Алгоритм - точное, пунктуальное описание
последовательных действий. Любой урок, по моему
убеждению, должен строиться в соответствии с
определённым алгоритмом. В рамках алгоритма
обеспечивается организация времени урока,
последовательность действий учителя исходя из
логики преподаваемого материала и дидактических
требований к его преподнесению.
Обычно работа с алгоритмом урока включает две
основные стадии:
- разработка учителем алгоритма в ходе
подготовки к уроку;
- реализация алгоритма учителем совместно с
учащимися в ходе проведения урока.
Опыт показывает, что между этими двумя стадиями
целесообразно вставить ещё одну, дополнительную
стадию. Назовём её "Презентация учащимся
алгоритма урока".
Роль проведения в начале урока презентации
учащимся алгоритма двоякая. С одной стороны, в
ходе презентации алгоритма происходит общее
ознакомление с логикой материала, с основными
понятиями и терминами, которые затем будут
раскрыты более подробно, то есть происходит
психологическая подготовка учащихся к
последовательному восприятию материала.
Особенно это актуально при обучении детей с
нарушениями речи, так как им необходима
определённая дополнительная психологическая
подготовка к восприятию материала,
предварительное привыкание к тому, что им
предстоит узнать.
С другой стороны, при презентации в начале
урока его алгоритма сам урок в большей мере
становится совместным действием учителя и
учащихся. Это можно сравнить с рассмотрением
повестки дня собрания или конференции. Ученики в
большей мере чувствуют свою роль здесь как
соорганизаторы урока.
Но алгоритм означает больше, чем только
"повестка дня". Это его логика и набор основных
терминов, применяемых далее. Учитель, в отличие
от председателя собрания, не просто оглашает
алгоритм, он акцентирует внимание на
определённых понятиях, которые на данном этапе
воспринимаются учащимися как ознакомительная
информация. Они психологически подготавливаются
к тому, что в течение урока в определенной
логической последовательности эти понятия будут
раскрыты более полно и подкреплены примерами.
При этом алгоритм урока не просто произносится
вслух, но и записывается на дополнительной доске
и всё время находится перед глазами учащихся, что
способствует запоминанию ими логики материала.
Таким образом, алгоритм способствует усвоению
материала и активизирует внимание.
Рассмотрим это на примере конкретного урока по
развитию грамматических навыков. Известно, что
грамматические навыки, то есть неосознанное
умение употреблять в речи грамматические формы
русского языка, развиваются параллельно с
мыслительными навыками. Ведь грамматика - это
средство развития мышления. Но прежде чем
начинать заучивать термины грамматики, детям
необходимо, если так можно сказать, "узнавать их
в лицо". Без этого "узнавания в лицо"
заучивание будет вредным, потому что дети могут
привыкнуть к мысли, что употреблять то или иное
слово можно при непонимании его смысла. Учитель
должен быть доходчивым при объяснении, и
алгоритм как раз и помогает учителю быть именно
таковым, быть понятым, а ученикам легче
воспринимать материал.
Обратимся к уроку из серии
словообразовательных навыков в 10 классе,
повторение.
Вот алгоритм одного из них:
- Детское речетворчество.
- Словообразовательное значение морфем.
- Значение суффикса:
- Подбор односуффиксальных слов.
- Связные тексты с использованием в них
односуффиксальных слов.
- Многозначность морфем, творческая работа.
Алгоритм представляется вниманию учащихся -
зрительно (на дополнительной доске) и
акустически, при этом очень быстро повторяются
лексические значения терминов, то есть идет
процесс, который был обозначен как "узнавание в
лицо". Далее начинается непосредственная работа
по алгоритму.
1. Детское речетворчество
Кратко о К.И.Чуковском и его книге "От двух до
пяти" с примерами.
2. Словообразовательное значение морфем.
Ещё раз обговорить лексику морфем, но на
конкретных примерах (вспомнить правописание
приставок на -з -с).
без (бес) |
безгрешный бесснежный
беспошлинный
бессердечный
беззаботный |
Обозначает отсутствие чего-либо |
тель |
писатель учитель
строитель
читатель |
Обозначает лицо, которое выполняет то
действие, которое называет основа слова |
е-ть |
полнеть светлеть
стареть
греметь |
Приобретение того, что называет основа
слова |
3. Значение суффикса.
3.1. Подбор односуффиксальных слов.
Работа с толковым словарём.
Вниманию детей представляются ряды слов,
которые надо распределить по двум рубрикам в
соответствии со значением суффикса. Значение
суффикса дано в таблице, куда и надо занести
слова.
Значение качества |
Значение действия |
|
|
Слова для справок: творчество, строительство,
мужество, благородство, празднество, коварство.
3.2. Связный текст с использованием
односуффиксальных слов.
Примером дидактического материала (есть у
каждого ученика) здесь может служить отрывок из
книги Л.Н. Толстого "Детство". В выделенных
словах отметить суффикс.
Те, которые испытывают застенчивость, знают,
что чувство это увеличивается в прямом отношении
ко времени, а решительность уменьшается в
обратном отношении, то есть: чем больше
продолжается это состояние, тем делается оно
непреодолимее и тем менее остаётся
решительности.
Последние смелость и решительность оставили
меня в то время, когда Карл Иванович и Володя
подносили бабушке свои подарки, и застенчивость
моя дошла до последних пределов.
Как уже было сказано, учащиеся в выделенных
словах находят суффикс, выясняется его общее
лексическое значение - качество, состояние.
Вывод: главное здесь не корень слова, а суффикс,
так как именно в нём заключена глубина понимания
слова.
4. Далее обращаемся к последнему пункту
алгоритма, который подводит итог, - это
явление многозначности морфем, причём учащиеся
сами выделяют повторяющуюся морфему.
1 |
Спустить, стечь, скатить, сойти |
С - движение вниз |
2 |
Сработаться, сторговаться, созвониться |
С + СЯ - взаимность действия |
3 |
Сбегать, слететься |
С + СЯ - движение в одну точку |
4 |
Придвинуть, прислать, прикоснуться,
приземлиться |
ПРИ - приближение к лицу, месту,
предмету |
5 |
Уйти, уехать, унести |
У - отдалённость от лица, предмета
или места |
6 |
Оттолкнуть, отодвинуть |
ОТ (ОТО) - отдаление от лица,
предмета, места |
7 |
Переложить, переставить, переключить |
ПЕРЕ - движение с одного места на
другое |
8 |
Гордость, восторженность |
ОСТЬ - качество, заложенное в корне |
9. |
Гибкость, плавкость |
ОСТЬ - способность подвергаться
действию (внимание на корень) |
10 |
Перистый, ершистый, золотистый |
ИСТ - похожий на то, что указано в
корне |
11 |
Прижимистый, напористый, раскатистый |
ИСТ - склонный к действию |
Далее учащимся предстоит творческая работа: в
таблицу необходимо внести слова, данные в
справках, причём смысл цифр не оговаривается,
учащиеся должны осмыслить сами.
Слова для справок: задиристый, приземлиться,
перепрыгнуть, съезжаться, сговориться,
отбросить, ломкость, спрыгнуть, серебристый,
удалиться, сердечность.
Практика применения алгоритма показывает: если
что-то в языковом учебном материале окажется вне
поля зрения обучаемого, то знание будет неполным.
Алгоритм как раз и позволяет в концентрированном
виде отразить общее содержание и логику
изложения учебного материала, сосредоточиться,
сконцентрировать внимание, разумно распределить
силы и время, отведённое на урок, а значит,
способствует совместной эффективной работе
учителя и учащихся. |