Московский художественный академический театр. Одно
название приводит в трепет каждого, кто хоть раз побывал в нем. Знаменитый
занавес с изображением парящей в воздухе чайки. В зале, в фойе никаких золотых
росписей, украшений, никакого бархата, сверкающих хрусталем люстр. Здесь главное
— игра актера, его звучащий голос, несущий мысли, чаяния, надежды, богатство
человеческой души зрителям. Девиз театра — жизненная правда.
Теперь хорошо было бы сделать музыкальную паузу,
Но в учебнике это невозможно.
Можно только поговорить... о паузах.
Вы спросите: «О чем тут говорить? Чем могут заинтересовать
паузы? Надо замолчать — вот и все». Так и не совсем так.
Действительно, пауза (лат.
pausa, от греч. pausis — «прекращение,
остановка») — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не
артикулируют и которая разрывает поток речи. Но и молчание может быть
выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. Первый паузолог США проф. О'Коннор считает, что паузы
могут сказать о человеке не меньше, чем слова, что в разговоре на них уходит
40-50 процентов времени.
Не случайно, говоря об открытии МХАТа, о первом спектакле,
о том, как играли актеры и как приняли их зрители, Немирович-Данченко пишет и
о... паузах: паузы не пустые, а
заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось
недоговоренное чувство, намеки на характер, полутона. Значит, паузы
передают настроение говорящего, его эмоции, способствуют раскрытию его характера.
Но паузы — все же не слова. Они — только намеки,
полутона. О значении пауз надо догадываться, надо уметь понять, уловить их
смысл.
Тонкий знаток сценического искусства, прекрасно знающий
возможности живого, устного слова с его разнообразием интонаций и пауз,
Немирович-Данченко понимал, что паузы бывают разные. Он писал: паузы не пустые, а заполненные.
Что же имел в виду Владимир Иванович, противопоставив пустые паузы заполненным? Какие паузы он считал пустыми? В письме К.С. Станиславскому читаем: «Прежде всего — роль
знать, как «Отче наш», и выработать беглую речь, не испещренную паузами,
беглую и легкую. Чтобы слова лились из Ваших уст легко, без напряжения». Вот,
оказывается, в чем причина появления пустых
пауз в сценической речи. Это — плохое знание текста роли, когда актер
постоянно думает о том, что дальше следует говорить.
Пустые паузы встречаются не только на сцене, но и в
обыденной обстановке. Не выучил ученик урок, а его вызвали отвечать. Стоит он у
доски и мается. Скажет несколько слов и,., пауза, ждет подсказки. Бывают и
другие ситуации. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они
почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь
их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации.
Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а
некоторых собеседников даже раздражают.
Кто-нибудь может возразить: «Но ведь человек, когда говорит,
должен думать, что и как сказать. Для этого необходимо время, вот он и делает
паузы. Разве это плохо?»
Конечно, нет! С пустой паузой, порожденной отсутствием
мысли, не следует смешивать паузы хезитации,
т. е. паузы обдумывания,
размышления, Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей,
обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще
не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут
решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои
мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения.
Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания
при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать, лучше
сформулировать так, правильнее будет..., нет, не так надо сказать. После
этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и
необходимы.
Однако больший интерес для говорящих и исследователей
звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь.
Экспрессивно-эмоциональной можно назвать и паузу —
реакцию на исполнение произведения искусства, Это может быть спектакль, пение,
художественное чтение, балет, игра оркестра, выступление музыканта. Такая
пауза выражает эмоцию не одного человека, а многих зрителей, слушателей и
свидетельствует о высшей степени их увлеченности. Такая пауза — самая высокая
награда исполнителям, мастерам сцены.
Есть и другие разновидности пауз, Чтобы речь была ясной и
понятной, необходимо перед заучиванием теста или его произнесением вслух
навести порядок в словах, правильно соединить их в группы, т. е.
в речевые такты. Тогда будет
ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков
складываются фразы. Вот как, например, можно разделить на речевые такты
стихотворение М.Ю. Лермонтова:
Прощай, немытая Россия/
Страна рабов/
страна господ/
И вы/
мундиры голубые/
И ты/
им преданный народ/
Быть может, за стеной Кавказа/
Укроюсь от твоих пашей/
От их всевидящего глаза/
От их всеслышащих ушей/
Когда стихотворение произносится, то каждый речевой такт
отделяется от предыдущего паузой, которая называется интонационно-логической.
Логическая пауза может быть коварной волшебницей. От нее
иногда зависит судьба и сама жизнь человека. Вынесли приговор: Казнить нельзя помиловать. Как
поступить его исполнителям? Если прочитать Казнить/
нельзя помиловать, то осужденный прощается с жизнью. Если же прочитать Казнить нельзя/ помиловать, то жизнь ему
сохраняется. Пример этот широко известен. Он приводится в различных учебных
пособиях.
|