали из Хельсинки на
мини-автобусе и поехали прямо по меридиану наверх, за Полярный круг, через
Лапландию, на берег Ледовитого океана. В Хельсинки было жарко, финны дули
пиво, природа распарилась: цвели рододендроны, как будто на юге. Но чем выше
мы поднимались по карте, тем строже становились растения. Началась игра на
выносливость. Сначала сошли с дистанции, как сходят уставшие бегуны,
легкомысленные лиственные породы, вроде лип и тополей. Дуб, несмотря на всю
свою кряжистость, тоже долго не выдержал — выбежал из поля зрения. Олени
сменили лосей как на дорожных знаках, так и в жизни. За Полярным кругом все
оставшиеся деревья резко уменьшились в росте. В полях цвел король московских
помоек — лиловый иван-чай. Из лиственных пород остались малорослые осины и
березы.
Затем, как по команде, все деревья покрылись мхом. Мы
ехали через топи, мелкие золотые прииски, в деревенских ресторанах кормили
медвежатиной. Солнце перестало заходить. Начался сплошной бурелом. В полосе бурелома
пропали осины, ближе к тундре исчезли сосны. Исчезли также и сауны — мы
переехали финско-норвежскую границу, а норвежцы саун не любят. Два инвалида,
сидя на стульях возле флага, изображали из себя пограничников. После границы из
деревьев остались только елки да березы.
Елки стояли худые, ощипанные, а березы переродились:
превратились в березовый кустарник, стволы искривились, стали коричневыми, с
жилистыми кулачками. Они росли вдоль безупречной шоссейной дороги, идущей по
вечной мерзлоте, и вокруг темно-красных домов норвежских крестьян, на окнах
которых висели лампы на случай будущей полярной ночи.
Наконец мы выехали к фиордам океана, к светлым пляжам с
плоскими камнями, к воде цвета рассеянных близоруких зеленых глаз. Косо светило
солнце — было заполночь. Июльский арктический ветер дул такой, что сносило с
ног. Наутро ветер поутих; я пошел вдоль скал к океану. И в расселинах я увидел
карликовые березы. Они победили — никаких прочих елок больше не было и в
помине. Они, казалось, не росли на одном месте, а ползли по-пластунски, минуя
нерастаявшие островки летнего снега, к земному пределу.
При этом они пахли. Но как! Они пахли так, как будто пели
во весь голос, на все "побережье, на всю Арктику. Березовый воздух был
сильнее праздничного церковного елея. Тут я понял, что — все: я влюбляюсь. Я
влюбляюсь в карликовые деревья, которые живут и не жалуются.
Ну, это особая тема. Я не знаю ни одной страны, где бы
так много жаловались на жизнь, как в России. Начиная с вопроса «как дела?» и
кончая расспросами более тонкого свойства, в ответ получаешь целые грозди
жалоб — на власти, здоровье, погоду, отцов и детей, друзей, войну и мир, самих
себя.
В России жалуются скорей всего потому, что люди у нас
слабее обстоятельств. Так почему бы нашим мужчинам не позаимствовать зарубежный
опыт норвежских карликовых уродок? Их не заела арктическая среда. Не знакомые
с англо-американским кодексом чести, они существуют согласно его положению:'don't explain, don't complain (не оправдывайся, не жалуйся). В
общем, живите, как эти березы.
Евгений Чернов Березка
Случилось так, что, приехав на республиканское совещание
по краеведению, мы, люди битые возрастом, с клочками седых волос, с печальными
лысинами, оказались без гостиницы — ее захватили кооператоры и наотрез отказались
освобождать. Вот и разместили нас где придется.
Я попал в тесную комнатку общежития строителей, и со мною
вместе — высокий сухопарый человек с выражением лица то ли болезненным, то ли
тоскующим. Звали его Александром Григорьевичем, был он из Москвы и сразу же
заявил, словно оправдался: в командировку поехал добровольно — очень захотелось
ему взглянуть, жива ли еще провинция, а если вдруг и природа сохранилась, то
получится, словно побывал на даче большой и индустриальной.
— Вечером
будем пить травы, — сказал Александр Григорьевич. — Целебную смесь привез..
Но потом стихия всевозможных мероприятий развела нас в
разные стороны.
К вечеру пошел дождь, глина, покрывавшая тротуары,
вспухла, стала липкой, и трудно было убедить себя, что у природы нет плохой
погоды. И еще — ветер, наверное, сменил направление. Когда мы собрались в своей
комнате, из всех оконных щелей несло будь здоров. Как в поезде!
— Просто
жуть, — сказал Александр Григорьевич, доставая из спортивной сумки фирмы
«Адидас» шерстяное белье. — Один раз так же попал в историю, в Кельне. Казалось
бы, такая цивилизация, но вот простудился, — и он пнул со злостью старенький
засаленный стул, да так, что тот пискнул.
— А какая
разница: Нью-Йорк или Рязань? Сквозняк есть сквозняк. А насморк тем более.
В ответ на эти слова Александр Григорьевич испытующе
взглянул в мою сторону.
— А вы
знаете, эта мысль все сильнее стучит в моих висках. Если продолжить вашу
аналогию, то можно прийти к крупным выводам. Допустим: труд есть труд, отдых
есть отдых, в какой бы части света это ни совершалось. Так?
— Видимо,
так.
— Или взять
что попроще: атмосфера, вода... Вода — река — лес. Лес вы, надеюсь, не станете
отрицать?
— Нет.
— Значит,
лес: елка — ольха — береза. И везде все одинаковое. Выходит, среда обитания, по
сути, без различий.
— Выходит,
только вот березку вывел бы...
— А почему
березу, а не ольху? Ни дуб, ни граб, ни кудрявую ветлу?
— Кудрявая у
нас березка.
— А-а,
вот-вот... Вот и вы, как и все. Бе-ерезка-а у родимого крыльца-а, — протянул
Александр Григорьевич с неожиданной иронией и злой, какой-то знакомой,
интонацией. — Неужели современный цивилизованный человек верит в этот миф?
Начнем с того, что никто никакого родного крыльца не помнит. А березу — тем
более. Из детства помнят другое... Я даже затрудняюсь это доходчиво объяснить,
но другое. В любом случае общие ощущения добра, допустим, и зла. Но добро и зло
одинаково и у нас и у них. Это как поцелуй матери.
Я хотел промолчать: нет начала, а теперь и нет конца этим
разговорам. И, чтобы отвлечься, подумал: правильно пишут в газетах — столичные
жители превращаются в особую человеческую разновидность: много думают о себе,
готовы браться за любое, даже незнакомое дело. Но самое главное: потеряли веру
— не верят ни во что! — впрочем, это, наверное, сказано слишком сильно.
Но Александр Григорьевич разошелся. Вместо того, чтобы
ложиться спать, он вспомнил о травах, достал кипятильник и ярко разукрашенную
железную банку.
— Будем пить,
— замечательно просто сказал он. — Вусмерть! Может, хоть тогда дойдет: чего же
вам так далась береза? Что, она вас обувает и одевает? Или молоко дает?
В общем-то я тоже не знал, как объяснить ему. Сколько
помню себя — все в городе живу, тоскую без асфальта, без этой пестрой
выматывающей уличной круговерти. И тем не менее! И березку-то вижу от случая к
случаю. Но неведомая сила, сокрытая в этом образе, — поднимает душу и
наполняет силой. Именно так! С кровью дано. И, как видно, не только мне.
— А вот,
кстати, Александр Григорьевич, русские за рубежом не приживаются. Спят и видят
березку.
— Тоже мне
скажете, — отозвался он с недоверчивостью.
— Точно,
точно, тут даже и спорить бессмысленно.
Александр Григорьевич задумался, но вот лицо его
просветлело:
— Тогда
должен вам сказать следующее: если тоскуют, а по ночам видят какое-нибудь дерево
— значит, не сумели как следует устроиться.
|