Суббота, 10.12.2016, 04:09

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Статистика

Форма входа


Главная » 2016 » Март » 22 » Языковая личность младшего подростка
20:08
Языковая личность младшего подростка
Концепция Н.Ф.Яковлева и В.К.Никольского о поэтапном развитии речи ребенка послужила отправной точкой для исследования. Формирование речевого высказывания у ребенка проходит несколько этапов от появления изолированных слов до сложного речевого высказывания. Ситуативная и контекстная речь. На раннем этапе развития ребенка значение слова носит аффективный характер, отражая мир прежде всего эмоционально.
На следующем этапе сознание начинает носить наглядно-действенный характер, и только на завершающем этапе сознание приобретает отвлеченный вербально-логический характер. С помощью языка человек может иметь дело не только с предметами, которые непосредственно не воспринимались и которые не входили в состав его собственного опыта. Из слов рождается не только удвоение мира, но и волевое действие по управлению своим восприятием, представлением, памятью и действием, может выполнять эти действия мысленно.
Условием развития произвольности и индивидуальности речи является открытие и осознание учащимися всех сторон ориентировки речевого действия. Разные люди по-разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в  данный момент, тем глубже понимание. В школе у ребенка развивается речь, он осваивает систему научных понятий (значений, устойчивых и общих для всех людей). Вместо значения слова у школьника обычно образуется смысл - индивидуальное значение, выделяемое из объективной системы связей, зависящее от конкретной ситуации и личностных особенностей ученика.

         Среда, в которой живет человек, всегда воздействует на его речевые навыки. Особенно податливы к такому влиянию дети. Однако взрослые тоже усваивают, часто неосознанно, языковые особенности окружающих - членов семьи, друзей, сослуживцев. Воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей изучает социолингвистика - особое направление в языкознании, которое возникло и сформировалось в самостоятельную  научную дисциплину в 20 столетии. «Чистая» лингвистика изучает языковой знак сам по себе: его звуковую и письменную форму, значение, сочетаемость с другими знаками. Социолингвистику интересует то, как используют языковой знак люди: как на это влияют их возраст, пол, социальное положение, образование и общий культурный уровень. Социолингвистика изучает групповые языки, речевое поведение человека, как члена определенной группы. В разных ситуациях общения необходимо использовать разные языковые средства. Речь человека меняется в разных ситуациях общения. Собеседники могут общаться либо на равных, либо один из них чувствует свое превосходство (или зависимость). Общаясь друг с другом, человек исполняет как бы разные роли: отца, мужа, сына, начальника, подчиненного, сослуживца и т.д. Роль влияет на характер речи. Представление о том, в каких ситуациях, при исполнении каких ролей каким языком надо говорить, формируется по мере того, как человек из ребенка превращается во взрослого. Этот процесс называется языковой социализацией, т.е. языковым «вхождением» в данное общество, его тоже изучает социолингвистика. Социолингвисты  ставят перед собой  и еще одну задачу: регулировать развитие  и функционирование языка (или языков), не полагаясь целиком на самопроизвольное течение языковой жизни. При этом надо учитывать, что одни люди легко принимают разные новшества, другие, напротив, отстаивают традиционность; некоторым нравится строгость иностранных научных терминов, а другие выступают за самобытность. Изучая различия в оценках, можно выделять социально более и менее престижные формы речи, а это немаловажно для развития языковой нормы. Направление  социолингвистики, которое занимается этими вопросами, носит название языковой политики. Современная социолингвистика бурно развивается в самых разных направлениях. Она тесно связана с такими научными дисциплинами, как психолингвистика (наука об индивидуальных особенностях усвоения языка и владения им), социология, социальная психология, этнография и др. Человек живет во внешнем мире - в семье, на работе, в школе, на улице в городе или селе в государстве. Важная часть этого мира – люди и взаимодействие с ними. Способность заставлять других действовать в соответствии со своими желаниями и есть власть. Средств добиться этого существует немало, но нас будет интересовать одно из них: слово. Наконец, поведение человека определяется не только эмоциями, желанием быть как все, стремлением к своему самоутверждению, но и представлениями о мире – картиной или моделью мира. Она включает в себя образ действительности, т.е. представления о том, из чего устроен мир и как он развивается, систему ценностей и рецепты деятельности.

В данной работе под младшим подростком понимаются школьники 6 классов в возрасте 11-13 лет. Этот возраст принято называть трудным, остро протекающим периодом взросления, что несомненно находит отражение в речи подростков. В психологической литературе часто говорится, что младшие подростки теряют уважение к взрослым, ориентируются на мнение товарищей, стараются найти соратников по интересам и подчеркнуть свою принадлежность к группировке. Речь подростков также меняется в связи со сменой жизненных ориентиров. Подростки стремятся к самостоятельности и к тому, чтобы их считали таковыми окружающие. Это стремление отражается на устной речи: использование молодежного сленга, употребление жаргонизмов, ненормативной лексики и т.д. Подростки пытаются найти единомышленников, не всегда это близкие люди, как правило, это сверстники, которые могут раскрыть «тайны», от которых взрослые отмахиваются или отмалчиваются.

 Попытаемся с помощью ассоциативных экспериментов выяснить, как относятся ученики 6 классов гимназии №62 к таким понятиям, как «дом», «школа», «каникулы», «увлечение», «чтение», чтобы определить, какая реакция на эти определения характерна для информантов. Слова-стимулы выбраны нами неслучайно; этими словами можно определить жизнь младшего подростка. «Чтение» также неслучайно – когда-то наша страна считалась самой читающей в мире. Как сейчас относятся к этому виду времяпрепровождения ученики гимназии?


§1. Описание и результаты ассоциативных экспериментов.

Возрастной состав испытуемых 11-13 лет. Этот возраст становления языковой личности, когда формируется языковая способность участников эксперимента. Язык – средство общения подростка с внешним миром (общение дома, в школе, с ровесниками и т.д. имеет свои особенности) и внутренним (монолог, дневник). На данном этапе словарный запас, иерархия ценностных категорий, прагматические установки и формально-комбинаторные возможности языковой способности у младшего подростка окончательно не сложились, они формируются. Следовательно, анализируя реакции участников эксперимента на слова-стимулы, мы можем прогнозировать некоторые характеристики языковой личности младшего подростка в зависимости от влияния домашнего окружения или влияния ровесников на формирование понятий «дом», «школа» и т.д. А также выявить индивидуальное восприятие информантом окружающего мира на основе ассоциаций, использованных им в эксперименте.

Каждому испытуемому предъявлено в виде списка 5 слов-стимулов:

дом,

школа,

каникулы,

увлечение,

чтение.

Эти слова-стимулы, по нашему мнению, отражают жизненно важные и типичные понятия для школьников младшего подросткового возраста. Можно сказать, они составляют ядро языкового сознания участников эксперимента. Время в сознании учеников соотносимо со школой и домом, каникулами и учебой, школой и увлечением, что свидетельствует о значимости обозначаемых данными стимулами понятий.

Испытуемым предлагалось написать по 5 реакций на представленные слова-стимулы. Количество времени было ограничено 10 минутами.

Полученные в результате эксперимента данные были упорядочены с учетом деления респондентов по принадлежности к биологическому полу. Было учтено количество реакций на стимул, определены  тематические группы, показывающие отношение младших подростков к предложенным словам-стимулам. По итогам 2 экспериментов составлен портрет языковой личности младшего подростка гимназии №62 с учетом принадлежности к мужскому/женскому полу.

Дом:

Ассоциации.

Девочки.

Мальчики.

Семья.

18

6

Уют.

12

 

Тепло.

8

 

Еда.

7

 

Место жительства.

6

3

Квартира.

5

5

Мама.

5

 

Отдых.

5

 

Где выполняют домашнюю работу.

4

 

Бабушка.

4

 

Компьютер.

3

5

Папа

3

3

Телевизор.

2

2

Школа:


Каникулы:


Увлечение:

Музыка.

10

 

Хобби.

7

2

Рисование.

6

 

Любимое дело.

6

4

Спорт.

6

8

Ролики, коньки.

5

 

Чтение.

5

7

Хоккей.

 

6

Футбол.

 

5

Чтение:

Книга.

10

8

Литература.

8

1

Знание.

8

4

Интерес.

7

6

Учеба.

5

3

Учебники.

4

2

Журналы.

9

6


§2. Описание результатов эмоционально-оценочного эксперимента.

Пользуясь шкалой с делениями от –3 (очень плохо) до +3 (очень хорошо) участники эксперимента должны были выразить эмоциональное отношение к понятиям, взятых в качестве слов-стимулов для ассоциативного эксперимента:

дом;

школа;

каникулы;

увлечение;

чтение.

Во втором эксперименте участвовало 67 человек. Результаты представлены в таблице №2.

                                                                          

§3. Портрет языковой личности младшего подростка.

Ученик 6 класса гимназии №62, как показал ассоциативный эксперимент, привязан к дому и семье (нет ни одной отрицательной оценки). Для мальчиков дом – это прежде всего семья, квартира, компьютер. Молодые люди эмоционально сдержанны, не выделяют понятие «мама» и «бабушка» в своих ассоциациях с «домом» в отличие от девочек. Не встретили мы и таких ассоциаций как «уют», «тепло» и «еда». Компьютер в жизни школьника занимает важное место, телевизор и общение с друзьями меньше ассоциаций. Даже на каникулах компьютер – основное времяпрепровождение. Школу связывают с учителями и учебой, учебниками. Каникулы – друзья и компьютер. Увлечение – спорт, выделены такие виды спорта как хоккей и футбол, 7 человек назвали в качестве своего увлечение чтение. Чтение вызвало ассоциацию «книга», «журнал» и «интерес».

Ученица 6 класса гимназии №62 больше привязана к дому. Это понятие у девочек ассоциируется с понятием «семья», выделены такие категории как «мама», «бабушка», «папа», «дедушка». Из результатов первого эксперимента видно, что девочки доверяют своим мамам и бабушкам, т.к. «папа» и «дедушка» меньше ассоциаций (5 и 4: 3 и 2). Для девочек важен уют в доме, тепло. Как и мальчики, девочки связали понятие «дом» с местом жительства и квартирой, но эти ассоциации в 3 раза меньше, чем «семья» и в 2 раза меньше, чем «уют». Школа у девочек ассоциируется с «друзьями» и «учебой», на втором месте – «учителя» и «оценки», «знание». Каникулы связаны с «отдыхом», затем идет ассоциация «друзья» и «улица», на третьем месте «поездки», на четвертом - «развлечение» и «веселье». Из увлечений девочки отдают предпочтение музыке, хобби или любимое дело, рисование. Спорт также входит в сферу интересов девочек, но они выделяют катание на роликах и коньках. Чтение у девочек связано с понятием «книга» и «журнал», уроками литературы и получением знаний, «интерес».

Просмотров: 263 | Добавил: Олівець | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0