План
1. Распространенные
типы учащихся, требующие индивидуального подхода:
– «слабые» ученики;
– «сильные»;
– часто пропускающие занятия
(по болезни, из-за низкой мотивации учения и т.п.)
2. Организация
индивидуальной работы:
– при закреплении
пройденного;
– домашняя и дополнительная
работа;
– объем работы;
– оценивание работы и
контроль; при изучении нового материала.
3. Заключение.
Таблица № 1 типы учащихся
Тип учащегося
|
Характеристика типа
|
1. «Слабые»
|
– существенная утрата знании, умении и навыков или их
отсутствие;
– отсутствие умений организовывать свою учебную,
особенно, самостоятельную работу;
– пассивность на уроке при изучении нового
материала, т.к. совершенно не готовы к полноценному участию;
– быстрая утомляемость;
– слабая память;
– невнимательность.
|
2. «Сильные»
|
– хорошее состояние знаний;
– достаточное умение работать самостоятельно;
– высокая активность при восприятии учебного
материала;
– стремление приобрести знания и навыки;
– хорошая память.
|
3. Часто занятия пропускающие занятия
|
– учатся и работают;
– болеющие;
– не желают учиться;
– неблагоприятная обстановка в семье.
|
Таблица № 2. Организация
индивидуальной работы
Этап и объем работы
|
«Слабые»
|
«Сильные»
|
Закрепление пройденного материала
|
1. Выполнение упражнений в классе;
2. сознательность при выполнении заданий;
3. соответствующий «инструктаж» в письменной или
устной форме;
4. внимательное наблюдение за работой со стороны
учителя;
5. частое контролирование результатов
деятельности.
|
1. Самостоятельная работа;
2. усложненность заданий;
3. увеличение объема работы;
4. Общий «инструктаж».
|
Изучение нового материала
|
1. Повторение того материала, без которого
невозможно понимание новой темы;
2. предварительное ознакомление;
3. повторное объяснение;
4. работа над отдельными, наиболее трудными
разделами нового материала;
5. четкая алгоритмизация.
|
1. Привлекать к изложению нового материала или
какой-то его части, предварительно дав соответствующее задание и проверив его
выполнение; участие ученика в объяснении нового материала полезно для него
самого и оживляет работу группы;
2. Если материал несложен, то можно предложить
самостоятельную работу по изучению темы; Выделение основных положений.
3. Самостоятельное написание алгоритма.
|
Домашняя и
дополнительная работа
|
1. Некоторое сокращение количества однотипных
заданий по новому материалу и за счет этого давать другие задания по
пройденному материалу. Так целесообразно поступать, когда изученный ранее
материал тесно связан с новой темой и его восстановление в памяти
способствует сознательному выполнению всего задания в целом;
2. можно упражнения по повторению дать
дополнительно;
3. работа по образцу.
|
1. Помимо общего задания предлагается
дополнительная работа;
2. задания и упражнения повышенной трудности;
3. чтение дополнительной литературы.
|
Объем работы
|
1. Ограничиваться при закреплении каждого
конкретного упражнения минимумом упражнений;
2. сочетание заданий по новой теме с отработкой
изученного материала;
3. простейшие задания;
4. увеличение сложности, объема заданий должно
идти постепенно, в строгом соответствии с успехами.
|
1. Усложнение заданий или увеличение количества;
2. более проблемные задания;
3. нахождения рационального способа;
4. самопроверка.
|
Оценивание и контроль
|
1. Требуется педагогический такт;
2. гибкое использование оценок при текущей
проверке;
3. оценка должна отражать усердие учащегося,
успешность его продвижения по пути постепенного овладения материалом;
4. целесообразно разъяснять учащимся, какие
требования предъявляет к знаниям и умениям раздела программа, что еще
необходимо сделать, чтобы итоговая оценка соответствовала требованиям и была
положительной.
|
1. Более серьезные требования к выполнению
заданий;
2. знание теоретического материала и умение
использовать его на практике.
|
Итоговый контроль
|
1. Расчленение вопроса на подвопросы, постепенно
выясняя усвоение основных положений; что позволяет четко представлять, на
каком этапе овладения материалом находится ученик, что предстоит доработать.
|
1. Укрупненный характер контроля; Сильные ученики
не нуждаются в систематической проверки каждого шага. Проверять их
целесообразно по большим порциям изученного материала, сразу ставя вопросы
проблемного характера.
|
Нерегулярное посещение занятий создает трудности для
учащихся и учителя.
Важнейшие направления в
работе с данными учащимися:
– развитие умения работать самостоятельно;
– необходимость в инструкциях «как и что должно
выполняться»;
– «длительные» задания, рассчитанные на ряд уроков
или на целую тему;
– ученик обязан сделать минимум.
3. Заключение.
Сложность организации индивидуального подхода к
учащимся обусловлена в первую очередь тем, что указанные выше типы учащихся в
чистом виде выступают редко. Чаще оказывается, что на успешность обучения
конкретного учащегося накладывает существенный отпечаток не один, а несколько
факторов, действующих в разных сочетаниях и пропорциях. Это предполагает
разработку и осуществление вариантов методик, соответствующих особенностям
каждого отдельного учащегося.
|