|
В разделе материалов: 142 Показано материалов: 31-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально существуют в
языке на определенном этапе его развития, активно используются его носителями. |
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают
закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются
речевой практикой. |
Особого внимания требуют лексические нормы, т. е. правила
применения слов в речи. М. Горький учил, что слово необходимо употреблять с
точностью самой строгой. Слово должно использоваться в том значении (в прямом
или переносном), которое оно имеет к которое зафиксировано в словарях русского
языка. |
Любой акт общения имеет начало, основную часть и
заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может
происходить непосредственно и опосредованно. |
Общение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще
одного компонента, который проявляет себя на всем протяжении общения, является
его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой. |
Теперь рассмотрим акустические компоненты интонации. Начнем
с тона. |
Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания
высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. |
Последний компонент интонации — тембр. Это — дополнительная артикуляциокно-акустическая окраска
голоса, ее колорит. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса. |
Когда с вами говорят, как вы узнаете, что вас о чем-то
спрашивают и следует ответить? Не задумывались над этим? Ведь все, кажется,
очень просто. А просто ли? Давайте разберемся. |
Пауза (лат.
pausa, от греч. pausis — «прекращение,
остановка») — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не
артикулируют и которая разрывает поток речи. Но и молчание может быть
выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. |
Разберемся с паузами и их значением.
|
В исследованиях ученых немало внимания уделяется интонационно-синтаксическим паузам,
которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам
препинания в письменной речи и различаются длительностью. |
Представляем комплексы упражнений для речевой гимнастики.
|
Представляем одно из базовых упражнений по формированию культуры речи.
|
Комплекс упражнений по развитию речемыслительных
способностей и укреплению памяти. |
Упражнения выполняется ежедневно в течение месяца. |
Абонемент и абонент, запомните, кто
есть кто в этой парочке, и тогда можете пользоваться этими словами без
боязни ошибиться и произнести какую-нибудь нелепицу вроде: «Мой библиотечный абонент истек». |
Баловать, давайте раз и навсегда запомним правильное ударение у этого глагола: баловАть (на
последнем слоге!). Вот что еще рекомендуется знать об этом слове: его
основное значение — потворствовать желаниям, исполнять чьи-либо прихоти,
как, например, в случае: Испортили ребенка, избаловали. |
Валет, тот, кто в своей карьере картежника не
планирует идти дальше таких игр, как «дурак» или «козел», склоняя
название этой карты, обычно козыряет вальтом, ходят с вальта; тот же, чьи амбиции простираются на преферанс или бридж, должны запомнить: козырять можно валетом, а ходить — с валета. |
Где-то, это наречие, смысл которого «в неопределенном месте», часто используют не по назначению. Например, в довольно типичной фразе он потратил на это где-mo двадцать минут наречие где-то использовано в несвойственном ему значении «приблизительно». |
Два и двое, эта парочка может причинить вам
массу неудобств, если не выучить несколько простых правил; так, имея
дело с существительными мужского рода, оканчивающимися на согласный и означающими лиц мужского пола, вам нечего
опасаться, поскольку ошибиться в этом случае невозможно: скажи вы два студента или двое студентов —
ошибки не будет |
Единственный, поскольку в этом слове заложена некоторая исключительность, уникальность, его не рекомендуется использовать в сочетаниях, вроде несколько единственных или два единственных, а также самый единственный. |
Жалюзи, это слово стоит привести ради того,
чтобы напомнить: оно французского происхождения, а потому (как все
французские слова — такова уж особенность этого языка) имеет ударение на
последнем слоге: жалюзИ. |
За, приведем этот предлог лишь для того, чтобы вспомнить одесский вариант его употребления: Я за тобой скучала. Конечно же, правильно будет Я по тебе скучала. |
Играть роль, существует два синонимичных выражения: играть роль и иметь значение (см.); категорически запрещается делать из них какие-либо комбинации вроде: Это не играет никакого значения (нужно Это не играет никакой роли). |
Как говорится, в нашей речи есть немало слов и выражений — паразитов, к числу которых относится и как говорится, если, конечно, оно используется не по назначению. Рассмотрим два примера: Я в этом деле, как говорится, собаку съел и Я в этом деле, как говорится, ничего не понимаю. |
Ландшафт, согласно словарям, одно из значений этого слова — «общий вид местности», а потому нередко встречающееся сочетание ландшафт местности следует отнести к разряду недопустимых — существительное ландшафт самодостаточно. |
Макароны, родительный падеж этого существительного — макарон (не макаронов): у меня нет макарон. |
НАголо и наголО, первое из этих наречий относится к стрижке, а второе — к холодному оружию: он постригся нАголо и шашки наголО. |
О, об, обо, правило употребления предлогов о и об очень простое: перед словами, начинающимися с гласных, говорим об (рассказать об успехах, думать об одном и том же) — и
в самом деле, без звука «б» у нас в этих случаях вместо нормальной речи
получалась бы какая-то гласная невнятица. |
| |