Проблемность – это смысловой стержень анализа
художественного произведения, когда познавательные и воспитательные задачи
урока тесно связаны между собой. От искусства учителя литературы зависит
формирование прочных нравственных и эстетических убеждений у школьников,
осмысление ими важнейших жизненных понятий.
Читая, думая, слушая, учащиеся пытаются найти решение
тысячи проблем, которые ставит жизнь. Вместе с тем и изучение литературы
постоянно подталкивает к осмыслению многого из того, сто пока «не приходило в
голову», но, возможно, окажется весьма актуальным через год, два, десять лет…
Сочетание глубокого и всестороннего анализа
произведений художественной литературы
как искусства слова на уроке с последовательным проведением определенной
воспитательной концепции вот та задач, которая стоит перед проблемным
изучением.
Анализируя воспитательные возможности отдельных
произведений, нужно конкретизировать возникающие при этом проблемы и
формировать их применительно к художественным произведениям. Акцентируя
внимание учащихся не тех или иных нравственных проблемах, необходимо
рассматривать их в общем.
ПРОБЛЕМЫ, НАД
КОТОРЫМИ РАБОТАЕТ УЧИТЕЛЬ-ЯЗЫКОВЕД
1. Личностно – ориентированное обучение на уроках
русского языка и литературы.
2. Развитие навыков монологической и диалогической речи у
учащихся.
3. Работа с текстом на уроках русского языка и
литературы.
4. Комплексный подход к формированию правописных навыков.
5. Углубление семантического аспекта на уроках русского
языка.
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература формирует ученика духовно, следовательно место
литературы в ряду школьных дисциплин особое.
Главная задача изучения литературы в школе:
с помощью литературы подготовить школьников к взрослой
жизни.
Поговорить о литературном образовании нужно, выделяя два
уровня читательской культуры:
1. Базовый – основной, обязательный.
2. Элитарный, филологический уровень (для развитых детей)
– усложненное чтение. На этом уровне ученики видят и осознают филологический
уровень произведения.
ПАРАМЕТРЫ
ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РАЗРАБОТАЛ АРКИН)
1. Чтение, как воссоздание, произнесение литературного произведения ( в средних классах уч-ся должны читать не менее 25-30 минут).
2. Чтение, как сотворчество. Эмоционально – эстетический
отклик – сопереживание, художественное воссоздание картин. Побуждать уч-ся
словесно рисовать и дорисовывать что-то.
3. Начитанность и читательская память. Уровень
начитанности измеряется высоким уровнем художественной литературы, классики.
Высокий уровень начитанности – умение держать в памяти основную мысль
произведения.
4. Самостоятельность читательских суждений и оценок.
Свобода высказывания и читательская культура. Современный урок – это диалог с
учеником.
5. Истолкование произведения по ограниченному текстовому
материалу (целое по частному).
6. Ориентация в современной литературе (знание авторов и
произведений, задающих уровень современной литературы, споры писателей,
основные литературнохудожественные журналы).
7. Чувство художественной формы на элитарном, филологическом
уровне (задуматься над искусством композиции).
8. Сопоставительный анализ произведений через своеобразие
своей художественной формы.
9. Целостное восприятие творчества художника и постижение
творческой индивидуальности в сопоставлении прочитанного.
10. Совершенство читательского слуха – узнавание текста.
УРОК КАК ОСНОВНАЯ
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
Урок—это творчество учителя. В нем отражаются его педагогические
взгляды, ратуроведческая
культура
СТРУКТУРА УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ
Готовясь к уроку, учитель выясняет цель и содержание будущего
урока, продумывает методы и приемы работы, выстраивает урок. Долгое время основными
структурными элементами считали: опрос, объяснение нового материала,
закрепление, домашнее задание. Ныне существует новая структурная единица –
учебная ситуация.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ
Индивидуальный подход к уч—ся позволяет определить, какие
из условий‚ чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении
трудностей, успех в учении, осознание значения языка в жизни общества! можно
использовать в каждом конкретном случае. Необходимо стремиться к тому, что бы
задания /особенно на 1 этапе работы! Давались с учетом подготовленности и
общего развития. Чтобы сильным не было слишком просто, а слабым сильно трудно. И
то и другое ведет к потере интереса.
Принцип индивидуально подхода позволяет, с одной стороны,
выявите одаренных в лингвистическом отношении детей, а с другой — установить
причины слабоуспеваемости и вселить в слабоуспевающих уверенность в возможность
преодоления трудностей, с которыми они встречаются в процессе обучения, вы—
звать у них интерес к учебе, потому что, как писал Добролюбов, ”когда
занимаются с охотой, то дело идет несравненно легче и успешнее, чем при
занятиях по необходимости из—под палки”.
При индивидуальной работе учитель не только узнает о том
какими языковыми вопросами ученик интересуется, но и о гораздо большем: чем
вообще интересуется школьник, каковы его индивидуальные склонности, стремления
и вкусный следовательно, может более успешно на него влиять.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ
Эстетическое воспитание — формирование у школьников
эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Умение
видеть прекрасное, понимать и тенить его необходимо всем культурным людям,
поэтому, развивая эстетические чувства у уч—ся, школа формирует одно из
основных качеств разносторонней личности.
Эстетическое чувство к языку вызывается: богатством
средств выражения, его звучностью и мелодичностью, экспрессивностью единиц
языка, уместностью языковых средств в разных стилях речи.
для развития языкового эстетического чувства необходима
целенаправленная система работы:
Ознакомьте детей с
прекрасным в языке и речи.
2. Развитие всех сторон, входящих в структуру языкового
эстетического вкуса‚ (формирование языкового эстетического идеала).
З.Развитие у уч—ся потребности в эстетическом
совершенствовании своей речи.
Эстетическое чувство проявляется в виде восхищения,
наслаждения прекрасным, которое вызывает ощущение бескорыстной радости, желание
усовершенствовать окружающее. |