Проблемность – это смысловой стержень анализа
художественного произведения, когда познавательные и воспитательные задачи
урока тесно связаны между собой. От искусства учителя литературы зависит
формирование прочных нравственных и эстетических убеждений у школьников,
осмысление ими важнейших жизненных понятий.
Течение жизни все ускоряется, усиливается
тревожность относительно судеб наших духовных
ценностей, осознаются существенные утраты в
области чистоты, богатства, культуры русского
языка, его авторитета - одного из самых развитых
языков мира.
В процессе модернизации российского
образования происходит переосмысление роли регионального компонента
Базисного учебного плана, поэтому большое внимание в школах нашей страны
уделяется его реализации.
С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие
педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому
учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного
коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной
учебной деятельности.
Диктант – одна из основных
форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно
использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного
литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Алгоритм - точное, пунктуальное описание
последовательных действий. Любой урок, по моему
убеждению, должен строиться в соответствии с
определённым алгоритмом. В рамках алгоритма
обеспечивается организация времени урока,
последовательность действий учителя исходя из
логики преподаваемого материала и дидактических
требований к его преподнесению.
Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из
важнейших в школе, ведь урок литературы должен заставить учащихся
мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Но это невозможно
сделать при сухом, догматичном подходе к преподаванию литературы.
В целом можно говорить ошести дидактических способах организации процесса проблемного обучения
(то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного
материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной
деятельности учащихся.
Концепция Н.Ф.Яковлева и В.К.Никольского о поэтапном
развитии речи ребенка послужила отправной точкой для исследования. Формирование
речевого высказывания у ребенка проходит несколько этапов от появления
изолированных слов до сложного речевого высказывания. Ситуативная и контекстная
речь.
Методическое пособие разработано в помощь преподавателю при
выведении оценки за сочинение и имеют своей целью расширение и
углубление представлений о творческой самостоятельной работе.
Школу делает школой учитель. Учителя разные -
ведь они вырастают из учеников. Художник учится
смешивать краски и наносить мазки на холст.
Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель
осваивают приемы письменной речи.
Каждый раздел русского языка как учебного предмета представляет определённые
возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД). Цель моей
статьи – проследить их на примере работы с пунктуационными нормами.
Хотя сейчас огромное внимание уделяется
развитию коммуникативной компетенции учащихся,
орфографическая грамотность на всех этапах
развития школы остается по-прежнему важным
компонентом подготовки по русскому языку. Но
почему орфография так трудна для школьников?
Сопоставительный анализ как
приём изучения эпических и драматических
произведений — один из традиционных в методике и
практике преподавания литературы в
отечественной школе. Он логически обусловлен
всем комплексом содержательных элементов самих
текстов: их тематикой, проблематикой, конфликтом,
идейным смыслом.
Методика проведения обычных изложений
известна и доведена учителями русского языка до
автоматизма, и главное, что ученики должны, это -
удержать в памяти текст и по возможности
грамотно и верно передать его в письменной форме.
Повысить эффективность работы над изложением
может изложение с продолжением.
Жизнь современного подростка изменилась:
в нее вошли компьютерные технологии, которые, по моему мнению,
ограничивают возможности общения с людьми, книгами, с миром и замедляют
процесс накопления жизненного опыта детей.
Трудно поверить, что ещё двадцать лет назад в
школьном литературном образовании не было
такого явления, как олимпиада по литературе!
Сегодня мы уже так привыкли к тому, что олимпиада
существует, что не мыслим себе существования без
неё.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического
образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов
совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально
развитой личности.
У американского писателя Айзека
Азимова есть фантастический рассказ, действие
которого происходит в 2155 году. Ребятишки из
найденной на чердаке книжки узнают о школе,
которая была сто лет назад. В ней был живой
учитель, дети ходили на уроки, учились все вместе,
жили весело, помогали друг другу.
Сложность организации индивидуального подхода к
учащимся обусловлена тем, что на успешность обучения
конкретного учащегося накладывает существенный отпечаток не один, а несколько
факторов, действующих в разных сочетаниях и пропорциях.
Первое определение уровня знаний целесообразно проводить в начале года, на
этапе корректирующего повторения. Можно предложить учащимся специально
разработанные задания, предусматривающие выявление знаний по программе
предшествующего года.
Философы утверждают, что без
сравнения процесс мышления невозможен, физиологи считают, что
функции сличения и различения являются основой умственной
деятельности.
Развитие языковых способностей
учащихся является важнейшей задачей обучения
русскому языку. Однако школьники заучивают
лингвистические правила и определения, часто не
осознавая их сущности и значений составляющих их
слов, поэтому ребята не всегда могут ввести
заученные понятия в свою речь, построить связное
монологическое высказывание на языковую тему.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В
связи с изменением социально-экономической ситуации в стране
современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно
новые знания и применять их в разнообразной деятельности.