ФОРМАЛИЗМ (от лат. forma
— внешний вид).
1. Ф. в литературе и искусстве — предпочтение, оказываемое форме. Каждый
художник тратит много творческих сил, чтобы найти совершенную форму, точно
передающую мысль и чувство, но формалисты отличаются тем, что заботятся о
форме в ущерб содержанию, считая идеи и проблемы случайным, внелитературным
элементом, не влияющим на художественные достоинства произведения.
Художественная форма, с их точки зрения, является единственной целью
творчества. Чем она оригинальнее, тем выше оценивается талант её создателя,
Ф.
возникает в периоды общественного упадка, когда в обществе обнаруживается
скудость идейных интересов.
Процесс
ослабления достоинств художественной формы до мере нарастания Ф. можно
наблюдать в искусстве конца XIX— качала XX века, когда буржуазное
общество вступило в империалистическую фазу развития на Франции — после
Парижской коммуны, в России — после подавления революции 1905 года. Ф. был
присущ всем возникшим в это время нереалистическим течениям, но в разной мере.
У некоторых символистов on выразился в исключительном
значении, которое они придавали инструментовке стиха — повторению одних и тех
же звуков: «Полночной порою в болотной глуши—/ Чуть слышно, бесшумно, шуршат
камыши» (Бальмонт). Они поражали читателей необычным ритмом, неожиданностью
рифм, оригинальностью строфики, но не обогащали их чувств и мыслей.
Логическим
завершением Ф. является абстрактное искусство. В середине XX
века живописцы
стали покрывать полотна беспорядочным набором пятен, писатели разбивали
произведения на не связанные между собою эпизоды, главы. Появились романы,
состоящие из произвольно перепутанных страниц. Отказ от содержания привел к
полной деградации и вырождению формы. Хотя абстракционисты не всегда являются
сознательными противниками прогресса (к абстракционизму их толкает протест
против меркантилизма буржуазного общества), но суть их творчества такова, что
реакция охотно берет их на вооружение.
2. Ф.
в литературоведении (формальная шкала) — теоретическое обоснование Ф. в
искусстве» Формальная школа зародилась в начале XX века, но приобрела особенное
значение после революции 1917 года. Выступила против традиций революционно-демократической
критики.
Формальная
школа считала, что литературовед должен ограничиться изучением специфических
особенностей формы, не обращая внимания на идейное содержание произведения и
его общественную обусловленность.
Анализ
формы вне содержания не мог быть плодотворным, он сводился к описанию и
классификации различных художественных «приемов». Дольше всего внимания уделяли
«игре языковых форм»: эпитетам и метафорам, метонимиям и стихотворным ритмам,
звукописи и синтаксическим фигурам. Изолируя литературный процесс от истории
развития общества, формальная школа пыталась говорить об эволюции стилей,
вызванной будто бы тем, что старые формы перестают производить впечатление,
происходит «автоматизация» восприятия, поэтому якобы необходимо обновление
формы, ее «остранение». Противоречивость формалистических теорий поняли в
дальнейшем многие идеологи Ф. и, отказавшись от них, немало сделали для
развития советского литературоведения (В. Жирмунский, Б. Томашевский, Б.
Эйхенбаум и др.»). За рубежом Ф» как в литературоведении, так и в искусстве получил
дальнейшее распространение. В связи с повышением в последнее время интереса к
форме работы русских формалистов 20-х годов стали особенно популярными. Однако
важно учитывать, что отдельные ценные наблюдения наиболее талантливых
представителей Ф. не могут изменить отношения к методологическим принципам
формальной школы. |