Последний компонент интонации — тембр. Это — дополнительная артикуляциокно-акустическая окраска
голоса, ее колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения
органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е, дополнительные тоны, придающие основному тону
особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса.
По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон,
тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.
Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой
тембр, как и отпечатки пальцев. В Италии, например, в средние века в паспорте
среди характерных для владельца примет указывался и тембр голоса.
Тембр голоса может изменяться, что зависит от
эмоционального состояния человека. Поэтому тембром
называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие
экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин
тон. В этом случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.
Характер тембра бывает настолько разнообразным, а его
восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют
самые различные определения, подчеркивающие зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий); слуховое
(глухой, вибрирующий, дрожащий,
заглушенный, звонкий, крикливый, скрипящий, сонорный, шепотной); осязательное
(мягкий, острый, твердый, тяжелый,
холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий); ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный,
металлический); эмоциональное (угрюмый,
хмурый, раздосадованный, веселый, радостный, ликующий, резвый, восторженный,
восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, возмущенный, сердитый, нежный,
сердечный, благодушный, страстный).
О некоторой неопределенности и относительном характере
определений тембра говорит и то, что одни из них обозначают его акустические
свойства (светлый — темный, горячий —
холодный, твердый — мягкий), другие указывают на положение органов
артикуляции (узкий — широкий); относятся
к акцентуации (тяжелый — легкий); подчеркивают
темп (спокойный — живой). Да и не во
всех случаях понятно, какую особенность тембра имеет в виду автор, давая ему
определение. Например, в одном из пособий по искусству декламации рекомендуется:
стихотворение Майкова «Весна» читать в золотом тоне, «По полю, полю чистому»
Цыганова — в серебряном, «Душа моя мрачна» Лермонтова — в медном, а его «Утес»
— в бархатном тоне. Но четких разъяснений, чем один тон отличается от другого,
нет.
В последнее время ученых стал интересовать язык эмоций,
который особенно отличается разнообразием интонаций. Он, как считают
исследователи, обладает самостоятельностью, имеет единый для всех людей
акустический алфавит и даже независим от слова.
Музыковеды утверждают, что любую эмоцию (гнев, радость,
боль, нежность, презрение и др.) можно выразить при пении мелодии без слов, и
даже лишь одной гласной на одной ноте.
О таких возможностях интонации говорят не только музыковеды.
К.С. Станиславский считал, что чувства, возникающие у человека, рождают
потребность выплеснуть их наружу через звучание. Так, например, открытый,
ясный, широкий ба-а... передает неожиданность,
радость, бодрое приветствие, от которого сильнее и веселее бьется сердце.
Прислушайтесь сами.
Ба! Вы чувствуете, как у меня внутри, & тайниках души, зародилось, забурлило гортанное б, как мои губы едва сдерживали напор
звука вместе с чувством — изнутри. Как, наконец, препятствие прорвалось и из
распахнувшихся губ, наподобие объятий рук или дверей гостеприимного дома, к
вам навстречу вылетел, точно хозяин, встречающий дорогого гостя, широкий,
хлебосольный, пропитанный приветливым чувством звук а. Б-б — а-а-а! Разве вы не чувствуете в этом восклицании кусочек
моей собственной души,
который летит к вам в сердце с радостным звуком?
А что по этом поводу пишут ученые-специалисты? Каково их
мнение? Они подтверждают, что характер звука зависит от физического состояния
человека, испытывающего ту или иную эмоцию, и состояния органов речи.
Эмоциональная речь в большей степени воздействует на
слушателя, чем речь бесстрастная. Педагог и писатель Антон Семенович Макаренко
(1888-1939), делясь опытом воспитания подростков, сказал:
Я сделался настоящим мастером только тогда, когда
научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20
нюансов в постановке лица, фигуры, голоса, И тогда я не боялся, что кто-то ко
мне не подойдет или не почувствует того, что нужно.
Задание 186 Скажите,
как зависит интонация речи от состояния говорящего (крайнее возбуждение, восторг,
апатия, испуг, равнодушие, радость, безразличие,
покой, взволнованность, гнев)? Влияет ли характер
интонации на адресата? Как? При каких ситуациях?
Задание 187 Понаблюдайте
за речью людей, когда они чем-то расстроены, на что-то негодуют, чему-то
радуются, отчего-то пришли в восторг. Определите, как эмоциональное состояние
человека отражается в его речи.
Задание 188 Продолжите
ряд определений, характеризующих тон голоса: крикливый, пронзительный, резкий...
Задание 189 Сгруппируйте
глаголы, прилагательные, наречия, учитывая, на какие особенности звучащей
речи они указывают. Дополните каждую группу новыми словами.
Чеканить слова, рубить слова, мямлить, канючить,
захлебываться словами, рапортовать, растягивать слова, завораживать словами,
усыплять своим разговором, сюсюкать; однотонная речь, прерывистая речь,
взволнованная, крикливая, размеренная, невнятная, отчетливая, затрудненная,
спокойная, плавная, певучая, мягкая, странная, теплая, пламенная,
захватывающая, тихая, громкая, сухая, высокопарная; говорить тихо, громко,
быстро, медленно, спокойно, вежливо, грубо, решительно, с жаром, с трудом, с
увлечением, с гордостью, любезно, откровенно, охотно, задушевно, приветливо,
пламенно, эмоционально, живо, восторженно, гневно, зло, вызывающе, миролюбиво.
Задание 190 Прочитайте
выразительно вслух несколько раз, изменяя темп и силу голоса, текст З.В. Совковой
«Скакалка»:
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем,
чтобы
Звук держать оно могло
бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не поводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки.
Голос звучен, льется ровно,
И не прыгаю я словно.
Раз-два!
Раз-два!
Раз-два!
Раз!
Можно
прыгать
целый час!
Задание 191
Прочитайте
выразительно вслух отрывки из «Полтавы» Пушкина и «Гренады» Светлова. Скажите,
чем отличается интонация при чтении этих текстов?
1.Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
2.Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «яблочко» песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая —
Степной малахит.
|