ФОЛЬКЛОР — виды и роды когда-либо
существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального
эпоса, лирики и драмы (от англ. folklore —народная мудрость, народное
знание). Ф. непосредственно включен в быт и практическую жизнь: к примеру, под
пение колыбельных песен укачивают ребенка, под ритм так называемых трудовых
песен перетаскивали в старину тяжелые грузы, забивали сваи («Эй, ухнем» и
пр.). Вне связи с практической необходимостью не может существовать обрядовая
поэзия (календарная, свадебная, похоронная и пр.).
Связь
с практической жизнью не просто сопутствующий момент, а то обстоятельство,
которое вызвало к жизни самое существование фольклорных произведений. Связь с
бытом придает своеобразие caмомy выражению фольклорного
творчества в темах, образах, сюжетах, стиле. Связь с бытом не мешает Ф. быть
высоким образцом искусства. Бытовое назначение свойственно однако, не всем
фольклорным произведениям. Героические песни — былины, исторические пески,
сказки всех видов, лирические песни? драматические произведения —
прямо не ведут к достижению каких-либо практических целей. Первоначальная
связь с практической жизнью у этих видов народного творчества уясняется лишь
при изучении происхождения тех видов и форм творчества, из которых с течением
времени возникли сказки (связь с мифологическими, поучительными рассказами),
героические песни (связь с практической необходимостью сохранить память об
историческом прошлом, откликнуться на реальные деяния современников), драма
(связь с обрядами) к пр.
Ф.
как художественное творчество создается по особым законам, существенно
разнящимся от законов литературного творчества, которое всегда сопряжено с
деятельностью отдельного человека — автора, создавшего неповторимое и не
повторяемое другими художественное произведение. Индивидуальная творческая
работа накладывает печать на образность и стиль произведений. Иной характер
носит акт фольклорного творчества. Он тоже сопряжен с деятельностью отдельного
человека, но сказочники, певцы, сказители не столько создают нечто новое, до
той поры не существовавшее, сколько повторяют усвоенное от других лиц. В
перенимании и воспроизведении уже существующего своеобразие самого процесса
фольклорного творчества. Здесь всегда имеет место непосредственное
заимствование результатов предшествующей работы. При многократном
пересказывании, многократном пении фольклорных произведений сохраняется лишь
удачно спетое и удачно сказанное — все то, что соответствует интересам и
вкусам среды, в которой бытует Ф. Поэтому фольклорные произведения и называют
народными — они действительно непосредственно отражают художественные вкусы
народной массы. Фольклорным можно назвать только то, что создано по законам
традиционного творчества, основанного на актах непосредственного
заимствования. Фольклорные произведения не создаются отдельными людьми как
авторами своих особых произведений.
Процессу коллективного создания произведений в немалой
степени, способствует и устная форма творчества. Искусство слова не
закреплялось материально на бумаге и при устной передаче не было ограждено от
видоизменений, дополнений, поправок, вносимых разными сказочниками,
сказителями, певцами. Так создаются многочисленные варианты и версии
фольклорных произведений. На них лежит печать времени и места создания.
У фольклора, как искусства звучащего слова, налицо особая
поэтика, учитывающая условия устной передачи и восприятия художественного
содержания в условиях непосредственного контакта исполнителя-творца и его
слушателей:
Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, стары старики, будем сказывати
Про Грозного царя Ивана, про Васильевича,
Как он, наш государь-царь, под Казань-город ходил...
Певцы прямо обращались к слушателям. Коллективное творчество
народа выражает вкусы, склонности, интересы людской массы — отражает и те
черты народа, которые выработаны у него трудовым образом жизни, и те, которые
сопутствовали исторически ограниченному опыту и всем условиям подневольного
труда в классовом обществе. Так, в крестьянском фольклоре эпохи
крепостничества наряду с классовым протестом, жизнеутверждающими идеями
существовали мотивы смирения и покорности, вера в судьбу, предрассудки (вера в
лешего, домового и пр.). |