ХОЖДЕНИЕ, или х о ж е н и е,— жанр путешествия в древнерусской
литературе, в котором рассказывалось о поездке к святыням христианства. Самое
раннее X,—
игумена Даниила, посетившего Палестину (между 1106 и 1108 годами). В дальнейшем
X.
называли описание любого путешествия, например «Хожение за три моря» тверского
купца Афанасия Никитина, побывавшего в Индии и оставившего одно из первых в
европейской литературе описаний страны.
ХОЖДЕНИЯ — жанр древнерусской литературы. X. назывались
произведения, в которых описывались путешествия-паломничества в
Палестину, Византию, страны Востока. Главной целью паломников было
поклонение христианским святыням в Вифлееме, Иерусалиме, Константинополе
и в других восточнохристианских центрах. X. совершались как
официальными представителями русской церкви, так и по собственной
инициативе или обету паломников (их называли "калинами перехожими”). Они
жаждали увидеть место рождения Иисуса Христа, описанные в Евангелиях
холмы, сады, здания, колодцы и т. д., пройти "крестный путь” Христа до
Голгофы, посетить храм Гроба Господня. Подобные X. совершались на
протяжении всего средневековья; некоторые из путников сочетали
благочестивые цели с торговыми и дипломатическими интересами. Известно
более семидесяти произведений, написанных в жанре X., они составляли
заметную часть в круге чтения Древней Руси. Среди X. известны так
называемые "путники” — краткие указатели маршрутов, содержавшие только
перечень пунктов, через которые пролегал путь паломника из Руси в Святую
землю. Пример такого "путника” — "Сказание Епифания мниха о пути к
Иерусалиму”: "От великаго Новограда до Великих Лук 300 верьст, от Лук до
Полоцка 180... от Царя-града Евксеньским (Черным) морем... и всего от
великаго Новограда до Иерусалима 3420 верьст. Аминь”. Но чаще всего X.
содержали не только описание маршрута, но и сведения географического и
этнографического характера, а самое главное — личные впечатления
паломников от увиденного (описания соборов, их росписи и утвари,
богослужения и т. д.) и пересказ сюжетов Священного писания или
апокрифических легенд, соотносимых с посещенными паломником
достопримечательностями. |