Система общих методов (наиболее известна номенклатура
методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):
Объяснительно иллюстративный;
Репродуктивный;
Проблемное изложение;
Частично-поисковый;
Исследовательский метод.
Система бинарных методов - информационно-репродуктивный,
информационно-эвристический и другие методы преподавания и такие методы учения
как слушание чтения учебника упражнения и так далее.
Система методов проблемного обучения представляющая собой
органическое сочетание общих и бинарных методов.
В целом можно говорить о
шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения
(то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного
материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной
деятельности учащихся:
монологическом;
рассуждающем;
диалогическом;
эвристическом;
исследовательском;
методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
При монологическом методе учитель сам объясняет сущность
новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в
условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.
Методы рассуждающего изложения.
Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель
анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.
Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска
и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного
поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики
познавательного процесса. Форма - беседа лекция.
Метод диалогического изложения.
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся.
Учитель в созданной им проблемной
ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они
активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и
доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного
и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания - поисковая
беседа, рассказ.
Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие
нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии
учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой
реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением
проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий.
Организуется учителем путем постановки перед учащимися
теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень
проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая
сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации
исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент,
экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада,
конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий.
Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом,
подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые
действия.
Бинарные методы обучения.
Методы
преподавания
|
Методы
учения
|
а) сообщающий
|
а) исполнительный
|
б) объяснительный
|
б) репродуктивный
|
в) инструктивный
|
в) практический
|
г) объяснительно-побуждающий
|
г) частично-поисковый
|
д) побуждающий
|
д) поисковый
|
Сообщающий метод
преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение учителем
фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительный метод
учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих учебную
деятельность школьника в основном по образцу, используя ранее приобретенные
навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа учителя, заучивание
изложенных учителем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих
сообщения и обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.
Репродуктивный метод
учения - система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие,
наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому
подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для
обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала.
Инструктивный метод
преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что надо делать, и показывает,
как надо делать. Используется для организации практической деятельности
учащихся.
Практический метод
учения предполагает практические и физические учащихся как основной вид
деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:
а) обработки навыков практических действий по изготовлению
предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.
б) деятельности, связанной с техническим моделированием и
конструированием, рационализацией и изобретением.
Объяснительно-побуждающий метод
преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения
ученика к самостоятельным действиям поискового характера. Учебный материал
частично объясняется учителем, а частично дается учеником в виде проблемных
задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового
знания.
Частично-поисковый метод
учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его
собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих
самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса.
Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление,
анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Побуждающим методом
преподавания называется деятельность учителя, которая побуждает активную умственную деятельность
ученика.
Поисковый метод
учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения
пути ее решения.
Структура проблемного урока.
Структура урока лежит в основе тематического и поурочного
плана, предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между
элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта.
Структурными элементами
проблемного урока:
актуализация прежних знаний учащихся;
усвоение новых знаний и способов действия;
формирование умений и навыков.
Эта структура отражает основные этапы учения и этапы
организации современного урока.
Поскольку показателем проблемности урока является наличие в
его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и
представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
выдвижение предположений и обоснования гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка правильности решения проблемы.
Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание
внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность
управления самостоятельной учебной деятельностью ученика. |