ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРЫ.
Один из аспектов литературоведческого исследования, когда рассматриваются
разные этапы в восприятии и осмыслении художественного произведения («Время и
судьба произведений» — так называется один из научных трудов, посвященный этой
проблеме). Идея Ф. и. л. намечена еще в размышлениях В. Г. Белинского о том,
что великое произведение искусства каждому новому поколению раскрывается новыми
гранями. В советском литературоведении в разработке проблем, связанных с Ф. и.
л, большие заслуги принадлежат акад. М. Б. Храпченко. В одной из работ ученого,
в частности, рассматривается история восприятия романа Сервантеса «Дон Кихот».
Ранние
немецкие романтики видели в романе отражение вечного конфликта между прекрасным
идеалом и прозой жизни. А по словам Г. Гейне, Сервантес «написал величайшую
сатиру на человеческую восторженность». В. Г. Белинский считал, что донкихотов
отличает от других людей «способность к чисто теоретическим, книжным, вне
жизни и действительности почерпнутым убеждениям».
Крупным
событием в русской литературе и критике явилась статья И. С. Тургенева «Гамлет
и Дон Кихот» (1869). В обстановке развертывавшейся в России общественной
борьбы статья Тургенева звучала как призыв к деятельному участию в жизни. «Дон
Кихот,— по словам Тургенева,— проникнут весь преданностью к идеалу, для
которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью». В
этом плане русский писатель противопоставлял энтузиазм
Дон Кихота сомнениям Гамлета. А
Ф. М. Достоевский подчеркивал прежде всего трагические черты в истории Дон
Кихота. Для него это «самая грустная книга из всех, созданных гением человека».
Так в XIX веке
менялась в сознании людей в разные годы функция художественного образа,
созданного гением испанского писателя в начале XVII века. |