Суббота, 21.12.2024, 20:10


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Главная » 2013 » Февраль » 23 » ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
12:00
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 План:

1. Сущность дифференциального подхода.

2. Рациональные критерии дифференциации.

3. Осуществление дифференциально-группового подхода к учащимся в разных звеньях учебного процесса:

– подготовительная работа к усвоению нового материала;

– объяснение нового материала;

– закрепление знаний и формирование умений и навыков;

– домашнее задание;

– итоговый контроль.

4. Заключение.

 

1. Сущность дифференциального подхода.

Осуществление дифференциального подхода приобретает особое значение в обучении, так как одной из существенных особенностей учащихся является их разнородность по:

– мотивам учения;

– познавательным интересам;

– пробелам в знаниях;

– уровню предшествующих знаний;

– работоспособности;

– общей способности к учению;

– уровню умения работать самостоятельно;

– особенностям мыслительной деятельности, (и т.д.)

Однако не всегда учитель может ориентироваться на весьма ограниченное число признаков, которые являются доминирующими. Непременным условием организации систематического дифференцированного подхода является определение уровня знаний, умений, навыков у всех учащихся.

Первое определение уровня знаний целесообразно проводить в начале года, на этапе корректирующего повторения. Можно предложить учащимся специально разработанные задания, предусматривающие выявление знаний по программе предшествующего года.

В результате производится ПЕРВИЧНОЕ распределение учащихся на группы.

В дальнейшем состав групп систематически корректируется на основе анализа результатов текущей проверки знаний, что позволяет учащимся быть в курсе, насколько успешно они овладевают знаниями и стимулирует в учебной работе.

2. Рациональные критерии дифференциации учащихся.

Для практического осуществления дифференциального подхода важно решить вопрос о количестве и составе групп:

А) В зависимости от типа высшей нервной системы – 4 группы (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

Б) В зависимости от уровня знаний, умений, навыков – 3 группы (сильные, средние, слабые).

Чаще всего удается учитывать интересы только двух групп слабой и (сильной) средней.

Таким образом, деление учащихся на условные группы является реальным средством совершенствования учебного процесса.

Однако в ходе учебного процесса возможна дифференциация учащихся на большее количество групп. Это зависит от конкретного состава группы (класса), а так же от ситуаций, возникающих в процессе обучения, которые иногда невозможно предусмотреть заранее.

Организация дифференцированного обучения неразрывно связана с определенными требованиями к подвижности состава учащихся в выделенных группах.

Можно выделить наиболее существенные особенности, связанные с обучением, которые помогут индивидуализировать работу с учащимися:

1) полное отсутствие умений организовать самостоятельную работу;

2) большой перерыв в учебе;

3) слабая память, недостаток внимания;

4) сложное семейное положение;

5) исключительный интерес к предмету.

 

3. Осуществление дифференциально-группового подхода к учащимся в разных звеньях учебного процесса.

 

Этап обучения

 

Слабая группа

 

Сильная (средняя) группа

 

Дополнения

 

А) подготовительная работа к усвоению нового материала

1. Консультация (аналогичный материал и несколько простых практических заданий), т.е. подготовка к овладению знаниями и умениями.

2. Домашнее задание:

предварительное чтение

материала, планируемого к изучению;

может быть практическое задание для отработки понятий, правил,

практических умений, на базе которых должна усваиваться новая тема.

1. Самостоятельная работа (постановка задачи; установление связей с другими темами);

2. Домашнее задание более объемно, содержательно.

1. Создание у всех учащихся базы, необходимой для успешной работы над очередной темой.

2. «Выравнивание» знаний.

Б) объяснение нового материала

1. Разбивка материала на мелкие части;

уделение значительного времени при вычленении и обработке каждого из признаков изучаемого предмета;

3. Постоянный контроль.

1. Самостоятельная работа по углублению и изучению материала.

2. Четкое выделение каждого понятия; затем совокупность и взаимосвязь – выработка умения самостоятельно осуществлять важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

1. Изложение нового материала.

В) закрепление знаний

формирование умений

навыков.

1. дифференциация заданий

 

 

 

 

2. дифференциация объема и количества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. различные условия работы:

– мера помощи учителя;

 

– заранее разработанные инструкции;

 

 

 

 

 

Облегченные задания (найди ответ в параграфе, выдели главную мысль абзаца и т.д.)

 

Работа в замедленном темпе при заранее ограниченном объеме материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственный контроль

 

Подробнейшие инструкции

(«пошаговые», конкретными примерами)

 

 

 

 

 

Задания на применение новых знаний; упражнения, вопросы на базе нового материала.

 

Поставлена цель выполнить как можно больший объем задания, чтобы отработать практические навыки до «автоматизма» и подойти к общим выводам самостоятельно.

 

 

Контроль поэтапный

 

Дан алгоритм (или перечислены основные операции).

 

 

 

 

 

– разнообразная работа в

группах;

– существует возможность

выбора, в какой группе

работать.

 

Недостаток: неодинаковое

руководство группами в ходе урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания аналогичные по трудности

Г) домашнее задание

– типовые задания (аналогичные выполнены на уроке);

дополнительные задания для

ликвидации пробелов в

знаниях, задания на восстановление утраченных умений и навыков.

Однако необходимо не перегружать учащихся, что может вызвать отрицательную реакцию.

Поэтому отбирать нужно необходимый минимум дополнительных заданий в соответствии с основными пробелами в знаниях.

 

– усложнение задания не только с применением практических знаний, но и использование теоретического материала, творчества;

– задания, требуемые

рассуждений и анализа;

– чтение дополнительной

литературы, что

способствует расширению кругозора учащихся;

– выделение связей с другими темами и предметами.

 

 

– предлагается выполнять

одинаковые по содержанию, но различные по объему и срокам выполнения; могут быть предложены необязательные задания, рассчитанные на длительный срок исполнения (сочинить, составить...)

 

Д) итоговый контроль

 

– небольшая по объему глубине (только базис);

 

– возможность использовать образцы, схемы, учебник;

 

– в самом крайнем случае (если учащийся совсем не знает, что делать, учитель может дать наводящие вопросы.

 

Задания сложные,

требующие хорошего знания

теории, межпредметных

знаний;

– использование

вспомогательного материала

нежелательно;

 

полная самостоятельность при выполнении контрольной

работы.

 

– дифференциация заданий по

сложности;

– дифференциация количества

заданий;

– дифференциация условий работы (возможность использования дополнительного материала, помощь учителя.

 

 

 

4. Заключение

1. Систематическое осуществление дифференцированного подхода предполагает, что он в той или иной мере должен иметь место во всех звеньях учебного процесса.

2. Однако уровень выявленных знаний, послуживших критерием дифференциации, характерен только для конкретного и довольно краткого отрезка времени. Кроме того, проверка не охватывает важных для характеристики личностных качеств, таких, как темп, обучаемость, работоспособность.

Уточнение состава групп требует определенных, соответствующих данному этапу обучения заданий и организации очередной проверки знаний, умений и навыков.

Возникает противоречие: состав групп находится в постоянном движении, а практическое осуществление дифференцированного подхода требует определенной стабильности групп.

Поэтому создаются стабильные по составу группы на определенный срок, несколько раз в течение года может быть произведено перераспределение на основе проверочных и итоговых работ по теме.

3. Наличие групп позволяет учащимся верно оценивать себя на пути усвоения нового материала, стимулирует переход в другую группу.

Учитель в свою очередь получает возможность создать благоприятные условия для организации работы при изучении материала.

Просмотров: 4013 | Добавил: admin | Теги: методические наработки, русский язык в школе, преподавание русского языка и литер, проблемы преподавания русского язык | Рейтинг: 4.7/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0