Пятница, 22.11.2024, 22:46


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ПУБЛИКОЙ [19]
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [10]
УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ [17]
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ [21]
СЛОВАРЬ ОШИБОК РУССКОГО ЯЗЫКА [29]
ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ [40]
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ [6]

Главная » Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темп речи. Задания 183 - 185

Темп речи может изменяться. Это зависит от со­держания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

От чего, например, зависит темп произнесения предложений: Скорей бежим к лесу!; Идет нога за ногу; Ползет, как черепаха; Озеро широкое и глубо­кое, как океан? Темп речи в данном случае опреде­ляется содержанием предложений. Первое призы­вает к скорой реакции, к быстрому действию, поэто­му произнесение убыстряется. Второе и третье пред­ложения характеризуют замедленное действие. Что­бы это подчеркнуть, говорящий растягивает звуки, темп речи замедляется. В последнем предложении акцент падает на слова широкий и глубокий. Замед­ление речи при их произнесении позволяет как бы изобразить предмет, интонационно подчеркнуть его размеры.

Различным будет темп речи, если фразу Дождь только досаждал, но дождь со снегом был просто невыносим произнести то как констатацию факта, то с глубоким чувством. При констатации факта пред­ложение произносится ровным голосом. Если же говорящий стремится передать свое эмоциональное отношение к высказываемому, то вторую часть он произнесет повышенным тоном и в более замедлен­ном темпе.

Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его.

Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжелобольного, очень старого человека. В медленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга.

Теперь представим ситуацию, требующую быст­рой реакции (начался пожар или тонет человек). Понятно, что призыв на помощь будет не только гром­ким, но и в быстром темпе.

Обратим внимание еще на одно явление, Но сна­чала представим три речевые ситуации. Заходит студент в деканат. — Здравствуйте, Александр Алек­сандрович! Сосед подошел во дворе к соседу. — Здрасъте, Алъсан Алъсаныч! Встретились два прияте­ля, — Здрасъ, Сан Саныч!

Чем различаются приветствия? Стилем произ­ношения. Это дополнительный штрих, характери­зующий интонацию звучащей речи. Когда мы на­ходимся в официальной обстановке, выступаем пе­ред большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каж­дое слово. Такой стиль произношения называется полным.

В неофициальной обстановке, в семейном кругу, с друзьями чаще всего используется неполный, разговорный стиль, который имеет много вариантов, иногда напоминает скороговорку.

Удивительно то, что стиль речи может свидетель­ствовать о пренебрежительном отношении говоря­щего к тому, с кем разговаривает.

Задание 183

В каком темпе должны быть произне­сены выражения, и от чего он зависит в данном слу­чае?

Это потребует два дня. Это потребует свыше ты­сячи лет.

Задание 184

Можно ли согласиться с автором в его оценке слов? Если да или нет, то почему?

В книге Е. Эткинда «Разговор о стихах» (М., 1970) две главы имеют названия: «Медленное слово "мед­ленно"» и «Быстрое слово "быстро"».

Задание 185

На какие особенности звучащей речи указывают пословицы, поговорки, устойчивые выраже­ния? Какие из них характеризуют темп речи?

Эка понесла: ни конному, ни крылатому не дог­нать. За твоим языком не поспеешь босиком. Гор­лом не возьмешь. Горлом изба не рубится. Замоло­ла безголова. Бормочет, как глухарь. Пищит, как цыпленок. Кричит, как выпь. Говорит, словно в сте­ну горохом сыплет. У него слово слову костыль по­дает. Слово за словом на тараканьих ножках пол­зет. Он речь сквозь зубы цедит. Говорит, что в цедилку цедит. Слово к слову приставляет, словно клет­ки городит. Слово за словом вперебой идет. Слово за слово цепляется. Говорит, что родит. Слово вымол­вит, словно жвачку прожует, Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Строчит, как из пулемета. Тысячу слов в минуту.

Категория: ЗАДАНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ | Добавил: admin (19.10.2014)
Просмотров: 1616 | Теги: занятия по риторике, устная речь, ораторское искусство для школьников, культура речи, учимся выступать перед публикой, основы риторики | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0