Концепция Н.Ф.Яковлева и В.К.Никольского о поэтапном
развитии речи ребенка послужила отправной точкой для исследования. Формирование
речевого высказывания у ребенка проходит несколько этапов от появления
изолированных слов до сложного речевого высказывания. Ситуативная и контекстная
речь. На раннем этапе развития ребенка значение слова носит аффективный
характер, отражая мир прежде всего эмоционально. На следующем этапе сознание
начинает носить наглядно-действенный характер, и только на завершающем этапе
сознание приобретает отвлеченный вербально-логический характер. С помощью языка
человек может иметь дело не только с предметами, которые непосредственно не
воспринимались и которые не входили в состав его собственного опыта. Из слов
рождается не только удвоение мира, но и волевое действие по управлению своим
восприятием, представлением, памятью и действием, может выполнять эти действия
мысленно. Условием развития произвольности и индивидуальности речи является
открытие и осознание учащимися всех сторон ориентировки речевого действия.
Разные люди по-разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные
категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов. Чем шире круг
предметов, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание. В школе
у ребенка развивается речь, он осваивает систему научных понятий (значений,
устойчивых и общих для всех людей). Вместо значения слова у школьника обычно
образуется смысл - индивидуальное значение, выделяемое из объективной системы
связей, зависящее от конкретной ситуации и личностных особенностей ученика.
Среда, в
которой живет человек, всегда воздействует на его речевые навыки. Особенно
податливы к такому влиянию дети. Однако взрослые тоже усваивают, часто
неосознанно, языковые особенности окружающих - членов семьи, друзей,
сослуживцев. Воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей
изучает социолингвистика - особое направление в языкознании, которое возникло и
сформировалось в самостоятельную научную
дисциплину в 20 столетии. «Чистая» лингвистика изучает языковой знак сам по
себе: его звуковую и письменную форму, значение, сочетаемость с другими знаками.
Социолингвистику интересует то, как используют языковой знак люди: как на это
влияют их возраст, пол, социальное положение, образование и общий культурный
уровень. Социолингвистика изучает групповые языки, речевое поведение человека,
как члена определенной группы. В разных ситуациях общения необходимо
использовать разные языковые средства. Речь человека меняется в разных
ситуациях общения. Собеседники могут общаться либо на равных, либо один из них
чувствует свое превосходство (или зависимость). Общаясь друг с другом, человек
исполняет как бы разные роли: отца, мужа, сына, начальника, подчиненного,
сослуживца и т.д. Роль влияет на характер речи. Представление о том, в каких
ситуациях, при исполнении каких ролей каким языком надо говорить, формируется
по мере того, как человек из ребенка превращается во взрослого. Этот процесс
называется языковой социализацией, т.е. языковым «вхождением» в данное
общество, его тоже изучает социолингвистика. Социолингвисты ставят перед собой и еще одну задачу: регулировать развитие и функционирование языка (или языков), не
полагаясь целиком на самопроизвольное течение языковой жизни. При этом надо
учитывать, что одни люди легко принимают разные новшества, другие, напротив,
отстаивают традиционность; некоторым нравится строгость иностранных научных
терминов, а другие выступают за самобытность. Изучая различия в оценках, можно
выделять социально более и менее престижные формы речи, а это немаловажно для
развития языковой нормы. Направление
социолингвистики, которое занимается этими вопросами, носит название языковой
политики. Современная социолингвистика бурно развивается в самых разных
направлениях. Она тесно связана с такими научными дисциплинами, как
психолингвистика (наука об индивидуальных особенностях усвоения языка и
владения им), социология, социальная психология, этнография и др. Человек живет
во внешнем мире - в семье, на работе, в школе, на улице в городе или селе в
государстве. Важная часть этого мира – люди и взаимодействие с ними.
Способность заставлять других действовать в соответствии со своими желаниями и
есть власть. Средств добиться этого существует немало, но нас будет
интересовать одно из них: слово. Наконец, поведение человека определяется не
только эмоциями, желанием быть как все, стремлением к своему самоутверждению,
но и представлениями о мире – картиной или моделью мира. Она включает в себя
образ действительности, т.е. представления о том, из чего устроен мир и как он
развивается, систему ценностей и рецепты деятельности.
В данной работе под младшим подростком понимаются
школьники 6 классов в возрасте 11-13 лет. Этот возраст принято называть
трудным, остро протекающим периодом взросления, что несомненно находит
отражение в речи подростков. В психологической литературе часто говорится, что
младшие подростки теряют уважение к взрослым, ориентируются на мнение
товарищей, стараются найти соратников по интересам и подчеркнуть свою
принадлежность к группировке. Речь подростков также меняется в связи со сменой
жизненных ориентиров. Подростки стремятся к самостоятельности и к тому, чтобы
их считали таковыми окружающие. Это стремление отражается на устной речи:
использование молодежного сленга, употребление жаргонизмов, ненормативной
лексики и т.д. Подростки пытаются найти единомышленников, не всегда это близкие
люди, как правило, это сверстники, которые могут раскрыть «тайны», от которых
взрослые отмахиваются или отмалчиваются.
Попытаемся с помощью ассоциативных экспериментов выяснить, как относятся
ученики 6 классов гимназии №62 к таким понятиям, как «дом», «школа»,
«каникулы», «увлечение», «чтение», чтобы определить, какая реакция на эти
определения характерна для информантов. Слова-стимулы выбраны нами неслучайно;
этими словами можно определить жизнь младшего подростка. «Чтение» также
неслучайно – когда-то наша страна считалась самой читающей в мире. Как сейчас
относятся к этому виду времяпрепровождения ученики гимназии?
§1. Описание и результаты
ассоциативных экспериментов.
Возрастной состав испытуемых 11-13 лет. Этот возраст
становления языковой личности, когда формируется языковая способность
участников эксперимента. Язык – средство общения подростка с внешним миром
(общение дома, в школе, с ровесниками и т.д. имеет свои особенности) и
внутренним (монолог, дневник). На данном этапе словарный запас, иерархия
ценностных категорий, прагматические установки и формально-комбинаторные
возможности языковой способности у младшего подростка окончательно не
сложились, они формируются. Следовательно, анализируя реакции участников
эксперимента на слова-стимулы, мы можем прогнозировать некоторые характеристики
языковой личности младшего подростка в зависимости от влияния домашнего
окружения или влияния ровесников на формирование понятий «дом», «школа» и т.д.
А также выявить индивидуальное восприятие информантом окружающего мира на
основе ассоциаций, использованных им в эксперименте.
Каждому испытуемому предъявлено в виде списка 5
слов-стимулов:
дом,
школа,
каникулы,
увлечение,
чтение.
Эти слова-стимулы, по нашему мнению, отражают жизненно
важные и типичные понятия для школьников младшего подросткового возраста. Можно
сказать, они составляют ядро языкового сознания участников эксперимента. Время
в сознании учеников соотносимо со школой и домом, каникулами и учебой, школой и
увлечением, что свидетельствует о значимости обозначаемых данными стимулами
понятий.
Испытуемым предлагалось написать по 5 реакций на
представленные слова-стимулы. Количество времени было ограничено 10 минутами.
Полученные в результате эксперимента данные были
упорядочены с учетом деления респондентов по принадлежности к биологическому
полу. Было учтено количество реакций на стимул, определены тематические группы, показывающие отношение
младших подростков к предложенным словам-стимулам. По итогам 2 экспериментов
составлен портрет языковой личности младшего подростка гимназии №62 с учетом
принадлежности к мужскому/женскому полу.
Дом:
Ассоциации.
|
Девочки.
|
Мальчики.
|
Семья.
|
18
|
6
|
Уют.
|
12
|
|
Тепло.
|
8
|
|
Еда.
|
7
|
|
Место жительства.
|
6
|
3
|
Квартира.
|
5
|
5
|
Мама.
|
5
|
|
Отдых.
|
5
|
|
Где выполняют домашнюю работу.
|
4
|
|
Бабушка.
|
4
|
|
Компьютер.
|
3
|
5
|
Папа
|
3
|
3
|
Телевизор.
|
2
|
2
|
Школа:
Каникулы:
Увлечение:
Музыка.
|
10
|
|
Хобби.
|
7
|
2
|
Рисование.
|
6
|
|
Любимое дело.
|
6
|
4
|
Спорт.
|
6
|
8
|
Ролики, коньки.
|
5
|
|
Чтение.
|
5
|
7
|
Хоккей.
|
|
6
|
Футбол.
|
|
5
|
Чтение:
Книга.
|
10
|
8
|
Литература.
|
8
|
1
|
Знание.
|
8
|
4
|
Интерес.
|
7
|
6
|
Учеба.
|
5
|
3
|
Учебники.
|
4
|
2
|
Журналы.
|
9
|
6
|
§2. Описание
результатов эмоционально-оценочного эксперимента.
Пользуясь шкалой с делениями от –3 (очень плохо) до +3
(очень хорошо) участники эксперимента должны были выразить эмоциональное
отношение к понятиям, взятых в качестве слов-стимулов для ассоциативного
эксперимента:
дом;
школа;
каникулы;
увлечение;
чтение.
Во втором эксперименте участвовало 67 человек. Результаты
представлены в таблице №2.
§3. Портрет
языковой личности младшего подростка.
Ученик 6 класса гимназии №62, как показал ассоциативный
эксперимент, привязан к дому и семье (нет ни одной отрицательной оценки). Для
мальчиков дом – это прежде всего семья, квартира, компьютер. Молодые люди
эмоционально сдержанны, не выделяют понятие «мама» и «бабушка» в своих
ассоциациях с «домом» в отличие от девочек. Не встретили мы и таких ассоциаций
как «уют», «тепло» и «еда». Компьютер в жизни школьника занимает важное место,
телевизор и общение с друзьями меньше ассоциаций. Даже на каникулах компьютер –
основное времяпрепровождение. Школу связывают с учителями и учебой, учебниками.
Каникулы – друзья и компьютер. Увлечение – спорт, выделены такие виды спорта
как хоккей и футбол, 7 человек назвали в качестве своего увлечение чтение.
Чтение вызвало ассоциацию «книга», «журнал» и «интерес».
Ученица 6 класса гимназии №62 больше привязана к дому.
Это понятие у девочек ассоциируется с понятием «семья», выделены такие
категории как «мама», «бабушка», «папа», «дедушка». Из результатов первого
эксперимента видно, что девочки доверяют своим мамам и бабушкам, т.к. «папа» и
«дедушка» меньше ассоциаций (5 и 4: 3 и 2). Для девочек важен уют в доме,
тепло. Как и мальчики, девочки связали понятие «дом» с местом жительства и
квартирой, но эти ассоциации в 3 раза меньше, чем «семья» и в 2 раза меньше,
чем «уют». Школа у девочек ассоциируется с «друзьями» и «учебой», на втором
месте – «учителя» и «оценки», «знание». Каникулы связаны с «отдыхом», затем
идет ассоциация «друзья» и «улица», на третьем месте «поездки», на четвертом -
«развлечение» и «веселье». Из увлечений девочки отдают предпочтение музыке,
хобби или любимое дело, рисование. Спорт также входит в сферу интересов
девочек, но они выделяют катание на роликах и коньках. Чтение у девочек связано
с понятием «книга» и «журнал», уроками литературы и получением знаний,
«интерес». |