Проблема совершенствования преподавания литературы сегодня одна из
важнейших в школе, ведь урок литературы должен заставить учащихся
мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Но это невозможно
сделать при сухом, догматичном подходе к преподаванию литературы. Наши
ученики не читают произведение, они его «проходят», скользя равнодушным
взглядом по сокровищам великой духовной ценности. А мы, учителя, им
часто в этом помогаем. Стараясь уложиться в программу, спешим. Нам
некогда дать своим воспитанникам подумать над строкой, душой
прикоснуться к мыслям и чувствам, заложенным в ней, почувствовать её
музыку, неповторимую красоту.
Одним из эффективных вариантов решения этой проблемы являются активные
формы урока. Ведь содержательный, необычно построенный урок не может не
запечатлеться в памяти учащихся. Разнообразие содержания и форм освоения
учебного материала значительно ослабляет тормозящее влияние привычной
стандартной организации учебных занятий и, соответственно, повышает
эффективность учебно-воспитательного процесса, его результативность.
Активные формы преподавания литературы помогают нам, учителям,
заинтересовать учеников процессом чтения, вырабатывать потребность юного
человека читать умные, серьёзные книги, вводить его в удивительный мир
художественной литературы, формировать эстетический вкус
читателей-подростков, обогащать словарный запас и совершенствовать
грамматический строй речи. Такие уроки не только не снижают стремления
наших учеников-читателей попытаться проникнуть в глубины творческой
лаборатории писателя, а напротив, концентрируясь (в зависимости от
поставленной задачи) на сюжете, стиле произведения, его композиции,
художественной детали, учат ребят вниманию и уважению к слову великих
мастеров литературы, что в дальнейшем, безусловно, помогает им в
осмыслении и анализе целого круга авторских проблем.
Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало
приспособлен для свободного творческого общения школьников,
заинтересованного обсуждения, осмысления литературных произведений и не
представляет возможностей всем без исключения учащимся для раскрытия
себя, для свободного творческого развития. Активные формы урока
способствуют организации диалога, установлению живой и свободной
взаимосвязи между учителем и учащимися, создают возможность выражения
своего собственного «я» каждому ученику.
Таким образом, активные формы преподавания литературы необходимы для
воспитания творческой, активной личности, в которой так нуждается
современное российское общество. Решение учебных и воспитательных задач,
стоящих перед школой, невозможно без обновления содержания, методов и
форм обучения. Кроме того, новые формы уроков – это голос учителя, живой
опыт, это реакция педагога на перемены, происходящие вокруг, попытка
внести разнообразие, добиться, чтобы каждое занятие носило творческий
характер.
Область применения
Активные формы уроков литературы я применяю с 8 по 11 класс, причём
начинаем мы с более простых (соревновательные виды игр), а затем формы
усложняются (театр, семинар, диспут, литературный суд, исследование и
другие)
Сущность опыта
Однажды в каком-то журнале я прочла фразу: "Подсчитано, что за время
учёбы каждый учащийся посещает примерно 10000 уроков". Меня
заинтересовала эта цифра, и путём несложного математического подсчёта я
выяснила, что это на самом деле так. Даже не 10000, а ещё больше. И
почти все уроки, как близнецы, похожи друг на друга: опрос, изложение
нового материала, закрепление его, объяснение домашнего задания. Какой
уж тут интерес к учёбе? Выдержать бы это однообразие…
Вот почему в центр внимания нужно ставить такие формы урока, которые
требуют самостоятельности и активности учащихся, будят их творческую
мысль, вызывают желание высказать своё суждение, то есть делают ребят
активными соучастниками процесса обучения.
Что касается выбора конкретных форм урока, то к активным средствам
обучения можно отнести проблемную лекцию, заочную экскурсию, школьное
исследование, диспут, литературную композицию, семинар, а также
соревновательные игры, ролевые игры (урок-суд, урок-театр и пр.),
урок-литературное кафе и другие. Выбор очень богат и разнообразен. Но
почти у всего этого разнообразия есть общая объединяющая основа. Это –
игра.
Психологи Л.С. Выготский, В.М. Теплов, Л.И. Рувинский утверждают, что
применение игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной,
эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует
подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение,
память, эмоции, речь. Игры позволяют, кроме того, отрабатывать
практические умения и навыки, что очень важно при обучении анализу
художественного текста на уроке литературы. В процессе ролевой игры идёт
активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую
судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть,
не испытают в жизни. Психолог А. Асмолов пишет в связи с этим в
"Учительской газете" (1988. –21 апр.): "…именно в процессе игры ребёнок
овладевает искусством вставать на позицию другого человека, видеть мир
глазами другого, осуществлять победы над собственным эгоизмом". И в
подтверждении сказанного ссылается на мнение Д. Эльконина: "Дело не
только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные
интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется
позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется самый
механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с
другими возможными точками зрения".
Таким образом, в игре заключены и большие воспитательные возможности,
так как она способствует формированию вариативного способа мышления, не
даёт оснований видеть проблему, явление только в чёрной или только в
белой красках.
Всё вышесказанное может служить подтверждением необходимости проведения
уроков, построенных на игровой основе. Но следует помнить, что такой
урок уместен лишь в том случае, если он соответствует задачам, которые
перед ним стоят. Иногда его проводят в начале изучения темы (раздела),
чтобы вызвать интерес к ней учащихся. Но чаще – после изучения темы,
чтобы закрепить знания школьников. Впрочем, каких-то нормативных
требований здесь просто нет. Всё зависит от учителя, от целей урока. Но в
любом случае крайности излишни. Нельзя превращать учёбу в сплошную
развлекательность. Нужно, чтобы урок-игру ребята ждали, как праздник.
Тогда интерес к такому уроку будет выше.
Конечно, не все активные формы уроков представляют собой игру. Сами
школьники, судя по отзывам, привлекательными формами работы на уроке
литературы, кроме игровых, считают те, которые ведут в область
самостоятельных поисков и открытий, активизируют воображение, формируют
собственный взгляд на вещи и учат отстаивать свою точку зрения, помогают
найти неординарное решение проблемы. Это такие формы уроков, как
исследование, семинар, диспут, заочная экскурсия, проблемная лекция и
другие. В ходе таких занятий ребята открывают для себя красоту
интеллектуального труда, учатся трудиться систематически и
целенаправленно. Это требует волевых усилий, терпения, затрат трудовой и
эмоциональной энергии, но в результате формируется думающий,
квалифицированный читатель, который, накопив опыт самостоятельного
анализа произведения, оказавшись наедине с новой книгой, сумеет
разобраться в её идейно-художественном своеобразии, увидеть авторскую
оценку изображённого и высказать аргументированное суждение о
прочитанном.
Система работы
Роль уроков литературы в школе сегодня становится особо значимой. Ведь,
по данным социологических исследований, чтение художественной
литературы перестало быть отличительной чертой нашего народа. И если не
школа научит понимать и ценить настоящую литературу, то кто же? Если
литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках, то скорее
всего она не откроется ему и после школы. И здесь главная задача учителя
литературы – донести до своих учеников слово писателя. Поэтому урок
должен быть наполнен мыслями и чувствами, эстетическими переживаниями,
трудом и радостью "добывания" знаний о людях, о жизни, о литературе.
Атмосфера творчества и сотворчества создаётся увлечённым отношением
учителя к предмету, постановкой перед школьниками нравственных,
эстетических, психологических проблем, вытекающих из изучаемого в данное
время произведения. Главное в этом случае – мыслительная деятельность
учащихся, а учитель как бы направляет её. И помогают ему в этом активные
формы проведения уроков. Более подробно опишу некоторые из них.
Урок-лекция
Выбор той или иной формы преподавания ещё не гарантирует активность
работы учащихся: любой урок необходимо сделать активным, используя его
богатые потенциальные возможности. В своей работе я нередко использую
лекции с проблемным изложением материала, которые как бы делают учеников
соучастниками процесса познания. Можно немного изменить ход изложения
материала, предложив вниманию ребят лекцию с доказательством от
противного. Чтобы активизировать восприятие материала учащимися, можно
допустить и лекцию с ошибкой. Разумеется, данная ошибка должна
планироваться заранее, о ней сообщается в начале изложения, и цель
учащихся – найти данный недочёт. Ошибка должна носить частный характер,
быть легко исправимой, не касаться общетеоретических положений, так как
на исправление подобной ошибки уйдёт немало времени. Ученик, первым
заметивший ошибку, достоин поощрения.
Возможно внедрение элементов беседы или проведение лекции с
ассистированием, когда по ходу изложения материала учитель обращается к
помощи заранее подготовленных учащихся. Ученики-ассистенты могут
выступить с выразительным чтением стихотворений, подобрать
документальный или наглядный материал к уроку, обратиться к
воспоминаниям современников или к критике и т.д.
Контролируется восприятие лекции при помощи ряда заданий: это запись
плана или тезисов лекции, конспектирование с выделением главных
положений, составление опорного плана-конспекта по методу В.Ф. Шаталова,
запись хронологической канвы жизни и творчества писателя и другие
задания.
Приведу в качестве примера краткое изложение вводной лекции в 11 классе "Серебряный век" русской литературы"
Содержание "золотого века" в античности – материальное изобилие как
результат щедрости природы, без трудовых затрат; физическое здоровье
человеческого рода, высочайший уровень нравственности; покой и радость
как главные черты мироощущения человека.
«Н. Бердяев, Н. Оцуп» – Н. Бердяев. Высшая ценность бытия – уникальная
человеческая личность. Но если человек остался без Бога, он перестаёт
быть человеком. Высшее предназначение человека – это творчество, которое
становится сотворчеством человека с Богом (Бог – творец, а человек
создан по образу и подобию Бога).
Н. Оцуп. В 1933 году ввёл определение "серебряный век" (парижский
журнал русской эмиграции "Числа", статья "Серебряный век русской
поэзии").
"Золотой век" русской литературы – "солнце". Поэзия «золотого века»
передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию
человека. А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье…"
"Серебряный век" – "луна". Луна – символ ущерба, умирания, ощущение
грядущих перемен; дисгармония, внутреннее смятение, разочарование и
душевная усталость. И.Ф. Анненский "Смычок и струны".
1890 – начало "серебряного века", в печати появляются стихи Вл. Соловьёва и первые поэтические опыты В.Я. Брюсова.
1910 – кризис символизма, возникновение новых литературных течений: футуризма и акмеизма.
1921 – смерть А. Блока, расстрел Н. Гумилёва. Окончание "серебряного века".
"Реализм" – одно из направлений – привлечение внимания к тяжёлому
положению трудящихся, изображение общественных настроений, призыв к
борьбе. Кризис реализма. Отказ от героя-носителя представлений автора.
Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, обратился к
вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
"Модернизм" – новое явление в литературе и искусстве. Пафос "конца
века", неминуемой гибели мира, обречённости, упадка. Установка на
преобразующую мир силу творчества. Отождествление модернизма с
декадансом ( от лат. "упадок"). Настроения пассивности, безнадёжности,
неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире душевных
переживаний.
Борьба между реализмом и модернизмом характерна для литературной жизни
рубежа веков, хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное
единство реализма и модернизма.
"Символизм". "Акмеизм". "Футуризм" - характеристика литературных течений.
Таким образом, лекция с проблемным изложением материала активизирует
восприятие учащихся, их внимание и интерес к получаемой информации.
Урок-семинар
В старших классах потребность в формировании собственного взгляда на
вещи, желание высказаться, найти неординарное решение проблемы находит
воплощение в уроке-семинаре. Это одна из новых форм дифференцированного
обучения, при которой сохраняются все особенности школьного урока и
создаются дополнительные условия для индивидуализации и повышения роли
творческой работы школьников.
Семинар целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не
просто усвоить определённую систему знаний, но и найти самостоятельное
решение проблем философского, нравственного, гражданского характера.
Причём проблемы, предложенные для обсуждения, должны быть актуальны как
для школьника, так и для учителя. Только в условиях взаимной
заинтересованности возможна педагогика сотрудничества.
Семинару предшествует, как правило, основательная подготовительная
работа. Подготовка к семинару начинается с определения темы занятия и
выбора форм участия ребят в нём. Учителю в процессе подготовки к
семинару нужно продумать форму участия каждого ученика, подготовить
вопросы, провести консультации, разработать сценарий. Для ребят
предлагаются как индивидуальные, так и групповые задания ( подготовка
выразительного чтения, комментарий, ответы на вопросы, поиски
дополнительной литературы, доклады, рефераты и др.). Если на обычном
уроке ученик в идеале должен быть готов ответить на все вопросы, то на
семинаре каждый отвечает за какой-то определённый участок работы,
отвечает персонально или как член группы.
В качестве примера я приведу разработку семинара по теме «Творческие
индивидуальности «серебряного века» в 11 классе. Семинар является
итоговым уроком по данной теме. Каждому учащемуся заранее (на первом
уроке литературы) было дано задание подготовить реферат о жизни и
творчестве одного из поэтов «серебряного века». Ребята объединились в
группы, каждая из которых работала над определённым литературным
направлением. В рефератах ученики должны были осветить ряд вопросов: Чем
заинтересовало вас творчество данного поэта? Как теоретические
положения литературного течения, к которому примыкает данный поэт,
находят отражение в его творчестве? Каковы характерные черты лирики
поэта?
После написания рефератов ребята познакомились с содержанием всех работ
и подготовили вопросы по каждой. Наиболее интересные были отобраны для
семинара. Кроме того, учащиеся получили вопросы, по которым
планировалось обсуждение на уроке: 1. «…Символизм можно
называть…»поэзией намёков», - писал В. Брюсов в предисловии ко второму
выпуску «Русских символистов». Дайте своё объяснение этому определению.
2. Если символизм – «поэзия намёков», то как по аналогии можно
определить акмеизм и футуризм? 3. Как выражается внутреннее состояние
человека в поэзии акмеистов? 4. Почему футуризм связан с атмосферой
литературного скандала? 5. Какую закономерность можно обнаружить в смене
направлений поэзии «серебряного века»? Как меняется отношение к
действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов различных
направлений?
На уроке в итоге обсуждения ребята самостоятельно обобщили материал о
поэзии «серебряного века», проследили, как развиваются традиции поэтов в
современной поэзии, выразили своё отношение к поэтам «серебряного века»
и их творчеству.
Таким образом, уроки-семинары способствуют развитию у учащихся
самостоятельности мышления, суждений, оценки явлений, событий, героев,
умение работать с критической литературой.
Урок-диспут
Хотя урок-диспут практикуется чаще всего в старших классах, учить
спорить, отстаивать своё мнение нужно на протяжении всего школьного
обучения. Диспут, как правило, не только активизирует интерес учащихся к
литературе, но и служит развитию устной речи, прививает культуру
дискуссии. Девизом диспута на любую тему могут стать слова В.Г.
Белинского, с которыми он обратился к критикам: « Пусть каждый выскажет
своё мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он.
Нужно иметь терпимость к чужим мнениям. Нельзя заставлять всех думать
одно».
Полемика может органично присутствовать на любом занятии, где
сталкиваются противоположные точки зрения. Диспут же ведётся на
протяжении всего занятия, вопросы к нему определяются и доводятся до
сведения учеников заранее. Разумеется, тема диспута должна быть
личностно значима для ученика.
Например, урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» на тему «Любовь в
жизни героев» мы провели в форме диспута. Ребята заблаговременно
получили вопросы и продумали ответы на них. Вопросы были следующие:
1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и
глубину? Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Согласны ли вы
с оценкой её Базаровым?
2. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой. Ваша оценка. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Как он ведёт себя?
3. Кто, по-вашему, прав: Тургенев, говоривший, что « Одинцова так же
мало влюбляется в Аркадия, как и в Базарова», или Писарев, утверждающий,
что у неё был «зародыш чувства», но она не дала ему развиться? В чём
причина краха отношений Базарова и Одинцовой? Прав ли Достоевский,
увидевший в Базарове « признак великого сердца»?
4. Кому и почему даруется семейное счастье? Счастливы ли Аркадий и Катя?
5.Как следует понимать слова Тургенева о любви в конце романа?
На этом уроке равнодушных не было. Ребята спорили, отстаивали свою
точку зрения, доказывали свою правоту, обращаясь к тексту романа, к
критическим статьям, к литературоведческим работам.
Следует отметить, что в ходе диспута нужно обращать внимание не только
на правильное изложение мыслей в плане содержания, но и следить за
стилем речи, учить ребят говорить ясно, доказательно, уважать мнение
товарища, признавать свои ошибки.
Урок - заочная экскурсия
Урок - заочная экскурсия практикуется чаще всего в процессе изучения
биографии художника слова, когда перед учителем стоит цель не только
познакомить школьников с определёнными фактами биографии писателя, но и
ввести их в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать
своеобразный «эффект присутствия». Поэтому рассказ учителя обязательно
должен быть дополнен созданием зрительного ряда с использованием
альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и
кинофрагментов.
Возможно и проведение заочной экскурсии, когда мы встречаемся с
определённым устоявшимся понятием, например, «Петербург Достоевского»
или «С Грибоедовым по фамусовской Москве» и др. Увлекательны заочные
экскурсии, построенные как путешествие вместе с писателем. Они дают
возможность увидеть, как разнообразные впечатления связываются с
творческими замыслами, как писатель вторгается в жизнь не только своими
произведениями, но и непосредственными действиями (например, «С Пушкиным
по следам Пугачёва», «С Маяковским по Союзу Советов» и др.).
Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно
монологической, лекционной формой. В действительности в процессе её
развития возникает беседа, даётся простор для различного рода
самостоятельности и творческих работ учащихся.
Например, при изучении творчества А.С. Грибоедова в 9 классе учащимся
было дано задание подобрать материал о достопримечательностях столицы,
связанных с именем Грибоедова и с историей создания его комедии «Горе от
ума»; воссоздать картину быта и нравов Москвы 10-20-х годов XIX века;
установить своеобразные литературные параллели, сопоставив комедию
Грибоедова с произведениями писателей-современников драматурга,
воспроизводящих облик древней столицы. Для подготовки был дан список
дополнительной литературы. Подобранный учащимися материал был
использован на первом уроке изучения комедии при знакомстве с историей
её создания. Приведу небольшой фрагмент заочной экскурсии « С
Грибоедовым по фамусовской Москве»:
«…Воспроизводя в комедии картины фамусовской Москвы, Грибоедов перенёс
туда немало «московских оригиналов». « Наше солнышко, наш клад» – в этом
театромане угадывали владельца домашнего театра Позднякова. Его лом на
Никитской, с зимним садом, с театральной залой, с роскошными обедами и
маскарадами был известен всей Москве. Но лишь немногие знали, что
затейливый на увеселения Поздняков во время маскарадов в боскетной
комнате прятал человека, искусно имитирующего соловья.
…Среди законов Российской империи существовал запрет «определять
членами присутственных мест чиновников, соединённых родством или
свойством с председателем или другими членами тех мест», но на то и
закон, чтобы его можно было обойти! И кто из московских обывателей не
обращался с просьбой «порадеть родному человечку»? Так, некий Архаров
писал о своём родственнике: « Он большой простофиля и худо учился, а
потому ему нужно покровительство. Удели милость свою, любезный друг, на
моём дураке, запиши его в свою канцелярию и при случае не оставь
наградить его чином или двумя, если захочешь, мы не рассердимся»…
В ходе экскурсии было рассказано не только о быте, нравах и
достопримечательностях столицы, но и о жизни Грибоедова в Москве, о
появлении его знаменитой пьесы. Заочная экскурсия сопровождалась показом
фотографий и иллюстраций, где запечатлены московские дома, связанные с
именем Грибоедова, а также учащиеся познакомились с целым рядом картин,
изображающих Москву первой трети XIX века.
Таким образом, заочная экскурсия вовлекает ученика в мир писателя,
приобщает его исторически, эмоционально к давнему времени. И при чтении
художественных произведений общение школьников с писателем будет более
глубоким, волнующим и прямым.
Урок-исследование
Исследование является одной из привлекательных форм работы учащихся на
уроке, которая ведёт их в область самостоятельных поисков и открытий.
Необходимость пробуждать дух исследования опирается на то, что книги
живут и бесконечно обновляются в сознании читателей, поворачиваются
новыми гранями, всегда в них остаётся нечто неопознанное и неожиданное.
Кроме того, большой объём информации по какому-либо вопросу порой не
даёт возможности учащимся найти правильное решение поставленных задач.
Примером школьного исследования может служить урок в 9 классе на тему
«Наталия Николаевна в жизни и творчестве Пушкина». Разговор о личности
жены «умного поэта» неизбежно возникает в процессе изучения творчества
Пушкина. Оставить школьников наедине с большим по объёму и столь
противоречивым материалом – значит добровольно обречь их на мучительные и
не всегда результативные поиски истины. Поэтому ребятам было предложено
подобрать материал о Н.Н. Пушкиной, обратившись к следующим изданиям:
А. Кузнецова «Моя Мадонна», М. 1987; И. Ободовская, М. Дементьев «
Наталия Николаевна Пушкина», М.1985; А.С. Пушкин «Письма к жене», Л.
1987; Н. Раевский «Портреты заговорили», Алма-Ата,1974; М. Беляев «Н.Н.
Пушкина в портретах и отзывах современников», С.-П. 1994 и др.
На уроке мы рассмотрели портреты Н.Н. Гончаровой, обратились к письмам
Пушкина к жене, сопоставили разные мнения об отношении Натали к мужу (М.
Цветаевой, А. Ахматовой с одной стороны и И. Ободовской, М. Дементьева,
А. Кузнецовой – с другой). В заключение ребята поразмышляли о том,
почему не только Пушкин, но и его жена стали жертвами «наперсников»
злословья? Почему так долго сохраняется легенда о пустой, бездушной
красавице, погубившей своего мужа? Не пора ли закрыть затянувшееся на
полтора столетия обвинительное дело против жены Пушкина?
Таким образом, работа учеников-исследователей над фактическим
материалом, сопоставление различных точек зрения на одни и те же события
и явления способствуют активизации познавательной деятельности
учащихся.
Урок – литературная композиция
Литературная (или литературно-музыкальная) композиция призвана, в
первую очередь, не столько дать исчерпывающие сведения о жизни и
творчестве писателя, сколько создать определённый эмоциональный настрой,
ориентированный прежде всего на образное, непосредственное восприятие.
Для того, чтобы композиция стала активной формой обучения, недостаточно
подготовить материал и раздать его ученикам для последующего
заучивания. Нужно предложить ребятам самим разработать подобное
действие, помочь им в отборе материала, в его компоновке.
Я в своей практике на уроках применяла упрощённый вариант литературной
композиции – составление сборника стихов или хрестоматии. Например, урок
в 11 классе на тему «Основные мотивы современной поэзии». Учащимся было
дано задание составить сборник стихов одного из современных поэтов.
Ребята разбились на группы по 3-4 человека и, выбрав поэта, о котором
они хотели бы рассказать, распределили задания: выполнить эскиз обложки
сборника, дать ему название; кратко рассказать о судьбе поэта; подобрать
и проанализировать 2-3 стихотворения, которые должны быть включены в
сборник.
На уроке ребята интересно и с увлечением рассказывали о поэтах Е.
Евтушенко, Ю. Друниной, А. Дементьева, Е. Винокурове (причём о некоторых
на фоне музыкального сопровождения), читали наизусть стихи, делились
впечатлениями.
Таким образом, литературная деятельность повышает интерес к предмету,
так как подготовка к этим урокам приучает школьников к углублённой
самостоятельной работе над творчеством писателя или поэта, способствует
формированию эстетического вкуса.
Урок - соревновательная игра
Соревновательные игры, не требующие вхождения в роль, применяются на
уроке литературы для проверки и актуализации знаний учеников. Несмотря
на пёстрый калейдоскоп названий («Литературный ринг», «Что? Где?
Когда?», «Счастливый случай», «Звёздный час» и т.д.), сущность их
сводится к противостоянию двух сторон: ведущий – команда или команда –
команда. Опрос, проводимый в виде викторины, аукциона, конкурса
«знатоков», гораздо интереснее школьникам, особенно если вопросы
придумывает одна команда, а отвечает на них другая.
Такие виды игр я применяю чаще всего в 8 классе. Например, это решение
кроссворда по рассказу Л. Толстого «После бала» или заключительный урок
по курсу литературы в 8 классе в форме игры «Счастливый случай».
Элементы соревнования, азарт, противоборство, конечно, не
противопоказаны уроку литературы. Однако не следует пользоваться ими
слишком часто, тем более что они могут быть применимы для проверки
знаний учащихся по каким-либо учебным проблемам, но задачи анализа
произведения с их помощью не решить.
Ролевые игры на уроках литературы
Ролевая игра на уроке помогает создать поисково-творческую атмосферу.
Особое значение она приобретает в старшем школьном возрасте, так как, по
наблюдениям психологов, именно в этот период у ребят активно
формируется стремление высказать свои суждения, доказать свою правоту,
узнавать новые оценки. Однако порой недостаток жизненного опыта, боязнь
ошибиться сковывают эти проявления. Ролевая же игра помогает «снять» эти
опасения, создавая у участников действия психологическую раскованность:
школьнику в игре предоставляется полная свобода выбора плана действий и
аргументов доказательства своей правоты в любой момент разыгрывания
ситуации. Ученик знает, что это лишь игра, и ошибка не приведёт к
большим потерям. Это знание позволяет ему избрать тот вариант поведения,
который наиболее полно соответствует его внутреннему убеждению.
Замечено также, что игровой вид деятельности усиливает рациональную и
эмоциональную сторону восприятия художественного текста.
В практике преподавания существуют различные виды ролевых игр: урок-суд, урок-театр, урок - литературное кафе и другие.
Литературные суды лучше всего использовать, когда необходимо ввести
учеников в отдалённое от них время действия героев, в сложный,
противоречивый мир произведения, во взаимоотношения персонажей. Учащимся
предлагается не просто сыграть роль судьи, защитника, обвинителя и
других героев и персонажей произведения, но и осмыслить её, вжиться в
роль, для чего необходимо свободно ориентироваться в событиях эпохи.
Требуется также продумать аргументы в защиту своей ролевой позиции.
В форме литературного суда могут проводиться обобщённо-повторительные
уроки, где, играя роли возможных или реальных обвинителей и защитников, в
острой полемике ребята учатся отстаивать своё мнение, используя
полученные знания.
Важное место в подготовке игры отводится опережающим заданиям, которые
помогают школьникам сориентироваться в материале, определить основные
идеи своей ролевой позиции, подобрать соответствующие цитаты, продумать
план выступления. Такие задания можно подготовить в виде
карточек-информаторов. В игре должны быть задействованы все учащиеся:
кто-то играет роли, а остальные являются соучастниками, то есть задают
вопросы и высказывают своё мнение как «публика» или пишут рецензию на
увиденное.
В 10 классе мы проводили урок-литературный суд «Путь от Старцева к Ионычу» при изучении рассказа А.П. Чехова «Ионыч».
.
Известный в методике приём инсценирования лёг в основу урока-театра.
Наиболее простой формой организации такого урока является представление
по заранее составленному сценарию. Его отличительной чертой является
малая доля импровизации из-за привязанности «актёров» к тексту, а
самостоятельность проявляется лишь в подготовке сценария, элементов
костюма и соответствующей обстановки в классе.
Театрализованная игра, в отличие от представления, предусматривает
более свободную форму сценария, допускает импровизацию, охватывает не
часть урока, а весь урок, включает в работу весь класс. В ней
значительно больше условностей и меньше театральной атрибутики.
Учащиеся, распределив роли, вжившись в образ, обыгрывают определённую
ситуацию, которой нет в тексте произведения. Это требует от них
глубокого знания текста, умения отобрать из обилия материала наиболее
существенные факты, способности придать эмоциональную яркость своему
выступлению.
Примером театрализованного представления, которое вводит нас в эпоху
XIX века, может служить урок-театр по комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума» в 9 классе, завершающий работу над ней.
Опыт показывает, что игра принципиально меняет обстановку на уроке, его
нравственный климат, способствует неформальному, раскованному,
свободному общению учеников и учителя в учебном процессе. А это является
одним из главных условий успешного обучения и воспитания учащихся при
обучении литературе.
* * *
Определяя ту или иную активную форму урока, необходимо помнить о
разнообразии выбора: целесообразно использовать в процессе обучения
различные виды уроков. Следует сказать и о том, что на выбор
определённой формы урока влияют содержание материала, особенности
классного коллектива (уровень развития восприятия учащихся, их
читательские интересы и т.д.), а также сложившаяся система работы
учителя. Время, несомненно, внесёт свои коррективы в список активных
форм урока, появятся новые, нестандартные разработки. Однако ещё раз
нужно подчеркнуть: активность не приходит сама по себе, а создаётся
творческим трудом учителя и учащихся.
Результативность работы
Активные формы преподавания литературы я использую в своей практике
всего несколько лет, но уже можно судить о том, какие результаты
приносит эта методика. В прошлом году закончили школу ребята, с которыми
я работала с 8 класса. В процессе обучения они научились правильно
формулировать и оформлять свои мысли, у них не ослабевает желание
высказать своё мнение по любому вопросу, появилась уверенность в
высказывании своих суждений, они стараются отстаивать свою точку зрения.
В течение учебного времени ребята достаточно хорошо усвоили программный
материал, что сказалось на итогах обучения: из 13 учащихся на «5»
закончили трое (из них одна с «серебряной» медалью), на «4» – шесть
человек, на «3» – четверо. Несколько ребят после 9 класса продолжили
обучение в колледжах и училищах, и их знания и умения по литературе
получили неплохую оценку.
Но главное – это не цифры, а то, что у ребят появилась уверенность в
себе и своих силах, сформировались способность самоопределяться в
окружающем мире и его нравственных ценностях и умение выбрать верную
жизненную позицию. В этом, на мой взгляд, немалая заслуга уроков
литературы.