Диктант – одна из основных
форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно
использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного
литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 –
110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете
слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет
усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может
состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6
класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35,
для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку
подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы
или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее
приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года,
проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует
подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и
пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм
включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом
количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12
различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и
3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8
классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных
орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов
могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной
мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5
классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не
более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,
правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5
классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный
для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются,
но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1)
В переносе слов;
2)
На правила, которые не включены в школьную программу;
3)
На еще не изученные правила;
4)
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа;
5)
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются
описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например:
«рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также
учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то
есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1)
В исключениях из правил;
2)
В написании большой буквы в составных собственных
наименованиях;
3)
В случаях слитного и раздельного написания приставок в
наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами;
4)
В случаях раздельного и слитного написания «не» с
прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5)
В написании ы и
и после приставок;
6)
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не
обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …;
не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7)
В собственных именах нерусского происхождения;
8)
В случаях, когда вместо одного знака препинания
поставлен другой;
9)
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или
в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и
однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне
однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия
выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще;
колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются
однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного
написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму
(вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну
ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они
считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5»
выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4»
выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3»
выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе
допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х
пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2»
выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается
баллом «1».
При некоторой
вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант,
следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет
выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2
орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса
– 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из
диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического)
задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий
рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5»
ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4»
ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3»
ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2»
ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1»
ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки,
допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении
оценки за диктант.
При оценке контрольного
словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5»
ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4»
ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3»
ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2»
ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве
ошибок диктант оценивается баллом «1». |