Завязка настолько важна, что Лайос Эгри наряду со статичным,
скачкообразным и медленно развивающимся конфликтами выводит еще один тип
— завязывающийся конфликт. Завязка, скорее, росток будущего конфликта. Вот вам пример завязки: «Джо встал с постели, позавтракал, зарядил пистолет и поехал в город». Читатель
думает: «А зачем он зарядил пистолет?» Автор озадачил читателя. Завязка
— это искусство создать в сюжете загадку. Если загадки легкие, интерес
читателя вялый. Если загадки сложные, читатель полностью погружается в
сюжет. Вы можете вводить завязку легко и естественно: «После того
как Сьюзи впервые увидела в классе Эдди, она написала в дневнике: „Если
он не пригласит меня на выпускной бал — брошусь с водонапорной башни"». Вот вам еще один пример: «Джо
заехал на собачий питомник вечером, после того как разругался с соседом
Эмилем из-за газонокосилки. Он спросил хозяина питомника, сколько стоит
питбуль. Оказалось — четыреста долларов. Джо сказал, что подумает:
чтобы наскрести деньги, потребуется время. В тот вечер, наевшись
гамбургеров, он сидел на пороге дома. Он пил виски и слушал, как в
ветвях стонет филин. Наконец, он принял решение…» Завязку можно ввести простым повествованием, без описания действий персонажей. «Когда
Питер вышел с работы, он еще не знал, что за сюрприз поджидает его в
машине. Он завел машину. Шум мотора заглушил шипение змеи». Завязку
также используют, чтобы читатель быстрее проскочил через особенно
скучный эпизод. Гений может писать так, что у него не будет ни одной
скучной строчки. И все же большинству авторов не избежать скучных
эпизодов. Представим, что вы пишете роман. Ваш герой собирается в поход.
Во время сборов происходит событие, которое в последующем сыграет
значительную роль. Поэтому о сборах в поход придется рассказать, хотя в
них не будет никакой драмы. Допустим, герой купил дешевую веревку, из-за
которой потом застрянет на склоне какой-нибудь горы. Чтобы
заинтересовать читателя описанием сцены приобретения веревки, можно
намекнуть, что веревка — причина дальнейшей неудачи. «Когда Рудольф зашел в магазин купить снаряжение в дорогу, он еще не знал, что совершает самую страшную ошибку в жизни». Эта
строчка заставит читателя насторожиться. Что за ошибку совершает
Рудольф? Перед читателем загадка, он заинтригован — цель автора
достигнута. Иногда эпизодом дело не ограничивается, и скучная
часть повествования растягивается на главу или даже больше. Допустим, у
вашего персонажа по имени Джефри не все в порядке с головой. В конце
романа он пытается электрической косилкой снять скальп с будущего тестя.
Однако в начале романа Джефри предстает перед нами сладким как патока.
Если возникают сложности, он замыкается в себе, как устрица в раковине.
Опасаетесь, что такой персонаж вгонит читателя в сон? Чтобы читатель не
уснул, надо намекнуть, что этот сладенький, набожный, святой Джефри на
самом деле маньяк-убийца. Как это сделать? Как дать понять, что близится
буря? Вы можете намекнуть об этом от лица автора, как в предыдущем примере про веревку: «По
дороге в церковь Джефри увидел дом, который когда-то сторожил маленький
серый пес. Однажды вечером он убил эту псину в припадке ярости. Но это
было в прошлом. Сейчас он сдержал ярость в глубинах естества, уверенный,
что она больше никогда не вырвется наружу». Намек может быть озвучен одним из персонажей. «Когда
Джулия вернулась из магазина, на пороге дома она увидела дряхлую
старуху. Бледное как смерть лицо старухи покрывали морщины. Из-за
вытаращенных глаз с черными провалами зрачков старуха напоминала дохлую
рыбину. — Это ты собралась замуж за Джефри? — Да, — кивнула Джулия, — у нас в субботу свадьба. — Знай, он сумасшедший. Безумие у него в крови. Старуха повернулась и побрела прочь. — Стойте! — крикнула Джулия. — Откуда вы знаете? Старуха остановилась, хихикнула и бросила через плечо: — Откуда? Оттуда. Мы с ним родня, безумие есть и во мне». Намеки о дальнейшей судьбе главных героев могут звучать из уст второстепенных персонажей. Можно
намекнуть о дальнейшем развитии событий, описывая действия главного
персонажа. Покажите, как персонаж реагирует на мелкие неудобства. Его
поведение подскажет, как он поступит, попав в сложное положение.
Допустим, персонаж утопил котенка, который ему докучал мяуканьем. Можете
рассказать, что персонаж сжимает кулак так, чтобы ногти глубоко впились
в кожу. Возможно, его чарует вид текущей крови. Или он кричит на
пешеходов, перебегающих дорогу перед его машиной. Завязка — своего рода обещание. Если вы не выполните обещание, то обманете читателя. Символы: плохой, хороший, безобразный Символом
можно назвать объект, несущий кроме основной еще и дополнительную
смысловую нагрузку. Предположим, вы описываете ковбоя, который скачет на
лошади и жует вяленую говядину. Вяленая говядина — это еда. Она не
является символом, поскольку не несет никакой дополнительной смысловой
нагрузки. Теперь представим, что прошло десять лет. Ковбой стал преуспевающим
нефтяным магнатом. В один прекрасный день он заходит в ресторан. Там он
назначил встречу с лучшим другом, которого собирается кинуть на миллион
долларов. Неожиданно он видит в меню вяленую говядину. Он погружается в
воспоминания. Он давно уже такого не ест. Однако эта еда — напоминание о
прошлой жизни, когда он был простым честным работягой. Вяленая говядина
стала символом. Теперь это не просто еда. Для ковбоя вяленая говядина —
символ простоты, честности, тяжелого труда. Давайте назовем ее
«жизненным символом», поскольку ее образ имеет серьезное значение в
«жизни» персонажа. Вот еще несколько примеров жизненных символов: • В романе «Моби Дик» жизненным символом становится Белый кит. Моби Дик не просто кит, он живое воплощение зла. • Буква «А», которую носит на себе героиня «Алой буквы» Готорна — жизненный символ. Героиня изменила мужу. • Старому рыбаку в «Старике и море» удалось поймать рыбу. Это символ его мужества, т. е. жизненный символ. •
Пригоршня угля, в которой отказано клерку, — символ жадности Скруджа.
Когда Скрудж в конце повести перерождается, он отправляет клерка за
целым ведерком угля. Этот поступок — символ его щедрости, а пригоршня
угля — жизненный символ. Данные жизненные символы являются
таковыми не только для читателя, но и для персонажей. С точки зрения
писателя эти символы можно назвать «найденными». Писатель по ходу
действия находит символы, которые могут помочь читателю сосредоточиться
на сюжетных конфликтах и перипетиях. Вы можете обнаружить подобные
символы во всех художественных произведениях мира, что были написаны от
начала времен. В последнее время символы подвергались серьезным
нападкам, в основном со стороны одного направления в литературной
критике. Представители этого направления называют себя «имажинистами».
Имажинистов породили «новые критики» сороковых и пятидесятых годов. Все
зло пошло от них: они утверждали, что автором книги является не
писатель, а читатель. Имажинисты полагают, что символ может быть
не только жизненным, но и «литературным». Литературный символ, в отличие
от жизненного, несет дополнительную смысловую нагрузку не для
персонажа, а только для читателя. Допустим, каждый раз, когда в сюжете
появляется отрицательный персонаж, автор обращает внимание на его
начищенные туфли. Туфли — символ зла. Но для кого они символ зла?
Естественно, не для персонажей. Писатель играет символами. Он словно
говорит читателю: «Давай поглядим, найдешь ли ты скрытый смысл в образе
туфель?» Хороший автор не ставит читателя в тупик. Вот еще один прием имажинистов. Имажинист может написать следующий рассказ. «Над
домом, где живут Генри и Генриетта, развевается красный флаг. В
гостиной дома красный ковер. Генриетта случайно порезалась, и у нее идет
красная кровь. Потом у них происходит ссора, заканчивающаяся дракой.
Генри сплевывает красным. Затем он, повязав красный галстук, уезжает на
красном такси». Ни один из персонажей рассказа не связывает
красный цвет с происходящими событиями. Автор использует красный цвет
как образ, «связывающий события рассказа воедино». Образ необязательно
должен быть цветом, он может быть самолетом, цветком в горшке, одним из
спутников Юпитера, кошкой, парой ножниц или грязных носков. Короче
говоря, образ может быть чем угодно. Подобные образы иногда называют
«управляющими метафорами». Если вы начнете пользоваться таким приемом,
как управляющая метафора, вместо шедевра у вас получится грубая поделка. Если
вы столкнулись с писателем, который говорит: «Вот закончу роман, а
потом введу в него символы», знайте, он попал под влияние школы
имажинистов. Имажинисты часто склонны к использованию символов,
которые называются «классическими аллюзиями». В этих символах сокрыта
завуалированная отсылка к Библии или древнегреческим богам. Имажинист
может создать персонаж по имени Боб Пантеон. Фамилия подразумевает
богоподобие персонажа, т. к. пантеон — собрание всех древнегреческих
богов. Если вы хотите написать потрясающий роман, не тратьте время на
классические аллюзии. В романе важнее всего персонажи и конфликт,
который планомерно развивается и приходит к точке кульминации. Как
правильно использовать символы? В виде символа можно представить цель
героя. Если персонаж мучает одиночество и он ищет спасения — представьте
спасение в виде символа. Найдите то, что герой видит и хочет обрести,
но не может. Символом в данном случае может стать членство в
каком-нибудь клубе. Если персонаж хочет добиться положения в обществе,
символом может стать пара туфель из крокодиловой кожи или розовый
«кадиллак-эльдорадо». Абстрактные желания вполне допустимы в реальном
мире, но в художественном произведении они будут смотреться неудачно.
Жизненные символы помогут читателю сконцентрироваться на сюжетных
конфликтах. Именно с этой целью и следует использовать символы. В этом
их ценность. |