Как уже было сказано, тон повествования зависит от жанра
художественного произведения. Жанр, как вы помните, связан с «типом»
художественного произведения. Ваш роман может быть любовным, научной
фантастикой, фэнтези, мистическим триллером, детективом и т. д. В
большинстве жанров лучше всего использовать повествование от третьего
лица, прибегнув к модифицированному приему всевидящего взгляда. Это
стандартный подход, его от вас ждут как читатели, так и издатели. От
стандартов и норм можно отходить только при наличии серьезной причины. Допустим,
вы захотели написать веселый рассказ о жителях глухих деревень. Лучше
всего, если рассказчиком станет очевидец событий. Привнесение местного
колорита добавит в рассказ изюминку и одновременно сделает его более
правдоподобным и художественно достоверным. Если вы пишете вестерн,
рассказчиком может быть либо дед-старожил, либо закадычный друг главного
героя. Если у вас любовный роман о страсти, вспыхнувшей между
медсестрой и молодым хирургом, пусть об этой страсти поведает медсестра.
У вас научно-фантастический роман? Предоставьте слово марсианину. Повествование
в произведении может вестись полностью в нейтральном ключе, а личность
рассказчика быть неизвестна. Однако такой подход должен компенсироваться
исключительным правдоподобием и достоверностью происходящего. Перед
вами два одинаковых отрывка. Первый написан от третьего лица. «Мэри
была отличной хозяйкой — опрятной, аккуратной. Когда Боб возвращался
домой в шесть часов — ужин всегда был на столе. Боб прилично
зарабатывал, по воскресеньям ходил в церковь. Характер у него был
спокойный. Ему нравилось помогать Мэри в работе по дому. Мэри вышивала,
пела в церковном хоре и обожала смотреть телевизор. Однако в их
супружеской жизни чего-то не хватало. Мэри было скучно. Она любила Боба и
детей, но у нее было слишком много свободного времени. Поэтому, когда
Махони по кличке „Исусик" предложил ей поработать проституткой три раза в
неделю, она подумала: „Классно! У меня тогда хватит на курточку, я
давно к ней присматриваюсь…"» Чувствуете, не хватает правдоподобия? Теперь давайте взглянем на тот же самый отрывок, написанный от первого лица. «В
нашем городишке такое произошло — не поверите. Есть тут у нас женщина,
Мэри Прингл: не красавица, не уродина. Замужем она за одним мужиком по
имени Боб, я с ним иногда в боулинг режусь на Спайд-лейн. Короче, в один
прекрасный день сидит Мэри в ресторанчике „У Бина", обедает. Тут ее
приметил Исусик. Так у нас кличут одного разбитного мужичка. Он пасет
пару девок рядом с мотелем „Сисайд Ранч". Чего в ней Исусик нашел — ума
не приложу. В общем, подсаживается он к ней и спрашивает, деньжат, мол,
по-быстрому заработать не хочешь? Мэри обалдела и чуть со стула не
упала. А он не унимается: ты, мол, только с виду такая простушка, а
потенциал у тебя, в натуре, немалый». Обратите внимание,
насколько правдоподобнее стал отрывок, когда мы добавили в тон
повествования удивление. Рассказчик словно говорит: «Слушайте, да я и
сам не верю, а ведь все это правда». Почему мы искренне верим в
невероятные способности Шерлока Холмса? Наверное, отчасти потому, что
нам о них с таким восхищением поведал доктор Ватсон. Если вы все
еще не решили, какую из форм повествования выбрать, напишите несколько
вариантов одного и того же эпизода и отложите их в сторону на пару дней.
Когда вы их снова перечитаете, решение придет само собой. Величайшее чудо магии отождествления Все
мы любим подглядывать. Художественная литература как ничто другое дает
нам возможность заглянуть во внутренний мир человека. Когда мы читаем
книгу, мы проживаем жизнь персонажей, они становятся нам родными. В
художественных произведениях сконцентрирована суть человеческой жизни.
То, что мы находим в книгах, кажется более реальным, чем окружающий мир.
Если писатель талантлив, то сила отождествления читателя с персонажами
оказывается настолько всепоглощающей, что читатель забывает об
окружающем мире, полностью погрузившись в мир воображаемый. Писатель
— своего рода волшебник, накладывающий на читателя чары. Чтобы сплести
чары, писателю нужно прибегнуть к магии отождествления. |