Разумеется, полезно знать разновидности
вопросов-ловушек. Но не менее важно владеть информацией, позволяющей
отличить их от вполне нейтральных вопросов, замечаний, реплик.
Оговоримся сразу: для каждого в эту
категорию попадет совершенно определенный вопрос, показавшийся другим
нейтральным, недостойным внимания и т. д. И все же, если вопрос «встал
поперек горла», что делать? Психологи, предлагают 4 типичные реакции.
Возможно, наша система обучения кое в
чем проигрывает зарубежным именно по этой позиции: у нас почему-то не
приветствуется постановка вопросов учителям.
Финал переговоров, дискуссии, выяснения
отношений может быть любого свойства: уверенная победа, сомнительная
победа, полный крах отношений, получение отказа в просьбе, требовании,
достижение компромисса и т. д.
Вопросы можно использовать для
выяснения достоверности обсуждаемой и оцениваемой информации, для
каких-либо уточнений, дополнений, отбора и пр. С помощью вопросов можно
моделировать проблемные ситуации в деловых отношениях.
Люди делятся на две категории: одних
хлебом не корми дай поспорить, прицепиться к сказанному собеседником,
сделать замечание; другие предпочитают отстаивать свое мнение каким-либо
иным образом, например по принципу «пусть слова помолчат, а за них
говорят дела».
Предлагаем также апробированную на практике классификацию различных видов работ
со словом, в том числе работ по формированию у
школьников навыков культуры речи.