С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие
педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому
учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного
коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной
учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является
достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто
процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это
тогда, когда школа и учеба перестают быть органичной частью жизни школьника.
Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а
всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него
поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет
сложно. Снижение или отсутствие интереса к учению, к школе может происходить и
по причине «внутреннего отхода от школы», как отмечал А.Н.Леонтьев. Объясняется
это тем, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Вследствие чего происходит снижение эффективности и успешности обучения. В
основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес.
Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из
главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания
образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на
уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – по-настоящему и с
интересом трудится. Учебная деятельность детей-школьников имеет свои трудности и
противоречия, но есть и преимущества, которые должен учитывать в своей работе
педагог. Положительной стороной является стремление школьника и его готовность
ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных
глазах. Но он сталкивается с определенными трудностями, чтобы эту готовность
реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной
деятельности.
Перед учителем стоит задача состоит в изучении причин слабой мотивации
учащихся и найти тот подход и те приемы, которые будут отвечать мотивационным
потребностям детей, и послужат стимулом для их активной учебно-познавательной
деятельности.
Существуют различные методы, основанные на результатах педагогической
практики и направленные на формирования у школьников устойчивых познавательных
мотивов, среди которых большие возможности дает учителям-словесникам
использование ИКТ на уроках русского языка. Бурно развивающиеся
информационно-коммуникативные технологии предъявляют новые требования к
поколению, вступающему в жизнь.
Однако, современные достижения ИКТ, конечно же, ни в коей мере не умаляют все
лучшие достижения и методические разработки в области преподавания русского
языка, в которых тоже значительное место отведено различным приемам
предметно-ориентированной мотивации школьников. Применение средств ИКТ должно
быть разумным и теперь уже неотъемлемым дополнением в системе преподавания
русского языка. Грамотное использование на уроках русского языка современных
информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной
мотивации учащихся, формированию у них ключевых компетенций, а с другой –
организует работу учащегося и учителя. Учитель получает большие возможности
применения дифференцированного подхода в обучении, осуществлении межпредметных
связей, увеличении объёма материала за счет экономии времени. В результате у
учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, а у
учащихся формируется интерес к предмету, развивается их личность. Использование
средств ИКТ на уроках русского языка дает возможность учитывать индивидуальные
возможности каждого ученика на основе использования тотального интереса
подрастающего поколения к компьютерным технологиям. Использование компьютера на
всех этапах обучения объясняется несколькими задачами: как средство
положительной мотивации учащихся, средство обучения, источник информации, способ
диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания
качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Исходя из уровня
компьютерной компетенции учащихся, владения ими навыками пользовательской
работы, учитель получает возможность разрабатывать эффективные формы работы по
мотивации учащихся с использованием ИКТ. Варианты использования ИКТ могут быть
разнообразными и включать в себя различные актуальные элементы. Здесь нет
единого шаблона, да и не должно быть. Учитель, мыслящий творчески, всегда
находится в поиске и в этой работе перед ним раскрываются новые возможности по
реализации своего потенциала. И нельзя, конечно, забывать о главной цели
использования ИКТ– достижении высокого уровня учебно-предметной мотивированности
учащихся. Необходимо помнить о том, что ИКТ – это один из важнейших компонентов
учебного процесса и чрезмерное увлечение им может превратиться для школьников в
бесполезное времяпрепровождение. Поэтому в основе работы любого педагога должен
лежать принцип разумной соразмерности применяемых средств обучения, их
логической сочетаемости, соблюдении пространственно-временных границ. Учесть эти
элементы и не впасть в крайность поможет педагогу основа основ его работы –
планирование. Планирование должно включать в себя помимо теоретической части и
все занятия, которые планируется провести с использованием ИКТ, с конкретным
указанием вида и формы деятельности, ожидаемым результатом. Использование
компонента ИКТ как для формирования положительной мотивации учащихся, так и
достижения активного интереса к предмету может быть представлено в следующих
видах деятельности, которые можно разделить на несколько блоков, включающих в
себя теоретический, практический, поисково-исследовательский элементы с
использованием локальной сети, сети Интернет, обучающих программ, учебно-игровых
форм, СD-тетрадей:
- Теоретический блок (изучение правил по темам с использованием
электронных учебников).
- Поисковая работа (поиск дополнительного теоретического материала через
Интернет).
- Тренировочно-соревновательное тестирование в игровой форме с
нестандартным оцениванием (смайлики, шутливые аудиокомментарии).
- Тренировочно-диагностическое тестирование.
- Практикумы по разделам русского языка (по локальной сети).
- Диагностическое тестирование (по локальной сети).
- Тематическое тестирование.
- Групповая работа: подготовка тестовых заданий для взаимопроверки.
- Тестовые домашние задания.
- Е-mail домашние задания (в сети Интернет).
- Работа над ошибками (как форма домашнего задания).
- Практикум с тренировочными тестами и заданиями.
- Практикум по составлению тестов и расшифровке вопросной базы тестовых
заданий.
- Получение интерактивной консультации программы.
- Методика использования справочного материала (с использованием
CD-тетрадей).
- Контрольное тестирование.
- Оn-line тестирование (в сети Интернет).
- Контрольно-зачётное тестирование формата ГИА и ЕГЭ с автоматической
проверкой результатов и указанием пробелов.
- Тренинг с комментариями и объяснениями учителя и контрольные работы по
анализу текста.
- Практическая (работа с текстами).
- Репетиционное тестирование по всему блоку заданий части. А, В и С ГИА и ЕГЭ.
- Создание базы данных для создания локального грамматического сервера.
- Создание простых программ тестирования и подготовка базы данных для них.
- Игровые формы деятельности с использованием ИКТ: соревнования на
скорость и качество выполнения заданий различных уровней сложности.
- Подготовка заданий для дифференцированной работы с учетом уровня
подготовленности контингента учащихся (группа сильных учащихся готовит
задания для отстающих).
- Работа с CD-тетрадями (хранение необходимой информации по предмету,
запись в них домашних заданий и т.д).
- Подготовка тематических презентаций Power Point.
- Конкурс на лучшую презентацию Power Point (работа в группах).
Перечисленные формы деятельности, которые, конечно, не претендуют на роль
исчерпывающих, по использованию ИКТ-технологий как для достижения положительной
мотивации учащихся при обучении русскому языку учащихся среднего школьного
звена, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ учащихся старшего звена предполагают
активную деятельность школьников. Немаловажно и то, что таким образом у детей
формируется заинтересованность в достижении положительного результата,
развиваются навыки аналитической работы. При подготовке к ГИА и ЕГЭ можно
использовать, в зависимости от вида и цели урока, как программы Microsoft Word,
Exel, так Microsoft Power Point. Последняя позволяет создавать презентации
любого содержания в виде слайдов, используя как готовые шаблоны, так
и шаблоны произвольного образца и затем с помощью проектора картинки с
монитора проецировать на демонстрационный экран. Использование презентаций и
видеодемонстраций в работе с детьми среднего школьного звена, для которых, с
учетом их психологических и возрастных особенностей, визуальная и красочная
подача материала, имеет большое значение в их положительном мотивировании.
Безусловно, в этой связи можно и необходимо использовать компьютер с
соответствующей тематической мультимедийной библиотекой.
Дополнительной мотивацией для учащихся на занятиях с использованием ИКТ может
послужить заведение СD-тетрадей, CD-DVD(RW) носители, как аналогов обычных
тетрадей на традиционных уроках. В них учащиеся хранят всю актуальную информацию
по предмету, получают записанные на них проверочные, тестовые и домашние
задания, электронные версии учебников, различные словари, справочники,
энциклопедии и.т.д Электронный аналог тетради ни в коей мере не заменяет
обычную, но имеет ряд очевидных преимуществ для учителя и ученика. Преимущества
эти заключаются в компактности, в сосредоточенности всего необходимого материала
на одном носителе, На эти электронные CD-тетради учащиеся с компьютера учителя
получают и записывают общие и индивидуальные задания, часть из которых они будут
выполнять дома. А уже на следующем занятии учащиеся сдают готовые работы на
проверку учителю, то есть передают по той же локальной сети выполненные задания
в свои именные папки на компьютер учителя. А при наличии всего банка ответов ко
всем тестовым заданиям на компьютере учителя проверка не отнимает много времени,
что немаловажно для реализации других элементов урока, активизирует
учебно-познавательную деятельность учащихся и делает процесс обучения ещё более
плодотворным и интересным. |