Когда с вами говорят, как вы узнаете, что вас о чем-то
спрашивают и следует ответить? Не задумывались над этим? Ведь все, кажется,
очень просто. А просто ли? Давайте разберемся.
Представьте; вам передали записку, В ней написано: Мы пойдем завтра на речку, но никакого
знака препинания в конце предложения нет. Как в таком случае понять, то ли
приглашают, то ли спрашивают? Если спрашивают, то о чем? О том, кто пойдет или
куда пойдет, а может быть, когда пойдет? Но если написавший произнесет это
предложение вслух, по интонации сразу понятно, повествует он или спрашивает, И
о чем спрашивает. Отсюда можно заключить, что в языке существуют определенные
типы интонации. И удивительно то, что ни до школы, ни в школе интонации
специально не обучают, а все мы, говорящие по-русски, умеем пользоваться ею.
Знание интонации для говорящего можно считать врожденным навыком.
Понятно, конечно, что лингвисты, которые занимаются
фонетикой, исследуют интонацию, особенно ее синтаксическую функцию. В этом и мы
должны будем разобраться, т. е. понять, что происходит с тоном голоса, как он
изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении повествовательных
и вопросительных предложений. Но, прежде чем говорить об этом, необходимо
сделать несколько уточнений.
Повествовательные и вопросительные предложения сами по
себе могут иметь различную интонацию. Все зависит от того, что они выражают:
удивление, неуверенность, предположительность, несогласие или то, что
говорящий просто не понял и переспрашивает. Это свидетельствует о разнообразии
и богатстве русской интонации, но соответственно к усложняет ее изучение.
Задание 192
Произнесите
предложения со всеми возможными интонациями.
1. Мы поедем завтра в зоопарк. 2. Я не люблю, когда
жарко. 3. Ты хочешь знать мое мнение. 4. Как хороши, как свежи были розы. 5. И
что ты по этому поводу думаешь. 6. Все давно ушли.
|