Разбейте данные ниже предложения на речевые такты и
определите, как при этом изменяется их смысл.
Например: Чужим //
телефоном пользоваться запрещается. Чужим телефоном // пользоваться
запрещается.
1. Недавно приехавший доктор выступил в печати. 2. В
городе недавно заработанные деньги таяли. 3. Через час после поступления дела
ко мне позвонил Колесников. 4. Они сообщают о получении корреспонденции с
большим опозданием. 5. На остановке стояли мужчины и женщины с детьми.
В теории публичной речи, кроме интонационно-логической,
выделяют еще психологическую паузу.
В исследованиях ученых немало внимания уделяется интонационно-синтаксическим паузам,
которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам
препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза
— на месте запятой, а самой длинной требует точка. Интонационно-синтаксической
паузой отделяются в звучащей речи однородные члены предложения, вставные
конструкции, обращения; пауза заполняет то место в предложении, где
подразумевается пропуск слова.
Есть еще одна разновидность пауз. Встречается она при
чтении стихотворений. Связано это с явлением, которое стиховеды называют
переносом. Перенос (франц. enjambement, от enjamber — «перешагнуть, перескочить») — несовпадение
интонационно-фразового членения в стихе с метрическим членением.
Разберем это на примере строчек из поэмы А.С. Пушкина
«Медный всадник»:
Его терзал какой-то сон.
Прошла неделя, месяц — он
К себе домой не возвращался.
Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту.
Евгений за своим добром
Не приходил. Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на пристани; питался
В окошко поданным куском.
В первой строчке пауза и понижение тона в конце
предложения не нарушают метрическое членение стиха. А в следующих строчках?
Стих требует паузы, а по логике членения предложения она в конце стиха не
должна быть.
Как же спасти архитектонику стиха? Как не разрушить ее?
На помощь приходит опять-таки пауза, названная структурно-концевой или просто
структурной. О ней читаем у нашего современника — литературоведа Г.
Артоболевского:
Необходимо, чтобы это естественное в прозе синтаксическое
членение соединилось с теми необходимыми паузами, которые определяются концами
стихов:
Прошла неделя, месяц — он
К себе домой не возвращался.
Здесь совсем не трудно сделать паузу после «он» даже с
настоящей психологической мотивировкой. Это пауза заинтересованности,
внимания, напряжения, во время нее у слушателя как бы возникает вопрос: ну, что
же? что с Евгением? Нужно только проследить, чтобы понижением голоса не поставить
в конце строки несуществующую точку, чтобы не прочесть так:
Прошла неделя, месяц. Он.
Точка — конец фразы — в устной речи обозначается
понижением голоса. При «стиховом переносе» надо, наоборот, в конце стиха
повысить голос не в смысле силы, а мелодически, чтобы слушателю было ясно, что
надо ждать продолжения фразы. И тогда паузу можно держать сколько угодно.
Темп стихотворной речи не является величиной постоянной:
он изменяется в зависимости от непрерывно пульсирующего художественного
содержания — переживаний поэта, отражающихся и на интонационном движении.
От поэзии перейдем к прозе. Представим себе такую
картину: идут вступительные экзамены. Абитуриенты пишут диктант. Преподаватель
читает текст медленно, повторяет части предложения и, повторяя, делает паузы.
Что это за паузы? Как они называются? Какова их функция? Прежде чем ответить,
приведем другой случай. У причала стоит туристический пароход «Капитан
Сутырин». Пассажиры стоят на палубе, провожающие — на пристани. Все спешат
сказать друг другу слова, которые кажутся самыми важными, самыми нужными. Я... тебя... прошу... будь осторожен...
Что?.. Не,.. пони...маю...! Будь... осто...ро...жен... по...нял?! Еще одна
картинка. На плацу маршируют новобранцы. Раздается команда: На…ле...во! шагом... марш!
Паузы... паузы... паузы!
Чем они вызваны? Ситуацией, Какова их функция? Надо,
чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы в шуме и на далеком расстоянии
люди услышали и поняли друг друга, чтобы новобранцы успели приготовиться
выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, они
называются ситуативными.
Есть еще паузы физиологические.
Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке,
или когда поражена центральная нервная система и в результате забывается нужное
слово, трудно выразить какую-нибудь мысль. Хорошо, если человек обходится без
таких пауз!
|