ТРАГЕДИЯ (букв, «песнь
козлов», от греч. tragos —
козел и ode —
песнь) — один из основных видов драмы, противоположный комедии. Т.
называют такие драматические произведения, в которых изображаются
исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе
катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя. Т.
рождает в сердцах
зрителей сильный душевный подъем (катарсис), сложное чувство сопереживания происходящему на
сцене, в котором переплетаются страх за героя, сострадание к нему и восприятие
трагического зрелища как чего-то возвышенного и облагораживающего душу.
«Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии,— восклицал В. Белинский,— и
вы лишите ее всего величия, всего ее значения, из великого создания сделаете
обыкновенную вещь, которая над вами же первым утратит всю свою обстоятельную
силу». Иными словами, Т., используя возможности драмы, полнее всего выражает
собой содержание трагического (см.): она типизирует, укрупняет наиболее
важные жизненные противоречия, придает им общечеловеческий (философский,
«вечный») смысл.
Для Т., в еще большей
степени, чем для драмы в целом, характерна неравномерность развития. Ее взлеты
(как правило, непродолжительные) совпадают с переходными и бурными историческими
периодами, когда утверждаются новые общественные отношения, рождаются новые
формы поведения и морали.
Возникнув в Древней Греции,
Т. достигла расцвета в творчестве крупнейших афинских трагиков V
века до н. э.:
Эсхила, Софокла и Еврипида. Они создали героическую, проникнутую высоким
гражданским духом Т., прославляющую, величие свободного человека («Прикованный
Прометей» Эсхила, «Антигона» и «Царь Эдип» Софокла, «Ифигения в Авлиде» Еврипида
и др.).
Спустя два тысячелетия
английская литература выдвинула на рубеже XVI—XVII веков В. Шекспира, одного из
крупнейших трагиков всех времен и величайшего драматурга Возрождения (см.).
Основная тема шекспировский Т., будь то «Ромео. и Джульетта», «Гамлет»,
«Отелло», «Антонии и Клеопатра», «Король Лир» и др.,— столкновение благородной
личности, героя гуманиста с миром зла и несправедливости. Шекспир выбирает
в герои своих "Т. людей исключительных,
в полном смысле титанов, которые находят в себе мужество и силы
бросить вызов всему несправедливому свету и вести с ним до последнего дыхания
героическую борьбу. В конфликтах шекспировских Т. до предела обнажадотся
крайние степени благородства и низости, честности и коварства, душевной щедрости
и беззастенчивости, эгоизма.
«Гамлет» в особенности
убедительно демонстрирует то новое, что
Шекспир внес в Т. в сравнении с античной Т. Если в последней герой
ставился в зависимость от судьбы, всемогущих внешних «роковых» обстоятельств,
подавляющих человеческую инициативу, то у Шекспира человек предстает как творец
своей судьбы, все зависит от его действий, образа мыслей, чувств, которые, в
свою очередь, коренятся в условиях реальной жизни.
Чрезвычайке много для
развития Т. сделали французские классицисты (см. Классицизм). Трагедии
П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, сосредоточившись на изображении различных
нравственных коллизий, рождаемых столкновением страсти и долга, подкупают своей
гражданственностью, строгостью формы, глубиной и тонкостью психологического
анализа.
Новый взлет Т. наблюдается на
крутом историческом переломе XVIII—XIX веков, ознаменованном Великой французской революцией
1789—1794 годов. Особенно значительны успехи трагической поэзии были в
Германии. Целый ряд замечательных Т. создает Ф. Шиллер, И.-В. Гете интенсивно
работает над философской Т. «Фауст».
Параллельно наблюдается
развитие Т. в России. Первые шаги русской Т. связаны с творчеством
классицистов: А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова, В. А. Озерова, Я. В.
Княжнина. Взлет Т. ознаменован «Борисом Годуновым» и «Маленькими трагедиями» А.
С. Пушкина («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Кир во
время чумы»). В «Борисе Годунове» Пушкин с замечательным мастерством воссоздал
«во всей истине» одну из самых драматических эпох русской истории — конца XVI -— начала XVII века. В качестве главной
проблемы пушкинская Т. ставит вопрос о неправедной власти, раскрывает тему
трагической судьбы общества, в котором народ обречен на бездействие.
В реалистической драматургии XIX
века трагическое
решительно перемещается в сферу повседневности, быта, семьи. Заурядные, на
первый взгляд, конфликты обретают огромную трагическую силу там, где драматург
за обыденным увидел героическое, за семейными коллизиями — острейшие социальные
противоречия-. Так, появляется «Гроза» А. Ц, Островского, внешне обладающая
всеми признаками бытовой драмы, но несущая в себе столь сильный эмоциональный
заряд, что она близка по жанру к Т.
В драматургии XX
века в связи с
величайшими историческими и революционными преобразованиями Т. обретает
прежнюю монументальность, близкую шекспировской и пушкинской, сочетающуюся с
глубоким психологизмом. Крупнейшие драматурги современности (Б. Брехт, Во.
Вишневский) показали в своих Т. коренные социально-исторические сдвиги нашей
эпохи, главенствующую роль масс в революционных преобразованиях, трагизм судьбы
героев, погибающих во имя победы нового. При этом гибель героя уже не несет на
себе печать безысходности, и неизбежная скорбь, сопряженная с ней, освещается
оптимизмом веры в человека и его будущее. Недаром одна из самых замечательных в
советской литературе Т. принадлежащая перу Вс. Вишневского, названа «Оптимистической
трагедией». |