ТИП, или типичный характер, в реалистических
литературных произведениях — художественный образ человека, определенной
личности, выступающей в ее индивидуальном своеобразии и живом многообразии
присущих ей черт и свойств, существеннейшие из которых симптоматичны для людей
того или иного времени, общественного класса, народа. Познавательно-воспитательное
значение изображаемых в творениях литературы Т. чрезвычайно велико: знакомясь с
ними, читатели постигают закономерности общественной жизни и определяемые ими
особенности характеров, норм поведения, взглядов, стремлений и деяний людей.
Проблема Т. и типизации не является специфической проблемой
литературоведения. Она имеет место в науках разных областей знания.
Вопрос о Т. и типизации в литературе характеризуется своими
особенностями, к-рые обусловлены спецификумом художественного
произведения, отражающего действительность в форме образов. Отметим при
этом, что когда говорят о Т. и типичном в литературе, то часто имеют в
виду лишь показ человека, персонаж. Это представление узко. Художник
может показать не только Т. человека, но и типические обстоятельства, в
условиях которых человек живет, типические действия, события. В связи с
этим можно говорить также и о Т. быта и о Т. пейзажа. Вообще говоря, под
типичным обычно разумеют такое явление, которое заключает в себе те или
иные существенные видовые черты и в силу этого служит выразителем ряда
явлений. Как определил еще Белинский: «Тип в искусстве — то же, что род и
вид в природе, что герой в истории...»; «Типическое лицо есть
представитель целого ряда лиц, нарицательное имя многих предметов,
выражаемое, однакоже, собственным именем».Взятый в такой общей форме
вопрос не вызывает сомнений. Но при дальнейшей конкретизации понимания
Т. и процесса типизации немедленно обнаруживаются совершенно
противоположные точки зрения, характерные, с одной стороны, для
формальной логики, а с другой — для диалектической. Формальная логика
процесс обобщения (процесс образования понятий и определений), а
соответственно и процесс создания художественного образа, рассматривает
как удержание общего в явлениях и отбрасывание различного,
индивидуального, что обычно иллюстрируется т. наз. собирательной
фотографией.
Пример обобщений такого порядка в художественной форме мы
найдем в практике многих писателей прошлого, рисовавших в качестве
положительного типа не «живую личность», а персонажи-утопии: Костанжогло
из «Мертвых душ» Гоголя, Тушин из «Обрыва» Гончарова, Штольц из романа
«Обломов», положительные герои Златовратского и т. д.Одним из путей
создания формального обобщения и в науке и в художественном произведении
является, по выражению В. И. Ленина, софистика, «т. е. выхватывание
внешнего сходства случаев вне связи событий» («Русские Зюдекумы», Соч., 3
изд., т. XVIII, 1935, стр. 92).
Понимание типического, как наиболее часто встречающегося,
обыденного, среднего, посредственного, очень характерно для натурализма,
в то время как великие классики реализма раскрывают типическое и через
необычное, исключительное, героическое (как напр. Сервантес, Шекспир,
подчас Бальзак). Героиня «Матери» Горького исключительна по отношению к
окружающей ее среде и высоко типична с точки зрения развертывания
русского и мирового рабочего движения. Далее диалектическая логика
говорит о том, что сущность явления можно вскрыть только тогда, когда
всесторонне изучишь явление в конкретно-исторических условиях его
существования и развития.
Последовательный реализм
предохраняет как от абстрактного «сочинения» образов, так и от
эклектического, формального сочетания несущественных признаков.Сравнивая
формально-логический и диалектический подход к обобщению
действительности, созданию Т., необходимо иметь в виду и еще одно
обстоятельство. Когда формальная логика говорит об общем, как
существенном, то это общее рассматривается в противопоставлении частному
и тем самым как бы изолированно от единичного, индивидуального. С точки
зрения формальной логики объем понятия или определения (количество
явлений, объединяемых понятием) обратно пропорционален их содержанию
(количеству признаков, заключающихся в понятии). Иначе говоря, понятие
(или определение, образ), чтобы стать более общим, более широким,
типичным, должно быть более отвлеченным от частного, конкретного, более
схематичным, лишенным всего индивидуального. |