УСЛОВНОСТЬ — существенная черта
литературы (как, и искусства вообще), состоящая в том, что создаваемые
писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные
действительности (при всей конкретности изображения). Правда, известны случаи,
когда зрители, приняв происходящее на сцене за действительность, вмешивались в
ход действия, а читатели запрашивали у писателей адреса их героев. Ко грамотный
читатель понимает, что даже в очерке есть У. в отборе фактов, их композиции и
т. п. Хотя мы видим на сцене гибель героя и потрясены ею, мы в то же время
сознаем, что после падения занавеса артист встанет и отправится ужинать.
Однако, благодаря тому что мы видели этого героя, наши представления о жизни
становятся полнее и глубже, его судьба воспринимается нами как пример жизни
вообще людей такого рода, как этот герой, и в силу этого интересна для нас
уже не только сама по себе, а как обобщение более широкого характера.
Захваченные действием на сцене, мы в то же время отдаем себе отчет в том, что в
комнате, на которую мы смотрим из зрительного зала, нет четвертой стены и что
интимный разговор между героями одновременно слышат еще несколько сот
зрителей. Пушкин писал: «Какое, черт возьми, правдоподобие может быть в зале,
разделенной на две части, из коих одна занята 2000-ми человек, будто бы
невидимых для тех^ которые находятся на подмостках». С меньшей мерой
наглядности, но эта же условность присуща и прозе, где рассказывается,
например, о мыслях и чувствах человека, на самом деле им не высказанных в
прямой речи и лирике, где то, о чем говорит поэт, на самом деле могло с ним и
не происходить (Лермонтов не лежал с свинцом в груди в долине Дагестана), в
живописи, где мы не можем сорвать свисающего с ветки яблока, и т. д. В этом
смысле искусство условно воспроизводит жизнь, для того чтобы открыть нам дорогу
для более глубокого ее понимания и ее оценки. Такого рода условность искусства
называют первичной условностью.
Вторичной
условностью называют такую, когда писатель обращается, изображая жизнь, к
формам, отступающим от жизненного правдоподобия, к фантастике, гротеску (см.)
и т. п. В «Страшной мести» Гоголя мы читаем о колдуне и летающей душе пани
Катерины, в «Пиковой даме» Пушкина появляется призрак графини: здесь писатель
сознательно нарушает законы жизненного правдоподобия, для того чтобы придать
тем или иным сторонам жизни особенно острое и выпуклое значение.
В
жанре, например, живописной карикатуры художник как бы искажает черты лица в
портрете того, на которого обращена карикатура, но это позволяет ему
подчеркнуть характерную черту или поступок персонажа, придать ему предельную характерность.
У.
выражается в самых различных формах в зависимости от художественной задачи,
которую ставит перед собой писатель, его стиля, метода, исторической
обстановки и т. д. |