Вторник, 23.04.2024, 10:07


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Главная » 2012 » Декабрь » 24 » Отработка умения сравнивать как средство повышения качества образования на уроках русского языка
11:33
Отработка умения сравнивать как средство повышения качества образования на уроках русского языка

Нам  часто  приходится  слышать: «Всё  познаётся  в  сравнении» , «Без  сравнения  нет  обучения».

Философы   утверждают,  что  без  сравнения  процесс  мышления  невозможен,  физиологи  считают,  что  функции  сличения   и  различения   являются  основой  умственной  деятельности.

Многочисленные  исследования,  а  также  проведённые  в  нашей  школе  мониторинговые  тесты  по  определению  сформированности    умения  сравнивать   показывают,  что    учащиеся не  понимают  сущности   сравнения,  не  знакомы  с  правилами  и  видами   сравнения

Ещё  К. Д. Ушинский  рассматривал   приём  сравнения  как  основу  «всякого  мышления»,  что  только   при  сравнении  можно  выяснить  все  существенные  признаки,  следовательно,  понять  предмет.

Какие  возможности  открывает  перед  учителем   приём  сравнения?

Во-первых, использование   сравнения  способствует  более  осознанному,  неформальному  усвоению  учебного  материала,  более  прочному  его  запоминанию.

Во-вторых,   сравнивание  старых  и  новых  знаний  -  эффективный  путь  повторения,  позволяющий  не  только  освежить  в  памяти , но  и углубить  знания.

И, наконец,  использование  сравнения  значительно  повышает   интерес  школьников  к  изучаемому  предмету.

Какие  возможности  открывает   умение  сравнивать   перед   учащимися?

Во- первых, развивается  умение  выявлять  разнообразные   признаки  изучаемого   предмета  и разделять  их  на  существенные  и несущественные.

Во-вторых, у  школьников  развивается  умение  не  только  устанавливать  сходство  и  различие,  но  и  выявлять   их  причину.

В-третьих,  отвечать  на  вопросы:  почему  одно  сходно, а  другое  различно?  Как  возникают  эти   различия?

Какие  выводы  можно   сделать  из  существования  различий   при сходстве  или  различиях  предметов,  явлений?

Таким  образом,  применения сравнения  на  уроках  помогает   приобщить  учащихся (конечно  же,  на  доступном  для них   уровне)  к исследовательским методам.

Без  специального   обучения, стихийно,  умение   сравнивать    не  может  сформироваться  вообще.

На  первом этапе  учащиеся   должны  осознать  смысл  сравнения:  уметь  объяснить  приём «сравнения»   и  запомнить  правила    сравнения

Запомнить  их  поможет  памятка.

«Помни  правила  сравнения  как  таблицу  умножения»

1. Сравниваемые   объекты  должны  быть  сопоставимыми.

2. У  них  должно  быть  одно  и то же ( те же)   основания  для сравнения.

 

При  введении  памятки  по  умению  сравнивать  ученик  проговаривает,  что  значит  сравнить. Затем   идёт  работа  по  каждому  их  пунктов   памятки.

Обучая  учащихся  сравнивать,  необходимо  настойчиво  фиксировать  их  внимание на  том,  что  сравнивать  предметы  и  явления   надо  не  как  попало,

а  соблюдая   условия  чёткого  выделения  оснований   для  сравнения.

 

Опыт  работы  по  формированию  умения  сравнивать  показывает,  что  учащиеся  не  умеют  делать  выводы  из  сравнения.

Повторяют  лишь  основное  содержание   сравнения.

Поэтому  нужно   систематически  ставить  перед  учащимися   вопросы  типа: что  нам  показало  сравнение?  Чему  нас  научило  сравнение?

Чем  можно  объяснить  сходство   или  различие?

Поиски  ответов  на  такие  вопросы   обладают  большой  познавательной   ценностью.

В  результате  открывают  не  только сходство  и  различия,  но и  причины  того  или другого.

 

Какие  упражнения  помогают  отрабатывать  приём  сравнения  на  уроках  русского языка?

В  начале  урока  провожу « логическую  минутку», которая  включает  различные  упражнения  для  развития  мышления.

Например,  можно  ли  сравнить  следующие  лингвистические  понятия?  Если  можно,  то  объясни     почему?

 

Задание № 1 Обращение   и  подлежащие ( Можно.  У  них  есть  основание  для сравнения:  значение,  способ  выражения)

Задание № 2   Приставка  и  суффикс (Основание для  сравнения:  значимый  характер,  положение  и  роль  в  слове)

 

Для  чего  нужны  такие « логические  минутки»?   Именно  они   позволяют   закрепить  знания учащихся  об  основных  правилах  сравнения,  сформировать  понятие.  Оперировать  этими  правилами.

Каждое  новое  понятие  должно  быть  противопоставлено  уже  известному

Этот   приём   может  быть  использован  при  изучении  взаимосмешиваемых  словосочетаний.

Задание Почему  в  одних   словосочетаниях  употребляем  глагол  одеть ,  а   в других   надеть

Приведите  примеры  Одеть ( кого?  во что?)

Надеть (что?  на кого?)

 

 

Задание Что  лежит  в  основе  группировки    следующих  слов

( Течь, молодёжь, с  пастбищ,  река  Сож,  город  Керчь,  из  училищ,  дочь)

Учащиеся  приводят  множество  вариантов: (наличие  и  отсутствие Ь,  тип  склонения,  род,  падеж,  одушевлённость/ неодушевлённость,  с  предлогом  и  без  предлога)

 

Задание  исследовательского  характера

 

В  процессе  такой  работы   реализуются  межпредметные  связи,

учащиеся  знакомятся  с изобразительно-  выразительными  средствами  языка,

формируются  навыки  самостоятельной  работы.

Найти   и  выписать  сравнительные  обороты  из  «Песни  про царя  Ивана  Васильевича,  молодого  опричника   и  удалого  купца  Калашникова»   М. Ю.  Лермонтова

 

При   обучении  использую  занимательный   материал

 

Игра « Четвёртый  лишний» цель: из  четырёх  словосочетаний  учащиеся   должны  отбросить  « лишнее»

Решение  такой   задачи  требует   от  учащихся  самостоятельно  выделить  и  перебрать  в  уме  грамматические  признаки  слов,

выявить   среди  них  признак,  по которому   эти  слова  могут  быть  сопоставлены.  Установить  сходство  трёх  и  несходство  четвёртого.

Например, писать  карандашом

писать  днём

писать  быстро

писать  вдвоём

 

Назвать  второй  объект  для  сравнения

Подлежащие  (сказуемое,  дополнение)

 

Исправьте  ошибки  в  ответе  ученика

Сравнивая  три  предложения,  ученик  сказал: « Первое  предложение  повествовательное,  второе-вопросительное,  третье - восклицательное»

Объясните    ученику,  в  чём он не  прав.

( Нельзя   сравнивать   предложения   по  цели  высказывания с видами  предложений  по  эмоциональной  окраске

 

Неумение  сравнивать   приводит  к  тому, что  многие  учащиеся  не  могут  осуществить контроль  и  самоконтроль.

Это  происходит  оттого,  что  они  не умеют  произвести   сравнения  результатов  своей  работы с  эталоном.

Для  индивидуальной  работы   использую  карточки   из  дидактического  материала  Шкляровой  «Найди  ошибки»

 

Сравни  результаты  своей  работы  с эталоном,  используя  памятку самоконтроля

1. Сравни  свою  работу  с  образцом

2. Найди  ошибки  и  исправь их

3. Дай  качественную  оценку  своей  работе

 

Как  логический  приём   сравнение  имеет  место  не  только  на  уроках  грамматики,  но  и  на уроках  развития речи.

Для  того чтобы  построить  ответ  сравнительного  характера,  нужно  обогатить  свою  речь   языковыми  средствами.

При  анализе  текста  сравнительного  характера  учащиеся   получают  задания:  какие  слова  используются,

когда  речь  идёт  об  общих  признаках (У  той  и  другой;   Как  у  той,  так  и  у  другой)

Какие  слова   позволяют  подчеркнуть, когда  говорим  о  признаках  различия

(Различаются,  напротив,  если  у  одного,  то  и  другого…)

 

Такая  работа   формирует  умение  говорить  правильно,  доказательно.  Закладывается  внимательное,  серьёзное  отношение   к  своей  речи.

Работа  над  сравнительным  описанием  позволяет  учащимся  познакомиться  и  с научным  стилем.

Когда же  можно  считать,  что  учащиеся  овладели  умением  сравнивать?

Ещё  не  тогда,  когда  они  могут  теоретически  рассказать,  что  такое  сравнение,  как  сравнить  предметы.

И  даже    не  тогда,  когда  они  могут   чётко  и последовательно  сравнить  какие-то  объекты.

Очевидно,  только  тогда,  когда  использование  сравнений    при   решении  задач  или  проблем  станет  их    собственной  потребностью.

Стилем  умственной   работы.

 

Литература:

1. Паламачук  В. Ф.   «Школа  учит  мыслить»- М.: Просвещение, 1987

2  Шипилина. Л. А.    Технология  формирование  и развития  общих  учебных  умений  и навыков  учащихся: Методическое  пособие. – Омск:  Изд-во ОмГПУ, 2001

Просмотров: 5286 | Добавил: admin | Теги: методические наработки, русский язык в школе, преподавание русского языка и литер, проблемы преподавания русского язык | Рейтинг: 5.0/25
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0