Пятница, 22.11.2024, 22:41


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [158]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2012 » Июнь » 29 » ТРАГЕДИЯ
11:26
ТРАГЕДИЯ
ТРАГЕДИЯ (букв, «песнь козлов», от греч. tragos — козел и ode — песнь) — один из основных видов драмы, противопо­ложный комедии. Т. называют такие драматические произве­дения, в которых изображаются исключительно острые, непри­миримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофи­ческие последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.   Т.  рождает  в  сердцах   зрителей  сильный   душевный подъем (катарсис), сложное чувство сопереживания проис­ходящему на сцене, в котором переплетаются страх за героя, сострадание к нему и восприятие трагического зрелища как чего-то возвышенного и облагораживающего душу. «Уничтожь­те роковую катастрофу в любой трагедии,— восклицал В. Бе­линский,— и вы лишите ее всего величия, всего ее значения, из великого создания сделаете обыкновенную вещь, которая над вами же первым утратит всю свою обстоятельную силу». Иными словами, Т., используя возможности драмы, полнее всего выражает собой содержание трагического (см.): она типизирует, укрупняет наиболее важные жизненные противо­речия, придает им общечеловеческий (философский, «вечный») смысл.

Для Т., в еще большей степени, чем для драмы в целом, характерна неравномерность развития. Ее взлеты (как правило, непродолжительные) совпадают с переходными и бурными ис­торическими периодами, когда утверждаются новые обществен­ные отношения, рождаются новые формы поведения и морали.

Возникнув в Древней Греции, Т. достигла расцвета в твор­честве крупнейших афинских трагиков V века до н. э.: Эс­хила, Софокла и Еврипида. Они создали героическую, проник­нутую высоким гражданским духом Т., прославляющую, ве­личие свободного человека («Прикованный Прометей» Эсхи­ла, «Антигона» и «Царь Эдип» Софокла, «Ифигения в Авлиде» Еврипида и др.).

Спустя два тысячелетия английская литература выдвинула на рубеже XVIXVII веков В. Шекспира, одного из крупней­ших трагиков всех времен и величайшего драматурга Возрож­дения (см.). Основная тема шекспировский Т., будь то «Ромео. и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Антонии и Клеопатра», «Король Лир» и др.,— столкновение благородной личности, героя гуманиста с миром зла и несправедливости. Шекспир вы­бирает в герои своих "Т. людей исключительных, в полном смысле титанов, которые находят в себе мужество и силы бросить вызов всему несправедливому свету и вести с ним до последнего дыхания героическую борьбу. В конфликтах шекспировских Т. до предела обнажадотся крайние степени благородства и низости, честности и коварства, душевной щед­рости и беззастенчивости, эгоизма.

«Гамлет» в особенности убедительно демонстрирует то новое, что Шекспир внес в Т. в сравнении с античной Т. Если в последней герой ставился в зависимость от судьбы, всемогущих внешних «роковых» обстоятельств, подавляющих человеческую инициативу, то у Шекспира человек предстает как творец своей судьбы, все зависит от его действий, образа мыслей, чувств, которые, в свою очередь, коренятся в условиях реальной жизни.

Чрезвычайке много для развития Т. сделали французские классицисты (см. Классицизм). Трагедии П. Корнеля, Ж. Раси­на, Вольтера, сосредоточившись на изображении различных нравственных коллизий, рождаемых столкновением страсти и долга, подкупают своей гражданственностью, строгостью фор­мы, глубиной и тонкостью психологического анализа.

Новый взлет Т. наблюдается на крутом историческом пере­ломе XVIIIXIX веков, ознаменованном Великой французской революцией 1789—1794 годов. Особенно значительны успехи трагической поэзии были в Германии. Целый ряд замечатель­ных Т. создает Ф. Шиллер, И.-В. Гете интенсивно работает над философской Т. «Фауст».

Параллельно наблюдается развитие Т. в России. Первые ша­ги русской Т. связаны с творчеством классицистов: А. П. Су­марокова, М. М. Хераскова, В. А. Озерова, Я. В. Княжнина. Взлет Т. ознаменован «Борисом Годуновым» и «Маленькими трагедиями» А. С. Пушкина («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Кир во время чумы»). В «Бо­рисе Годунове» Пушкин с замечательным мастерством вос­создал «во всей истине» одну из самых драматических эпох русской истории — конца XVI -— начала XVII века. В качестве главной проблемы пушкинская Т. ставит вопрос о неправед­ной власти, раскрывает тему трагической судьбы общества, в котором народ обречен на бездействие.

В реалистической драматургии XIX века трагическое ре­шительно перемещается в сферу повседневности, быта, семьи. Заурядные, на первый взгляд, конфликты обретают огромную трагическую силу там, где драматург за обыденным увидел героическое, за семейными коллизиями — острейшие социаль­ные противоречия-. Так, появляется «Гроза» А. Ц, Островско­го, внешне обладающая всеми признаками бытовой драмы, но несущая в себе столь сильный эмоциональный заряд, что она близка по жанру к Т.

В драматургии XX века в связи с величайшими истори­ческими и революционными преобразованиями Т. обретает прежнюю монументальность, близкую шекспировской и пуш­кинской, сочетающуюся с глубоким психологизмом. Крупней­шие драматурги современности (Б. Брехт, Во. Вишневский) показали в своих Т. коренные социально-исторические сдвиги нашей эпохи, главенствующую роль масс в революционных преобразованиях, трагизм судьбы героев, погибающих во имя победы нового. При этом гибель героя уже не несет на себе печать безысходности, и неизбежная скорбь, сопряженная с ней, освещается оптимизмом веры в человека и его будущее. Недаром одна из самых замечательных в советской литературе Т. принадлежащая перу Вс. Вишневского, названа «Оптимисти­ческой трагедией».

Категория: СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ | Просмотров: 1503 | Добавил: admin | Теги: урок русской литературы в школе, словарь литературоведческих термино, литературный словарик школьника, литературные определения, памятка по литературе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0