Понедельник, 30.12.2024, 17:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Главная » 2012 » Декабрь » 23 » Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
19:11
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений составляющих их слов, поэтому ребята не всегда могут ввести заученные понятия в свою речь, построить связное монологическое высказывание на языковую тему.

Язык – средство формирования и формирования мысли, отражения мировоззрения человеком окружающего его мира, выражения мыслей и чувств. Язык живет и существует в речи, являясь универсальным средством общения между людьми. В этом его ведущая функция. В ней, коммуникативной функции, объединяются все остальные функции языка.

Я думаю, что обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом формирования у ребят различных коммуникативных умений и навыков. Они должны будут понять тему сообщения, закономерность развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания, то есть уметь слушать. Уметь вести диалог и построить монологические высказывания – все это мы можем отнести к навыку говорение; уметь осмысливать тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание, мы отнесем к письму, говорению.

Перечисленные умения и навыки возможно формировать, только тогда, когда можно опираться на теорию речевой деятельности, с точки зрения которой речь – это "деятельность человека, который использует язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий”. Под речью мы понимаем как сам процесс, так и его результат (речевые тексты, устные и письменные). Различают два вида речи: внутреннюю и внешнюю, то есть устную и письменную.

Мы видим, что результативность уроков русского языка находится в прямой зависимости от того, насколько разумно организована на уроках сменяемость устных и письменных заданий, продумана ли взаимосвязь устной и письменной речи учащихся, созданы ли условия для преодоления учениками трудностей, которые возникают при переходе от мысли к речи, от речи к мысли.

Специальные исследования ученых показали, что наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание, то есть говорение и письмо. Мы знаем, что в каждом виде речевой деятельности, кроме специфических для него умений и навыков, формируются и умения, которые являются общими для всех видов деятельности. И в частности такое базисное, исходное умение, как понимание информации, то есть умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования. Переход от внутренней речи к внешней часто сопровождается определенными трудностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но когда он пытается выразить ее для других, оказывается, что его не понимают, и он сам чувствует иногда, что сказал не то или не так, как хотел. Поэтому в обучении речи большое значение имеет вооружение учащихся приемами преобразования внутренней речи в структурные формы, присущие внешней речи.

Устная и письменная речь как типы речевой деятельности создается во взаимосвязанных речемыслительных процессах, к которым относятся восприятие и воспроизведение высказывания, обусловленных ситуацией общения. Поэтому надо создавать на уроке такие ситуации, которые при активном привлечении межпредметных связей становятся стимулом для порождения речевой деятельности разных типов и видов.

Коммуникативный подход к преподаванию русского языка определил поиск новых методов обучения. Наряду с традиционным для школы имитационным методом усвоения родной речи, с такими его главными приемами, как изложение и сочинение по образцу, сочинение-миниатюра, все большее значение заслуживает стимулятивно-мотивационный метод. Этот метод реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. Сейчас современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.

Но из форм работы, которые стимулируют совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, можно назвать следующие: это проведение заочной экскурсии по музеям, выставочным залам картинных галерей, улицам и площадям городов России и городов мира, составление устных и письменных приглашений на выставку, можно составить диалог в выставочном зале "У картины Левитана…”, составление вопросов для интервью с художником, писателем, музыкантом. Например, придумать диалог, который ведут "покупатель” и "продавец” (выбор подарка "В магазине…”). Эти упражнения помогают развивать у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувства языка, приучают гибко пользоваться им, а также имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Следует также отметить, что организация на уроке речевых ситуаций и выполнение учащимися различных видов ситуативных упражнений не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков школьников. Так как письменная речь развивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью, мы считаем возможным и необходимым разумное чередование устной и письменной форм речи на уроках русского языка, в частности на уроках развития речи. Я также применяю на уроках русского языка индивидуальную и групповую работу по карточкам, комплексный анализ текста, этимологический и словообразовательный анализы, составление цепочек слов по ассоциации, словосочетаний по образцу, построение на их основе предложений и чередуются с устным комментарием к выполненному заданию. Материал, подготовленный, отобранный в результате устной работы и отраженный на письме в ходе урока, находит затем воплощение в сочинениях учащихся. На уроках планирую сочинение-миниатюра, выборочное изложение.

Я считаю, что на уроках необходимо как можно полнее использовать работающие на развитие и воспитание стимулятивно-мотивационные методы, приемы и формы, осуществляя их в историко-культурном и словесно-образном контекстах, создаваемых благодаря интегрированному осуществлению межпредметных связей на уроках русского языка. Я думаю, что необходимо сделать так, чтобы каждый урок был неповторимым и интересным.

Просмотров: 3506 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/41
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0