ХАРАКТЕР ЛИТЕРАТУРНЫЙ (от греч. charakter
— черта,
особенность) — художественный образ, в котором раскрыто неповторимо
индивидуальное отношение человека к миру.
X.
л.— это и современный
писателю человек, и мысль писателя о прекрасном человеке. Мысль об идеале, а
следовательно, красоте и добре, живет не только в тех X. л., какие мы называем
положительными, ко и в так называемых отрицательных, комических, сатирических.
X.
л., в которых изображены людские недостатки, тоже учат, воспитывают людей. «Мы
наносим порокам тяжкий удар, выставляя их на всеобщее посмеяние»,— писал в XVII
веке мастер
комедии Ж.-Б. Мольер.
X.
л.— самая большая
художественная и познавательная ценность литературы. В том произведении, в
котором писателю не удалось создать X. л., нет жизни, правды, все кажется искусственным, пустым.
И наоборот, создать X. л. современности, уловить смену характеров — значит
нарисовать живую, движущуюся историю общества, быть воспитателем людей,
учителем жизни. Такая история, запечатленная в X. л., полная комедий и
трагедий, встает со страниц книг величайших писателей мира — Шекспира и
Пушкина, Стендаля и Льва Толстого, Брехта и Шолохова.
X.
л. создается словом,
средствами словесной характеристики и действием, сюжетом. Соответственно трем
родам литературы различают три основных вида X. л.
Развитие
литературы, неотрывное от развития жизни, идет от цельных, эпически-монолитных
форм X.
л., в которых выразилось «младенчество древнего мира» (В. Белинский), к
аналитически-расчлененному X. л., к углубленному познанию внутренней жизни отдельной
личности, и затем снова в литературе, отражающей процессы революционного
движения, нарастают тенденции, собирающие X. л. в новую сложную
эпическую цельность.
В
героическом эпосе древних греков, поэме Гомера «Илиада» (VIII—VII
века до н. э.)
изображен Ахилл, один из вождей ахейцев, осадивших Трою, которому нет равного в
брани. Один человек, Ахилл, показан обладающим силой и возможностями целого
народа, или, иначе, народ изображен в образе могучего Ахилла. Такой
коллективный X.
л. возник на почве древнего, нерасчлененного, мифологического мышления.
Отличительной чертой X. л. эпохи Возрождения
является его исключительная многосторонность, аналитизм. В X. л. уже
возникла «трещина», раздвоение, «болезнь», которая на оставляет предмет
исследования. Величайший драматург этой эпохи В. Шекспир славится, как сказал о
нем наш Пушкин, «вольным и широким изображением характеров». В его комедиях и
трагедиях даже резко отрицательные X. л. исполнены «многих страстей, многих пороков», оттого
столько жизни и движения в его пьесах. Среди «вечных образов», созданных
Шекспиром, выделяется Гамлет, герой одноименной трагедии (1601), характер
глубокий, с тяжкой раной в сердце. Гамлет трагически переживает свой долг
человека противостоять враждебным обстоятельствам.
В
другом шедевре эпохи Возрождения — романе Сервантеса «Дон Кихот» созданы два X. л.:
странствующий рыцарь Дои Кихот и его оруженосец Санчо Панса, господин и слуга.
Эти X.
л. связаны друг с другом не как положительный и отрицательный, а скорее, как
две стороны (части) единого, «рассеченного» анализом полного, доброго
человеческого характера. Потому каждый, являясь «половиной» другого, по-своему
обделен. В господине воплощено идеальное начало характера (его роднит с
Гамлетом сознание своего долга перед человечеством) при полном отсутствии
практического, здравого смысла, его слуга, наоборот, олицетворение здравого
смысла, но в нем полное отсутствие идеального начала.
X.
л., созданный в
литературе эпохи классицизма, во многом отличается по своему строению от X. л.,
созданного литературой Возрождения. Это прежде всего характер героический,
раскрывающий себя в напряжекном конфликте, в борьбе между долгом и страстью
(«Сид» великого французского драматурга Корнеля, 1638). Немецкий просветитель XVIII
века Г. Э.
Лессинг определил его как «насыщенный», в котором одна черта доведена до
необычайных, преувеличенных размеров, часто это даже «скорее олицетворенная
идея характера, чем охарактеризованная личность». «Насыщенный» X. л., например,
Тартюф в высокой комедии Ж. Мольера того же названия (1864). Имя героя,
святостью прикрывающего свои поступки, героя с его моралью: «Кто грешит в тиши
— греха не совершает» — стало нарицательным.
Эпоха
Просвещения (XVIII век)
необычайно расширила диапазон характеров. В литературу вошел энергичный
плебей, уже предвосхищавший реальных героев, совершивших революцию 1789 года
во Франции, Таков был Фигаро в комедии Бомарше «Женитьба Фигаро».
Но
чаще всего X.
л. у писателей Просвещения условен. Для них не так важно обрисовать реальные
черты человека своего времени — главную задачу просветитель XVIII
века видел в
создании X.
л., воплощающего идеал разумного и справедливого. Такими были и Робинзон Крузо
Дефо, и Фердинанд и Луиза в драме Шиллера «Коварство и любовь», Фауст Гете,
утверждающий величие и преобразующую силу человеческого разума.
Писатели-романтики,
выразившие кризисный период русской и мировой истории, резко нарушили принцип
эпической многосторонней характеристики. Они создали характер лишь «внутреннего
человека», в их произведениях сама действительность лишена самостоятельного
существования, все образы выражают X. л. одной исключительной личности, «избранного» героя.
В
поэзии великого поэта-романтика Байрона, «властителя дум» своего времени, эта
черта романтической характеристики особенно заострена; А. Пушкин так сказал о
ней: «...Байрон создал всего-навсего один характер... распределил между своими
героями отдельные черты собственного характера; одному он придал свою гордость,
другому — свою ненависть, третьему — свою тоску и т. д. ...» Романтизм усилил в
X.
л. черту протеста против негероической действительности и одновременно начал
обнаруживать бессилие человека, живущего лишь внутренней жизнью. В
романтическом X.
л. заключено безысходное противоречие: герой — «царь познанья и свободы» в
сфере своей внутренней жизни, и он же бессильная, гонимая миром жертва перед
лицом действительности — «тюрьмой». Это X. л. «разорванный», мятежный,
с противоположно направленными порывами: от жизни, от людей ж, наоборот, к
жизни, к людям (как лермонтовский Мцыри).
Исповедь,
лирический монолог, условность, гиперболизм образов, метафоричность речи,
патетическая интонация, перебиваемая скорбной,— такова поэтика романтического X. л.,
отодвинувшая на второй план в произведении все, что не относится к
внутреннему миру героя.
X.
л. в творчестве А.
Пушкина отражает творческую эволюцию поэта от романтизма к реализму. При этом,
даже оставаясь в сфере романтизма, Пушкин развенчивает романтический X. л.
(Алеко, который «для себя лишь хочет воли»).
Пушкин
был создателем X.
л., уже «рассеченного» анализом, но сохраняющего эпическую полноту,
«самостоянье», сопротивляемость обстоятельствам. Имея в виду свою историческую
драму «Борис Годунов» (1825), поэт сказал, что следовал Шекспиру «в вольном и
широком изображении характеров». X. л. у Пушкина пронизан мыслью о столкновении в одном
человеке разных, самых противоположных качеств. Таков Онегин. Мастерски
сталкивает поэт характеры разного масштаба. Так, в «Медном всаднике» (1833) не
только Петр, строитель «юного града», показан как эпический X. л,, но
и рядовой, «маленький» человек. «Бедный Евгений», потерявший в петербургском наводнении
свою невесту Парашу, раскрыт в яростном протесте против самой стихии, против
«строителя чудотворного». Как и у некоторых его предшественников в мировой
литературе, «состязание» одиночки с враждебным ему миром кончается безумием
героя.
В
инициативности, в «самостоянье» Пушкин видел «залог величия» человека.
Критический
реализм XIX века
(в русской литературе это направление представляют Гоголь, Тургенев, Герцен,
Щедрин, Достоевский, Л. Толстой, на Западе — Стендаль, Бальзак, Диккенс,
Флобер и мн. др.) продолжает, вслед за романтизмом, создавать X. л.
«внутреннего человека», но нарастает тенденция к восстановлению нового,
эпического X.
л., изображенного объективно.
Завоеванием
литературы критического реализма XIX века является создание
«типичных характеров в типичных обстоятельствах» (Ф. Энгельс). В совокупности они отражают состояние всего
иерархического общества, создается огромное количество X. л,, самых разнообразных:
главных и так называемых второстепенных и даже третьестепенных, «из задних
рядов» (Гоголь); здесь притеснители и притесняемые («униженные и
оскорбленные»), «волки» и «овцы», палачи и их жертвы, «лишние люди» — и, напротив,
деятели, практики.
В
отличие от романтизма автор не выступает на первый план, чаще всего «прячется»,
предоставляя действовать самим героям, и все же из всего хода событий
вытекает, что он, автор,— судья, моральный обличитель господ, обидчиков и
защитник их жертв. Все ярче и привлекательнее автор-судья очерчивает X. л.
протестантов, создает трагические истории их судеб большой обличительной силы.
В романе «Красное и черное» Стендаля это Жюльен Сорель; богато одаренный юноша
из крестьян, достигая своей цели, взяв штурмом высшие классы общества, он
постигает глубокую антинародность этого общества, лицемерие и духовное
ничтожество его представителей; в «Утраченных иллюзиях» Бальзака такой
протестант — Мишель Кретьен, энтузиаст-республиканец; в Париже, охваченном
вожделениями стяжательства, он мечтает о всемирном братстве. В русской
литературе это X.
л. людей из простонародья в их пассивном, но грозном протесте (крепостной
Герасим в рассказе И. Тургенева «Муму», Катерина в «Грозе» А. Н. Островского,
Савелий и Матрена Тимофеевна в «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова).
Характеры «новых людей», борцов за народное дело, создает Н. Чернышевский.
Анализ
внутреннего мира с помощью мира «внешнего» (вещи природы, быта и пр.) приобрел
у писателей-реалистов XIX века такую точность, глубину,
многосторонность, их моральные обличения —- зрелость и остроту социальных характеристик
и прогнозов, что определение («доктор социальных наук»), которое Ф. Энгельс
дает одному из них, Бальзаку, может быть отнесено ко многим.
В
русской литературе второй половины XIX века, в творчестве Л.
Толстого и Достоевского, было сделано новое открытие, сближающее мир героя с
миром автора; на широком фоне общественной жизни пореформенной России
исследовались нравственные поиски личности, которая ищет пути воссоединения с
народом, позже — процессы деградации личности, оторванной от народа, которую Л.
То летай назвал «тенью, отрицательным» по сравнению с выросшей значимостью
простого человека. В творчестве А. Чехова, который перестал подчинять
«внешний» мир изображению мира внутреннего (для которого характерна
мысль: «Веровать в бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и
Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте»), продолжается возвышение каждого
человека.
Литература
социалистического реализма, воодушевленная революционными идеями века,
возвращает X.
л. коллективную природу, человеку рядовому, каждому — черты новой эпичности. В
ней складывается концепция человека как «потенциального победителя в борьбе с
враждебным миром».
Литература
обогащается новыми идеями и формами изображения X. л. У М. Горького это,
например, идея переплавки X. л., «человеческого материала» в горниле жизни, в гуще людей:
тут и яростный натиск на человека действительности, полной противоречий, тут и
не менее яростное сопротивление ей героя, конфликт, единоборство, обновляющее
не одного, а всех, мир. Эта традиция была широко подхвачена в литературе
социалистического реализма разных стран.
В
советской литературе 20-х годов — это идея X. л. как «частицы»
революционной народной массы. В «Падении Дайра» (1921) А. Малышкина рядовой
Микешин изображен такой «частицей» «стотысячного», неотвратимо движущегося на
завоевание «прекрасных веков», X. л. овеян лирическим и романтическим пафосом.
«Сила
слабых» — назвала свой сборник новелл Анна Зегерс, для творчества которой
характерно обращение к X. л. рядового участника революционного процесса.
Для
современного этапа наряду с необычайным многообразием характеров показательным
является пафос «проверки» X. л., «итогов»; X. л. проверяется на человечность. Писатели (В. Астафьев, В.
Быков, Ч. Айтматов, Ф. Абрамов, В. Шукшин, многие писатели других
социалистических стран) идут, казалось бы, не от коллективного характера, а от
единичного, взятого в семейно-бытовой сфере, но именно в этой сфере отношений
обнаруживают, что герой вырос, что ему не по мерке старые каноны.
В.
Шукшин в сборнике рассказов «Характеры» (1966) строит характеристику
парадоксально. Как правило, он «отключает» своего героя от общего течения жизни
и в нем-то, «несуразном», «бесконвойном», «чудике», открывает новые эпические
черты «большого и снисходительного» человека, т. е. начала характера, которые
выращивались в каждом рядовом человеке революционной историей,—
самодеятельность, способность понять обыкновенную повседневную жизнь, с ее
простейшими делами, как бытие. Повествование строится так, чтобы приблизить
его к «слову души» самого героя, раскрыть его судом собственной совести,
«единственного свидетеля».
Таким
образом, вся история мировой литературы в её лучших прогрессивных образцах есть
история борьбы против всякой односторонности, узости, неполноты X. л»,
история трудного выращивания цельного, прекрасного человека. Молено сделать и
другой вывод: вся история мировой литературы есть протест против тех
направлений в буржуазном искусстве, которые вольно или невольно разрушают
познавательную и воспитательную ценность, заложенную в X. л. |