Главная » 2012»Ноябрь»30 » ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
13:21
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать. Сесиль Лупан.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В
связи с изменением социально-экономической ситуации в стране
современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно
новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно
умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций
образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит "… извлечь из
мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,-
Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное-
вот в чём главное”
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы
ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу
настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало
бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года
в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской
литературе, к поэзии?
Существуют разные причины такого спада:
1. усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
2. резкое изменение общественной жизни таким образом, что число
неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием
ребёнка, возросло;
3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с
детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым
нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными
книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : "Ты теперь большой,
читай сам.”)
4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Таким образом, вопрос формирования читательской компетенции школьников
является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы
должно быть уделено в школе, так как она является основой развития
устойчивого интереса к книге, к чтению.
Главной своей задачей на уроках литературы считаю формирование читательского интереса у школьников.
Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование по выявлению читательского интереса.
Детям были предложены следующие вопросы
1. Любите ли вы читать?
2. Что значит для вас чтение?
3. Читаете ли вы книги помимо школьной программы?
4. Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?
5. Каким жанрам литературы вы отдаёте предпочтение при выборе книги для «свободного чтения»?
6. Как вы думаете, должен ли учитель давать список литературы, рекомендованной для «свободного» чтения?
7. Что или кто является для вас ориентиром в выборе книг для свободного чтения?
8. Кто из литературных героев является вашим любимым героем и почему?
9. Ваши любимые писатели?
Из 30 школьников, принимавших участие в анкетировании:
вообще не любят читать 5 человека(16%)
читают «всегда, когда есть свободное время» – 7 человек (23%)
«редко» - 7 человек (23%)
«когда заставляют» - 11 человек (36%)
Для 6 человек (20%) чтение книг – это возможность отдохнуть и расслабиться
10 из 30 (33%) читают, чтобы выполнить задание по литературе
5 обучающихся (16%) ищут в книгах ответы на интересующие их вопросы.
Любимую книгу смогли назвать не все. Большинство этих книг связано
со школьной программой – это книги классиков («Дубровский», «Бежин
луг», «Бородино», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Муму»).
Своими любимыми писателями ребята называют в основном классиков,
произведения которых изучают по школьной программе (Пушкина, Тургенева,
Лермонтова, Некрасова, Ломоносова, Тютчева, Есенина, Крылова, Фета).
Также анкетирование показало, что предпочтения отдаются просмотру
телевизионных программ, играм в Интернете, прогулкам на улице.
Большинство ребят о содержании книги предпочитают узнать из фильма или
мультфильма.
Конечно, эта ситуация не может не волновать тех, кто работает с детьми. Как заинтересовать ребят чтением?
Сегодня основная проблема , стоящая перед учителем, - вернуть книгу
учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной
внимания литературе, воспитать потребность готовиться к урокам
литературы по первоисточникам , а не по краткому пересказу. Задача эта
не новая, практически все учителя работают над ее решением. Просто в
свете последних тенденций развития образования она приобрела особую
актуальность , а без ее решения невозможно даже малейшее продвижение по
пути достижения высоких результатов , которых ожидают сегодня от
школьного образования. В практике сложились такие способы возбуждения
интереса к книге , как чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или
кульминации; знакомство с необычным литературным героем; привлечение
внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций; краткий рассказ об
интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение читательского
впечатления от книги самого учителя; привлечение внимания к важной,
актуальной, волнующей учеников проблеме или герою произведения;
сообщение полярных мнений о книге, высказанных литературными критиками,
самими учениками.
Как я в своей работе решаю эту задачу?
На каждом уроке я стараюсь проводить литературные пятиминутки. Вначале
книги приношу я, стараясь выбирать лучшее из того, что соответствует
возрасту и интересам учащихся, но не включено в школьную программу.
Знакомство может происходить в форме рекомендации-рассказа о книге,
чтения самых интересных мест, чтения с продолжением на следующих уроках.
Впоследствии проведение пятиминуток можно поручить учащимся , и это
замечательно , когда у ребенка появляется насущная потребность
поделиться прочитанным с одноклассниками и учителем.
Этой же цели служат традиционные уроки в конце четверти, когда учащиеся
отчитываются о самостоятельном чтении за четверть, оценивают качество и
количество прочитанного , делятся своими читательскими впечатлениями ,
рекомендуют интересные новинки для чтения одноклассникам. На этих уроках
наглядно видно развитие или , наоборот , «зависание» личности
читательской массы класса . Особую радость вызывает появление у бывших
нечитателей любимых книг или авторов , верность избранной теме или
жанру.
В своей работе я использую такие формы как читательский дневник и тематическая читательская конференция.
Но я считаю, что ведение читательского дневника – не обязательное
условие для всех учащихся. Читательские дневники ведут ученики по
желанию, в основном кто действительно любит читать. К сожалению, таких
детей единицы. Такие ученики фиксируют информацию о прочитанных дома
произведениях и в форме отзыва формулируют своё отношение, описывают
свои впечатления, оценивают содержание, язык, структуру произведения.
Один раз в четверть (обычно на последнем уроке) совместно с учащимися
анализирую читательские дневники и ставлю им за ведение дневника оценку.
Также использую в 5 – 9 классах тематические читательские конференции.
Тематические читательские конференции провожу в каждом классе (с 5 по 9
класс) два раза в год. С темами конференций учащихся знакомлю заранее,
список литературы в качестве рекомендации предоставляю за 1 – 2 недели.
Произведение, о котором ребёнок будет рассказывать, не должно быть
изучено на уроках. В календарно-тематическое планирование включены
следующие темы читательских конференций:
в 5 классе – «Об этой книге хочу рассказать», «Любимая сказка».
в 6 классе – «Мифология народов мира», «Моё любимое стихотворение»;
в 7 классе – «Произведения русских писателей XIX века», «Мир и человек в русской литературе XX века»;
в 8 классе – «Мой сверстник в литературе», «Русский литературный XVIII век»;
в 9 класс - «Русская классическая лирика», «Произведения о Великой Отечественной войне»
Также на уроках использую творческие задания, способствующие, на мой
взгляд, формированию читательского интереса школьников, воспитанию
вдумчивого, внимательного читателя.
1.Прогноз возможного содержания литературного произведения (работа с заголовком-
« Ревизор», «Мёртвые души»)
2. «Примерь» ситуацию ( чтобы сделал ты на месте литературного героя).
3. Письмо герою.
4. Пересказ от лица героя, героини.
5. Работа над афишей, эскизами костюмов и декораций.
Творческие и занимательные задания повышают стремление
учеников-читателей проникнуть в творческую лабораторию писателя,
концентрируют внимание на сюжете, стиле произведения, его композиции,
образах, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих
мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в
осмыслении и анализе целого круга авторских проблем.
Внеклассная работа по предмету (уроки внеклассного чтения ,
читательские конференции , олимпиады , брейн-ринги и подготовки к ним)
тоже способствует расширению читательского кругозора учащихся , что
полезно в любом случае . Чем больше читают и знают учащиеся , тем больше
шансов , что они смогут найти свое в литературе .
Вообще в детском и подростковом возрасте все средства вовлечения в
чтение хороши , и здесь особую роль играет совместная деятельность семьи
и школы (участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке ,
присутствие родителей на уроках литературы , помощь в поисках и
распространении литературных текстов , работа со списком литературы для
внеклассного чтения).
Формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и
от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и
уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников
и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за
учителем-словесником и уроком литературы.