Это первое произведение, вышедшее под
псевдонимом Н. Щедрин. Предназначенные первоначально для «Современника»,
«Губернские очерки» были отвергнуты Н. А. Некрасовым и напечатаны в
«Русском вестнике». Профессиональное чутье не подвело М. Н. Каткова: на
долю очерков выпал необыкновенный успех. В них разноликая русская
провинция впервые в русской литературе предстала как широкая
художественная панорама. Очерки внутри цикла сгруппированы
преимущественно по тематическому принципу («Прошлые времена»,
«Богомольцы, странники и проезжие», «Праздники», «Казусные
обстоятельства» и др.) и лишь в разделе «Драматические сцены и монологи»
– по жанровому принципу.
Крутогорск – собирательный образ
дореформенной провинции. Название города, подсказанное
архитектурнымпейзажем Вятки, расположенной на крутом берегу реки,
положило начало оригинальной сатирической «топонимике»
Салтыкова-Щедрина. Позже в художественном мире писателя появятся Глупов,
Ташкент, Пошехонье, Брюхов, Навозный и пр. Генетически связанные с образами гоголевских городов
в «Ревизоре» и «Мертвых душах» (а именно Гоголя Салтыков считал своим
учителем), города в художественном мире писателя получат собственную
«историю», конфликты, «народонаселение». Крутогорск представлен
знакомыми всем россиянам топосами (постоялый двор, острог, суд, лачужки
городских бедняков, церкви, общественный сад, особняк губернского
чиновника высокого ранга и т. д.). Собранное вокруг губернского города
художественное пространство разомкнуто, действие нередко переносится в
глубинку: уездный центр, помещичью усадьбу, крестьянскую избу, а внутри
вставных повествований – в сопредельные и отдаленные российские земли.
Образ дороги, также восходящий к известному гоголевскому мотиву,
возникающий во «Введении» и символически завершающий весь цикл (Глава
«Дорога /Вместо эпилога/»), помогает автору и читателю легко
передвигаться от одной сюжетно-тематической картины к другой.
Соответственно упрощаются, становятся в значительной мере условными
переход от одной повествовательной манеры к другой, смена стилей и
жанровых форм внутри цикла. Неизменным остается сатирический пафос,
причем диапазон его уже здесь необычайно широк: от легкой иронии до
ядовитого сарказма.
В «Губернских очерках» воссозданы
характерные русские типы. В социальном отношении они представляют
главным образом народ (крестьян и разночинный люд), чиновников и
помещиков-дворян. В нравственно-психологическом плане авторская
типология также отражала реалии России последних лет крепостного права.
С особенным вниманием изображаются
писателем русские мужики, в помещичьей кабале не потерявшие доброту
души. Очевидны уважение, симпатия, а порой и благоговение по отношению к
нищему, но смиренному и нравственно чистому трудовому люду, в чем,
несомненно, сказалось увлечение славянофильством. «Признаюсь, я сильно
гну в сторону славянофилов», – признавался сам Салтыков-Щедрин в 1857 г.
Известно, что раздел «Богомольцы, странники и проезжие» был
первоначально посвящен славянофилу С. Т. Аксакову. Вслед за
славянофилами в исследовании духовного мира простого русского человека
Салтыков обращается к проявлениям подлинной религиозности. Паломничество
(«богомолье») воспринимается в народе как «душевный подвиг».
Религиозному подвижничеству низов («Отставной солдат Пименов»,
«Пахомовна») противопоставляются честолюбивые и корыстные мотивы участия
в богомолье представителей более высоких в социальной иерархии
сословий. В «Острожных рассказах» драматизм судьбы простых людей
(крестьянского парня, мужика-бедняка, крепостной Аринушки) обнажает не
их преступные наклонности, а прекрасные природные качества. Однако
своеобразный антропологизм Салтыкова не противоречит
социально-историческому подходу. Сформулированное еще в Вятке убеждение:
«Борьбу надлежит вести не столько с преступлением и преступниками,
сколько с обстоятельствами, их вызывающими», – определило в очерках
пафос протеста против существовавших форм и методов уголовного
наказания.
Разные типы чиновников – от подъячих
«прошлых времен» до современных администраторов – «озорников» и
«живоглотов» (разделы «Прошлые времена», «Юродивые» и др.) – главный
объект сатиры Салтыкова. Взяточничество и казнокрадство, клевета и
насилие, подлость и идиотизм – вот далеко не полный перечень
общественных пороков, ставших неотъемлемыми качествами государственного
управления. Автор прибегает к лаконичным зарисовкам характеров и
развернутым биографиям чиновников, бытовым сценам и диалогам «в
присутствии»; сюжетам, рассказывающим «об административных казусах и
должностных преступлениях, – широка палитра сюжетно-композиционных
приемов социальной критики писателя. «Губернские очерки» наглядно
демонстрируют, как Салтыков-Щедрин постепенно преодолевает ученичество,
все увереннее осваивает собственный стиль. Если в образе корыстолюбивого
Порфирия Петровича из одноименной главы ощущаются гоголевские ноты, то в
сатирической классификации чиновников по видам рыб (чиновники-осетры,
пескари, щуки) из рассказа «Княжна Анна Львовна» виден уже сам Салтыков,
а не Гоголь. Одним из самых сильных по гражданскому пафосу в книге
является очерк «Озорник», где политическая сатира обретает собственно
щедринские формы. Она явлена в форме доверительного монолога чиновника
высокого ранга, осуществляющего «принцип чистой творческой
администрации», чиновника-теоретика, поборника обскурантизма и
нивелировки масс. Художественный эффект достигается за счет
своеобразного перепада эстетического напряжения:
философствующе-холодному тону рафинированного администратора, брезгливо
безразличного к судьбам «всех этих Прошек», контрастирует скрытый
сарказм автора, глубоко сочувствующего Прошкам и Куземкам – жертвам
чиновничье-дворянского произвола. Своеобразие психологизма автора
заключается в воспроизведении потока сознания – сознания развитого, но
одномерного, арефлективного, не способного слушать и слышать другого.
В цикле изображены доморощенные
коммерсанты, находящиеся во власти тех же мздоимцев-чиновников («Что
такое коммерция?»); европеизированные разбогатевшие купцы-откупщики,
неспособные, впрочем, освободиться от тяжелого наследия: «подлого»
поведения, бескультурья, презрения к народу, кичливости и чванства и
т. д. («Хрептюгин и его семейство»); агрессивные раскольники («Старец»,
«Матушка Мавра Кузьмовна»).
Создавая дворянские образы, Салтыков в
«Губернских очерках» сосредотачивается не столько на мотивах
эксплуатации крестьянства дворянами, сколько на проблеме нравственного
одичания высшего сословия, порочности крепостнической морали
(«Неприятное посещение», «Просители», «Приятное семейство», «Госпожа
Музовкина»). Замечено, что на этом групповом портрете высший класс
общества ни разу не показан в цветении дворянской культуры, как это
бывало у Тургенева и Толстого. Опошление, грубая меркантильность,
бездуховность сближают щедринских дворян этого цикла с героями рассказов
и повестей А. П. Чехова, запечатлевшего один из «финальных актов»
жизнедеятельности русского провинциального дворянства.
Пристальному изучению Салтыкова-Щедрина
подвергаются измельчавшие «лишние люди», в 50-х годах превратившиеся в
праздных обывателей, губернских позеров и демагогов (раздел «Талантливые
натуры»).
В итоге русская провинция 40-50-х годов
предстает в книге не столько как понятие историко-географическое,
сколько бытийно-нравственное, социально-психологическое: «О провинция!
Ты растлеваешь людей, ты истребляешь всякую самодеятельность ума,
охлаждаешь порывы сердца, уничтожаешь все, даже самую способность
желать!». Повествователь – образованный дворянин демократических
убеждений – воспринимает провинциальную дворянско-чиновничью среду как
«мир зловоний и болотных испарений, мир сплетен и жирных кулебяк», мир
полусна-полуяви, «мглы и тумана». «Где я, где я, господи!» –
заканчивается кульминационная в бытийно-личностной сфере конфликта глава
«Скука». Вновь, как и в «Запутанном деле», социальные проблемы
оборачиваются экзистенциальными; эти первые ростки обнаженного
психологизма Салтыкова-Щедрина дадут богатые всходы в романах писателя
«Господа Головлевы» и «Пошехонская старина».
В символической картине похорон
«прошлых времен», венчающей цикл («В дороге»), сказались либеральные
пред-реформенные иллюзии писателя. Сравнивая пафос «Губернских очерков» и
написанной в 1869-1870-х годах «Истории одного города», исследователь
отмечал: «Для Крутогорска еще существует надежда на возможность
«возрождения», тогда как для Глупова такая перспектива будет, в конечном
счете, исключена».
Современные Салтыкову критики разошлись
в идейной и эстетической оценке «Губернских очерков». Ф. М. Достоевский
в почвенническом «Времени» писал: «Надворный советник Щедрин во многих
своих обличительных произведениях – настоящий художник». Либеральная
критика говорила о протесте против частных общественных недостатков
(«Библиотека для чтения», «Сын Отечества»). Славянофил К. С. Аксаков,
высоко оценивая общественный пафос очерков, отказывал им в
художественности, упрекал в «карикатурности» и «ненужном цинизме»
(«Русская беседа»). Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в
«Современнике» писали о неприятии в «Губернских очерках» самих устоев
России, подводили читателя к мысли о революционных переменах. |