Многие авторы излишне часто прибегают к ретроспекции или используют ее неправильно. Читателям
очень хочется знать, что произойдет в следующий момент. В этом
заключена магия сюжета. Автор заставляет читателей заинтересоваться
персонажем, после чего ставит его перед лицом конфликта. Проходит
немного времени, и читателям уже не оторваться от сюжетных коллизий. Им
хочется знать, как персонажи выберутся из того множества передряг,
которые для них уготованы автором. Допустим, ваш герой, Сэм Смут,
решил завязать с героином. Он проходит программу реабилитации. Жена,
может быть, передумает подавать на развод. Вы решаете прибегнуть к
ретроспекции и вернуться к тем временам, когда Сэму было четыре года. Вы
хотите рассказать, как он в детстве упал с качелей. Именно эта травма
впоследствии внесла разлад в жизнь Сэма. Вам кажется, читатель будет
очарован. Замечательно, вы пишете отличный ретроспективный эпизод. Что
получилось? Читатель доходит до ретроспективного эпизода, и либо
пропускает его, поскольку ему интересно, что произойдет с Сэмом в
«настоящем», либо отправляет роман в мусорную корзину. Мы сопереживаем
«взрослому» Сэму. Нас не волнует, что произошло с ним в четырехлетнем
возрасте. Это элементарно. Большинство читателей на дух не переносят
ретроспективные эпизоды. Тем не менее огромное количество начинающих
писателей при первой же возможности прибегают к подобным эпизодам.
Почему? Об этом наверняка знает только Создатель, но я все же выскажу
предположение. События в «настоящем» сюжета вызывают тревогу у самих
авторов. Отождествление писателей с героями их романа происходит
сильнее, чем у читателей. Именно поэтому, когда герои вступают в
конфликт, писатель начинает за них беспокоиться. Чтобы снять напряжение,
писатель вводит ретроспективный эпизод. Конфликт в «настоящем» сюжета
еще не начался, а конфликты, изложенные в ретроспективном эпизоде,
серьезных последствий не имеют. Они в «прошлом» по отношению к
«настоящему» сюжета. Писатель может вздохнуть с облегчением. Другими
словами, глупые писатели прибегают к ретроспективному эпизоду, чтобы
избежать конфликта. В качестве довода в свою защиту писатели
приводят учение Зигмунда Фрейда. Согласно концепции Фрейда, травмы,
полученные человеком в детстве, определяют его поведение во взрослом
возрасте. С того момента, как данная концепция была впервые озвучена,
авторы пытались подходить к своим персонажам с позиций психоанализа.
Поначалу читатели были поражены глубиной погружения во внутренний мир
героев. Но психоанализ — концепция давно уже не новая. Возврат в прошлое
персонажей — прием избитый. Кому какое дело, что Мелвин хотел заняться
этим со своей мамой? Мы хотим поскорее узнать, кого он пристрелит в
конце четвертой главы. Чего тогда зря время тянуть? В работе
«Профессиональный подход к созданию художественного произведения» Джина
Оуэн пишет: «Некоторые издатели прямым текстом заявляют, что примут к
публикации только те произведения, в которых четко соблюдается
хронологический порядок повествования и не используется ретроспекция», а
другие «не запрещают ретроспекции…. большинство издателей сходится на
том, что к этому литературному приему следует прибегать только в случае
крайней необходимости». Вы спросите, как узнать, что возникла такая крайняя необходимость? Она
возникает, если действия персонажа начинают противоречить логике всех
его предыдущих поступков. Допустим, ваш персонаж женоненавистник, потому
что он на самом деле робок. Он скрывает, что в постели с женщиной —
ноль. Он влюбляется, в будущем его ждет трагедия. Однако единственный
способ сделать сюжет достоверным — объяснить, что стало причиной его
беды. Другими словами, ретроспективный эпизод должен быть неразрывно
связан с «настоящим» сюжета. Читателю не должно показаться, что автор
для оправдания персонажа использует мелодраматический прием. Включение
ретроспективного эпизода оправдано, если это единственный способ
раскрыть одну из граней персонажа. К ретроспекции прибегают, если
в «настоящем» персонаж выглядит отталкивающим, а писатель хочет снизить
негативное впечатление или даже сделать персонаж привлекательным. Диккенс
удачно воспользовался ретроспекцией, когда Рождественский Дух Минувшего
заставил Скруджа вспомнить прошедшую жизнь. Используя конфликт,
разворачивающийся между Скруджем и Духом в «настоящем», Диккенс
одновременно знакомит нас с эпизодами из жизни Скруджа, сформировавшими
его характер. Без этих эпизодов мы никогда не смогли бы понять,
как Скрудж стал таким скрягой, в конце мы бы не прониклись к нему такой
симпатией. Что бы произошло, откажись Диккенс от ретроспекции? Скрудж
молил бы Дух о пощаде в «настоящем». Скрудж мог бы пожаловаться, что в
детстве его все обижали, что мать умерла при родах, а бессердечный отец
ему этого так и не простил. Но мы помним, как жестоко вел себя Скрудж с
остальными. Его мольбы показались бы нам неискренними. Совершенно
очевидно, Диккенсу было нужно включить эпизоды из детства Скруджа,
свидетельствующие об его одиночестве. В данном случае у Диккенса был
единственный способ осуществить задуманное — обратиться к ретроспекции. Перед
тем как ввести в сюжет ретроспективный эпизод, хорошенько подумайте.
Вдруг вам удастся произвести на читателя не менее сильное впечатление,
оставшись в «настоящем»? Если же у вас нет другого выхода и
ретроспективный эпизод необходим, помните, он строится по тем же
принципам, что и все драматическое произведение: многомерные персонажи,
набирающий обороты конфликт, внутренние конфликты и т. д. |