Развитие языковых способностей
учащихся является важнейшей задачей обучения
русскому языку. Однако школьники заучивают
лингвистические правила и определения, часто не
осознавая их сущности и значений составляющих их
слов, поэтому ребята не всегда могут ввести
заученные понятия в свою речь, построить связное
монологическое высказывание на языковую тему.
Язык – средство формирования и
формирования мысли, отражения мировоззрения
человеком окружающего его мира, выражения мыслей
и чувств. Язык живет и существует в речи, являясь
универсальным средством общения между людьми. В
этом его ведущая функция. В ней, коммуникативной
функции, объединяются все остальные функции
языка.
Я думаю, что обучение на уроках
русского языка должно строиться с учетом
формирования у ребят различных коммуникативных
умений и навыков. Они должны будут понять тему
сообщения, закономерность развития мысли,
извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл
высказывания, то есть уметь слушать. Уметь вести
диалог и построить монологические высказывания
– все это мы можем отнести к навыку говорение;
уметь осмысливать тему и основную мысль (идею)
высказывания, собирать и систематизировать
материал, составлять план, пользоваться
различными типами речи, строить высказывание в
определенном стиле, отбирать языковые средства,
совершенствовать высказывание, мы отнесем к письму,
говорению.
Перечисленные умения и навыки
возможно формировать, только тогда, когда можно
опираться на теорию речевой деятельности, с
точки зрения которой речь – это "деятельность
человека, который использует язык в целях
общения, выражения эмоций, оформления мысли,
познания окружающего мира, для планирования
своих действий”. Под речью мы понимаем как сам
процесс, так и его результат (речевые тексты,
устные и письменные). Различают два вида речи:
внутреннюю и внешнюю, то есть устную и
письменную.
Мы видим, что результативность уроков
русского языка находится в прямой зависимости от
того, насколько разумно организована на уроках
сменяемость устных и письменных заданий,
продумана ли взаимосвязь устной и письменной
речи учащихся, созданы ли условия для
преодоления учениками трудностей, которые
возникают при переходе от мысли к речи, от речи к
мысли.
Специальные исследования ученых
показали, что наиболее эффективным является
комплексное обучение речи, при котором умения
воспринимать устную и письменную речь
формируются в сочетании с умениями строить
устное и письменное высказывание, то есть
говорение и письмо. Мы знаем, что в каждом виде
речевой деятельности, кроме специфических для
него умений и навыков, формируются и умения,
которые являются общими для всех видов
деятельности. И в частности такое базисное,
исходное умение, как понимание информации, то
есть умение, которое связывает в единый процесс
мышление и речь.
Переход от мысли к речи и от речи к
мысли требует преобразования. Переход от
внутренней речи к внешней часто сопровождается
определенными трудностями. Во внутренней речи
мысль понятна самому человеку, но когда он
пытается выразить ее для других, оказывается, что
его не понимают, и он сам чувствует иногда, что
сказал не то или не так, как хотел. Поэтому в
обучении речи большое значение имеет вооружение
учащихся приемами преобразования внутренней
речи в структурные формы, присущие внешней речи.
Устная и письменная речь как типы
речевой деятельности создается во
взаимосвязанных речемыслительных процессах, к
которым относятся восприятие и воспроизведение
высказывания, обусловленных ситуацией общения.
Поэтому надо создавать на уроке такие ситуации,
которые при активном привлечении межпредметных
связей становятся стимулом для порождения
речевой деятельности разных типов и видов.
Коммуникативный подход к преподаванию
русского языка определил поиск новых методов
обучения. Наряду с традиционным для школы
имитационным методом усвоения родной речи, с
такими его главными приемами, как изложение и
сочинение по образцу, сочинение-миниатюра, все
большее значение заслуживает
стимулятивно-мотивационный метод. Этот метод
реализуется в различного вида ситуативных
упражнениях, основанных на зависимости
содержания и речевого оформления высказывания
от речевой ситуации. Сейчас современное общество
ставит перед учителем задачу развития личностно
значимых качеств школьников, а не только
передачу знаний. Богатейшие возможности для
этого предоставляют современные информационные
компьютерные технологии.
Но из форм работы, которые стимулируют
совершенствование коммуникативной компетенции
учащихся на уроках русского языка, можно назвать
следующие: это проведение заочной экскурсии по
музеям, выставочным залам картинных галерей,
улицам и площадям городов России и городов мира,
составление устных и письменных приглашений на
выставку, можно составить диалог в выставочном
зале "У картины Левитана…”, составление
вопросов для интервью с художником, писателем,
музыкантом. Например, придумать диалог, который
ведут "покупатель” и "продавец” (выбор подарка
"В магазине…”). Эти упражнения помогают
развивать у учащихся умение соотносить
содержание и форму высказываний с речевой
ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают
чувства языка, приучают гибко пользоваться им, а
также имеют большое воспитательное значение, так
как повышают речевую культуру и культуру
поведения в целом.
Следует также отметить, что
организация на уроке речевых ситуаций и
выполнение учащимися различных видов
ситуативных упражнений не самоцель, а средство
формирования коммуникативных умений и навыков
школьников. Так как письменная речь развивается,
если она сопоставляется с уже усвоенной устной
речью, мы считаем возможным и необходимым
разумное чередование устной и письменной форм
речи на уроках русского языка, в частности на
уроках развития речи. Я также применяю на уроках
русского языка индивидуальную и групповую
работу по карточкам, комплексный анализ текста,
этимологический и словообразовательный анализы,
составление цепочек слов по ассоциации,
словосочетаний по образцу, построение на их
основе предложений и чередуются с устным
комментарием к выполненному заданию. Материал,
подготовленный, отобранный в результате устной
работы и отраженный на письме в ходе урока,
находит затем воплощение в сочинениях учащихся.
На уроках планирую сочинение-миниатюра,
выборочное изложение.
Я считаю, что на уроках необходимо как
можно полнее использовать работающие на
развитие и воспитание
стимулятивно-мотивационные методы, приемы и
формы, осуществляя их в историко-культурном и
словесно-образном контекстах, создаваемых
благодаря интегрированному осуществлению
межпредметных связей на уроках русского языка. Я
думаю, что необходимо сделать так, чтобы каждый
урок был неповторимым и интересным. |