ФАНТАСТИКА — несуществующее в
действительности, созданное фантазией, воображением. Несмотря на свою неправдоподобность,
Ф. опирается на впечатления действительности, которые либо необычно
комбинируются (крылья птицы с туловищем змеи — драконища), либо
увеличиваются: «воображение разнообразит и экстенсивно увеличивает предмет»
(Ы. Г. Чернышевский). При этом может
появиться изображение прекрасного, зовущего к будущему, как в народных
сказках, в утопиях итальянского ученого и писателя XVII века Кампанеллы или
английского гуманиста XVI века Томаса Мора, в
романтических образах, символизирующих светлые стороны человеческой натуры:
свободолюбие героев у Байрона и у Лермонтова, доброту - у А. Грина и в
«Маленьком принце» у Сент-Экзюпери. А могут появиться произведения, где
скопление ужасов подавляет читателя (религиозная и мистическая Ф., «Орля»
Мопассана, «Семья вурдалаков» А. Толстого).
Особое
место занимает Ф. в сатире, где она широко применяется. Преувеличивая или преуменьшая,
выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной
жизни пороки и делает их смешными («Путешествия Гулливера» Свифта, «История
одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А. Франса и т. д.).
Связь Ф. с идеалом, руководящим художником, особенно ярко проявляется в
современной литературе. Буржуазная Ф. переполнена изображениями ужасов, даже
технические достижения, созданные гением человеческого разума, при капитализме
наводят на мысль о порабощении человека машиной и уничтожении человечества. В
противоположность этому писатели социалистического реализма показывают, что
техника может быть злой или доброй в зависимости от того, в какой социальной
системе она создается, каким целям служат ее изобретатели («Аэлита» и
«Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого). Советская Ф. проникнута
оптимистической верой в силы человека, его разум и доброту (Л. Лагин «Старик
Хоттабыч», В. Тендряков «Путешествие длиною в век»). Таким образом, Ф. не
только опирается на впечатления от реальных явлений, но обусловлена идейными
позициями автора. Поэтому Ф. играет громадную воспитательную роль. «Дети должны
учиться не только считать, измерять, но и воображать»,— писал М. Горький. |