№ 106. Выпишите причастия в контексте, определите их форму, выделите показатели формы, укажите инфинитив.
1. Книга
– это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего
старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым,
отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь
человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства
исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в нее
кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти,
потрясавшие сердца; в нее записана та огромная исповедь бурной жизни
человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной
историей. Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по
которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммы
истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом;
она – программа будущего (А. Герцен).
2. Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, —
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над ними бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…
(Ф. Тютчев)
№ 107. Определив
необходимые свойства данных глаголов, образуйте возможные причастные
формы. Если отсутствие формы не связано с названными свойствами, то
попробуйте назвать другие причины. Если есть вариантные формы, то
поясните их различия. Для справки обращайтесь к словарям грамматических
трудностей и орфоэпическому словарю. Производить,
цвести, прибегнуть, колоть, спрашивать, ехать, открываться, вылететь,
начинаться, приобрести, сыпать, обесцветиться, беречь, охватывать,
шептать, перекликаться, признавать, обмануть, задать, выровнять,
убедиться, принять, завести, обездвижить, мокнуть, перейти,
рекомендовать, выполоть, портиться, разносить, искать, разоспаться,
добыть, петь, посоветовать.
№ 108. Какие
из перечисленных глаголов не образуют форму страдательного причастия
настоящего времени? Назовите причины отсутствия формы.
1. Слышать, увести, бежать, пригрозить, напевать, стараться, вечереть.
2. Уговорить, подметать, плакать, бастовать, рулить, прятаться, набирать.
3. Засыпать, подворачиваться, рассветать, заглушить, нести, растить.
4. Выгибать, цвести, создавать, рассматривать, рассвирепеть, определять.
5. Читать, усомниться, регулировать, хвалиться, определиться, организовать.
6. Проповедовать, смеркаться, наведаться, обессилить, поддерживать, петь.
№ 109. На
практических занятиях студенты пытались образовать формы причастий,
некоторые результаты их работы даны ниже. Учитывая использованный
аффикс, определите, какие формы причастий требовалось образовать, и
укажите, какие правила образования причастий были нарушены.
Чувствоваемый, хотевшийся, увидимый,
катимый, свисаемый, отремонтируемый, не спавшийся, пылаемый,
пропадаемый, отправящийся, вспыхнутый, цвесший, практикуемыйся,
восторгаемый, внемлеющий, продиктующий, месший, захотящийся, убежащий,
притяненный, увозящий, увезуемый.
№ 110. Проанализируйте
выделенные формы. Определите, какие правила образования причастий
авторы нарушили, и попробуйте найти причины, по которым были употреблены
нестандартные формы.
1. Другая
бумага содержала в себе отношение губернатора соседственной губернии о
убежавшем от законного преследования разбойнике, и что буде окажется в
их губернии какой подозрительный человек, не предъявящий никаких свидетельств и паспортов, то задержать его немедленно (Н. Гоголь).
2. В мае 1860 г. П.М. Третьяков перед отъездом за границу завещал свое состояние на устройство галереи, «принесущей пользу Отечеству».
3. Я мог бы привести здесь сотни отрывков из книги Грина, взволнующих каждого не потерявшего способности волноваться перед зрелищем прекрасного (К. Паустовский).
4. Переводы Михаила Зенкевича исключительно добротны, его книга – настоящая студия, весьма полезная для молодых поэтов, пожелавших бы заняться переводом (Е. Долматовский).
5. Не буду говорить здесь о многочисленных фактах, уже наблюденных и подвергающихся наблюдению в нашем отечестве (Ю. Андреев).
6. Не ставьте электроплитки на сгораемые предметы!
№ 111. Выпишите
причастия в контексте с главным словом и предикатом. Укажите вид и
форму причастия и глагола-сказуемого. Определите видо-временные значения
глагола-сказуемого и причастия, относительное и абсолютное время
причастий.
1. Вся
история науки доказывает на каждом шагу, что в конце концов постоянно
бывает прав одинокий ученый, видящий то, что другие своевременно
осознать и оценить не были в состоянии (В. Вернадский).
2. Смоленск,
столько раз задерживавший в минувшем веке врагов, шедших на Россию,
древний город, двести лет не видевший под своими стенами неприятеля,
готовился к встрече самого грозного врага, и его башням и стенам суждено
было рухнуть от таких ударов, каких они никогда еще не испытывали (Е.
Тарле).
3. Когда
мы читаем воспоминания о Тургеневе его современников, в один голос
восхищавшихся не только личностью, но и необычайно эффектной внешностью
писателя, и смотрим на его портреты, то сразу возникает удручающий
контраст между образом, сложившимся по этим описаниям, и изображениями,
мало им соответствующими (Г. Медынцева).
4. Чтобы
понять, как добывались в глубокую старину чугун, железо и сталь, можно
не углубляться в древние фолианты, где упоминается об искусных мастерах,
отливавших серый ковкий металл, из которого потом изготовлялись
«благородные мечи», «жадно впивающиеся острия копий» или «звонкие
топоры» (В. Ян).
5. А
на рассвете, когда побелело за окном сорок третьего номера и влажный
ветер зашуршал рваной листвой банана, когда поднялось и раскинулось над
островом Капри голубое утреннее небо и озолотилась против солнца,
восходящего за далекими синими горами Италии, чистая и четкая вершина
Монте-Соля-ро, когда пошли на работу каменщики, поправлявшие на острове
тропинки для туристов, – принесли к сорок третьему номеру длинный ящик
из-под содовой воды (И. Бунин).
6. Приходилось
Наполеону думать и о покоренной, но ненавидящей его Европе, которая
знает, что в России решается и ее участь, и которая все упования
возлагает на два народа, не желающих пойти под иго завоевателя: на
русский и на испанский (Е. Тарле).
7. И
Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в
теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло (И.
Гончаров).
8. Под утро, снегом занесен,
Спеленут вьюгой колкою,
Был лес как сон и снег как сон
Под каждой мелкой елкою (М. Дудин).
9. Но,
как бы ни интересны были отдельные следы жизни, возглавляемой здесь
Волошиным, они ничего в сравнении с целым их. Жизнь Волошина
отпечатлеваема не в своеобразии сочетания книг библиотеки, не в
единственности, например, собрания сочинений французских символистов и
не в замечательной коллекции акварелей поэта, а в том, что эти акварели и
эти книги даны в комплекте следов яркого быта, здесь сложенного (А.
Белый).
10. …Когда
Ирина Михайловна возвращалась из санчасти, дом оказывался прибранным,
обед приготовлен и укрыт старым маминым платком, ребенок накормлен и
угомонен (Д. Рубина).
11. Не
могу сказать, сколько времени я проспал, но когда я открыл глаза – вся
внутренность леса была наполнена солнцем и во все направления, сквозь
радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо;
облака скрылись, разогнанные взыгравшим ветром… (И. Тургенев).
12. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна (С. Есенин).
№ 112. В русских литературных текстах до XIX века встречалась особая причастная форма, оканчивающаяся на -носъ (существует
она и в современных диалектах севернорусского наречия). Проанализируйте
контексты, подберите инфинитив и определите значение формы. Для справки
можно обратиться к статье З.М. Петровой «Страдательно-возвратные
причастные формы в русском языке XVIII века» (Вопросы языкознания. 1974.
№ 2).
Известно, что залоговые системы разных
языков могут отличаться друг от друга составом морфологических залоговых
форм. Перечислите некоторые из них и назовите выражаемую ими залоговую
семантику (см., например, статью «Залог» в «Лингвистическом
энциклопедическом словаре» или соответствующий раздел в «Общей
морфологии» В.А. Плунгяна).
1. При
вспоможении его [двоюродного брата] тотчас был приискан пансион и
учитель и тотчас с ними обо всем нужном условленось и договоренось (А.
Болотов).
2. Я не мог утерпеть, чтоб не промолвить нескольких слов, кои сочтены колкими, и за них рассерженось (А. Болотов).
3. Но как одно от другого не далеко, то, может, в сказании ошибенось (В. Татищев).
4. У вас за подводу рассчитанось? (Из записи северного говора).
5. Да у моего родимого у брателка
Да конями с Чурилом-то поменянося,
Да цветным платьем побратанося (Былина «Смерть Чурила»).
№ 113. Запишите
контексты (словосочетание или предложение), в которых данные слова были
бы использованы как причастия и как прилагательные. Для справки
обратитесь к толковым словарям и к толково-грамматическому словарю И.К.
Сазоновой «Русский глагол и его причастные формы».
Управляемый, вызывающий, упрощенный,
блуждающий, образованный, уважаемый, деланный, развернутый,
прославленный, заученный, вменяемый, крашен(н)ый, горящий, жжен(н)ый,
изнеженный, тлеющий, бывший, повышенный, обезоруживающий, оживленный,
заинтересованный, подкупающий.
№ 114. Выпишите
выделенные формы в контексте, определите лексическое значение слова,
если возможно – подберите синонимы. Укажите, какие семантические и
грамматические изменения происходят в причастии при адъективации.
1. Некоторые стволы упавших мертвых деревьев, покрытые зеленым мхом, лежали на земле. Я с трудом пробирался через них. Теперь таких нетронутых лесов осталось очень мало, и вряд ли кто видел стоящий на корню, пропитанный смолою ствол мертвой сосны (И. Соколов-Микитов).
2. В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат (М. Булгаков).
3. Кроме того, до слуха долетел дробный, стрекочущий и приближающийся конский топот и труба, что-то коротко и весело прокричавшая. Этим звукам ответил сверлящий свист мальчишек с кровель домов улицы, выводящей с базара на гиппо-дромскую площадь, и крики «берегись!» (М. Булгаков).
4. Мало найдется в нашей литературе таких щемящих рассказов, полных скрытой любви к простому человеку (К. Паустовский).
5. И вся эта летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее, как будто не хватило в ней содержания (И. Гончаров).
6. Дрожь пробирает; не холодно в сущности, но как-то суровы и угрюмо пронизывающи всегда эти утренние, зимние полупотемки (Б. Зайцев).
7. Оглядел
я со всех сторон дерево. Смотрю – немного повыше моего роста в стволе
расщелинка, а в расщелинку вставлена сосновая шишка, такая же трепаная, как и те, что на снегу валяются (Г. Скребицкий).
8. В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинградом, в снегах на подступах к Москве, в путаных зарослях
севастопольского горного дубняка – везде видел я сквозь распахнутый как
бы случайно ворот защитной шинели, ватника, полушубка или гимнастерки
родные сине-белые полоски «морской души». Носить ее под любой формой, в
которую оденет моряка война, стало неписаным законом, традицией. <...> Морская душа – это стремление к победе. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремленна (Л. Соболев).
9. Тот берег. Он манящ и дорог… (В. Берестов).
10. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой (М. Горький).
11. Давно был дом его построен;
Хотя невзрачен, но спокоен;
Меж двух облупленные колонн
Держался кое-как балкон (М. Лермонтов).
№ 115. Выпишите отглагольные образования на -мыш в
контексте (с главным и зависимым словом), укажите инфинитив
производящего глагола, определите вид и переходность. Проанализировав
семантику и грамматические свойства глагола и данной формы, а также
структуру контекста, сделайте вывод о частеречной принадлежности. Для
справки обратитесь к толковым словарям и учебникам по исторической
грамматике русского языка.
1. Сия
обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов,
признавших еще недавно владычество российских государей (А. Пушкин).
2. Послушайте
ж, дело пойдет о моей слабости: я знаю, что леность считается не из
последних пороков; знаю, что она непримиримый враг трудолюбия; ведаю,
что она человека делает неспособным к пользе общественной и своей
участной; что человек, обладаемый сим пороком, недостоин соболезнования;
но со всем тем, никак не могу ее преодолеть. Порок сей мной так
овладел, что ни за какие не могу приняться дела, и для того очень много у
себя теряю (Н. Новиков).
3. …Когда
Борис, который должен был быть поднесен гостям, вошел в гостиную, уже
почти все общество было в сборе, и разговор, руководимый Анной
Павловной, шел о наших дипломатических сношениях с Австрией и о надежде
на союз с нею (Л. Толстой).
4. Жуковский
не был в Неаполе, ибо влюбился в Рим и под конец жил у Кривцова. Не
худо бы ему после Рима и Ганновера освежиться в Англии. Нельзя не
радоваться, что он, поэт, пожил и насладился в Италии; но и нельзя не
огорчаться за него и за истинные обязанности, кои лежат на нем, что он
не исполнил святой, не отклонимой от него обязанности, для коей
приставили его к наследнику; не его вина была бы, если бы он и надоел
напоминаниями; не рисовать, а читать, учиться надлежало (А. Тургенев).
5. Это
был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие
смерти. <...> Потом Обломову приснилась другая пора: он в
бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о
какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все
совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего
круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все
добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке
сказать, ни пером описать (И. Гончаров).
6. Он
кричал о полном своем разочаровании и о том, что существуют другие боги
и религии. Да, другой бог не допустил бы того, никогда не допустил бы,
чтобы человек, подобный Иешуа, был сжигаем солнцем на столбе (М.
Булгаков).
7. «Так
как он неисправим, то обезвредить его можно только одним способом…» –
фон Корен провел пальцем около своей шеи. «Или утопить, что ли… –
добавил он. – В интересах человечества, в своих собственных интересах
такие люди должны быть уничтожаемы. Непременно». <...> «Перестанем
говорить об этом, – сказал зоолог [фон Корен]. – Помни только одно,
Александр Давидыч, что первобытное человечество было охраняемо от таких,
как Лаевский, борьбой за существование и подбором; теперь же наша
культура значительно ослабила борьбу и подбор, и мы должны сами
позаботиться об уничтожении хилых и негодных, иначе, когда Лаевские
размножатся, цивилизация погибнет и человечество выродится совершенно.
Мы будем виноваты» (А. Чехов).
8. А
вот сегодня – в шестьдесят – он [В. Аксенов] дома, с московской
пропиской, хотя основной дом в Вашингтоне. Он почитаем, он раздираем
нарасхват телевидением и прессой. Но самой главное – он читаем. Снова
читаем в России (Из газет).
9. Всю свою жизнь я был отрицаем. Это меня удивляло, так как людям я нес только красоту и прославление жизни (К. Коровин).
10. Не
так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом
дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.
Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это,
сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за
неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони,
что за кони! (Н. Гоголь).
11. Читая
Пришвина, мы ощущаем, что слово его не связано никакой заранее принятой
программой, может быть, поэтому чувствуешь, что оно насквозь
художественно-символично, открыто всем возможностям, которые несет
непостижимый, могучий жизненный поток, всегда полный смысла (В.
Пришвина).
12. А между тем наследник твой,
Как ворон, к мертвечине падкой,
Бледнел и трясся над тобой,
Знобим стяжанья лихорадкой (А. Пушкин).
13. В
истории создания «Двенадцати стульев», описанной мемуаристами и
многократно пересказанной литературоведами, вымысел практически
неотделим от фактов, реальность – от мистификации (М. Одесский, Д.
Фельдман).
№ 116. Выпишите
выделенные формы в контексте, определите передаваемые ими залоговое и
видо-временное значение. Все ли формы однозначно следует считать
причастиями? Есть ли образования, отличающиеся по семантике и
функционированию от причастий? К какой части речи, по вашему мнению,
следовало бы отнести эти образования?
1. Мы с Костей твердо верили, что в книге не может быть вранья, а описано все, как было в действительности (Д. Мамин-Сибиряк).
2. Этого молодого, бессмертного веселого хохота Чехову было отпущено столько,
что, чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хотя бы час
передышки, веселье так и било из него и невозможно было не хохотать
вместе с ним (К. Чуковский).
3. Из конца в конец поле пахано,
Вдоль и поперек бороновано,
Густо сеяно, в ведро убрано,
Караваями короновано! (В. Михалев).
4. Хотя Таня ни словечком не обмолвилась в ответ на предложение Семен Семеновича, ему казалось, что в основном все решено (Э. Казакевич).
5. В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу (А. Пушкин).
6. Заказана погода нам Удачею самой,
Довольно футов нам под киль обещано,
И небо поделилось с океаном синевой —
Две синевы у горизонта скрещены (В. Высоцкий).
7. Картина, на которую много глядено, лестница, по которой много хожено, –
глядение и хождение по следам всех тех до меня, мой след (взгляд) –
последний, я крайняя точка этой поверхности, ее последний слой (М.
Цветаева).
8. И душам их дано бродить в цветах, Их голосам дано сливаться в такт,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться – со вздохом на устах —
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья (В. Высоцкий).
№ 117. Укажите
грамматические ошибки и речевые недочеты и объясните причины их
появления. Наблюдения обобщите, дайте вашу классификацию возможных
ошибок в образовании и употреблении причастий.
I
1. Князь Болконский, подняв знамя из рук убитого флагового, сумел остановить бежащих в панике людей.
2. Онегин застал Татьяну плакающую за чтением его письма.
3. Было вспашено 150 гектар зяби.
4. Она как маленькая птичка, загнатая в клетку.
5. И Андрей опять увидел воскресенный весной дуб.
6. «Мертвые души» явились связывающим звеном между творчеством Пушкина и писателей-реалистов второй половины XIX века.
7. К роднику приходят жаждующие исцеления люди.
8. Любой человек – неотъемленная частица своего народа.
9. Деньги Раскольникова не смогли помочь павшим девушкам.
10. Печорин – человек мысляющий.
11. К покаянию способны только добрые и верущие в лучшее люди.
12. Следователь, как кошка, охочащаяся на мышь, всегда знает, когда притаиться, а когда выпустить когти.
II
1. Он осознавал, что не будет награжден и приемлем правительством.
2. Предприниматель, который и так проверяем большим количеством организаций, вынужден снова идти за справками.
3. Женщина имеет особое предназначение, даруемое ей Богом.
4. Этот писатель – самый изучаемый литературой.
5. Уже упоминаемый нами автор также пишет о войне.
6. Мы видим Раскольникова, мучимого, как заплатить старухе-процентщице за комнату.
7. Речь Катерины эмоциональная, проникнувшая высокой поэзией.
8. Причину
финансовой несостоятельности городского здравоохранения объясняют и
тем, что не оправдались надежды, связывавшиеся с Фондом обязательного
медицинского страхования.
9. Повторы, касаемые этих лексем, частотны в тексте.
10. Мир – это и утренняя роса, и летний дождик, и раскинутое над всем этим спокойное и величественное небо.
11. В те времена, описывающиеся в романе, людей с таким складом ума, как у Онегина, было еще мало.
12. Нам скажут, что мы разрушаем ландшафт, сформировавшийся нашими предками.
III
1. Зачем нужно движение к прогрессу, приведущему, возможно, к пустоте и бессмыслию.
2. Плюшкин – деградированная личность.
3. Автор противопоставляет деградирующемуся Обломову Штольца.
4. Будучи плененным, он остается «свободою горим».
5. Нельзя выделить какое-то главное событие, ведь все происходимое в двух рассказах одинаково важно и необходимо.
6. Листериоз – это инфекционное заболевание, возникаемое при употреблении в пищу некачественных пищевых продуктов.
7. Люди легко подкупимы и доверчивы.
8. Степлер Staff с ребристым, противоскользящим основанием.
9. Это факторы, неизбежно повлияющие на ход расследования.
IV
1. За минуту славы он готов отдать жизни любимых ему людей.
2. Он думал, что страсть, движущая им к Бэле, заставит проснуться его чувствам.
3. Онегин образован, но разочаровавшийся в науке, службе.
4. Шариков
– это целый слой населения нашей страны, который занимает достаточно
высокие места, забравшиеся туда неизвестно каким путями и живущих чужим
умом и трудом.
5. Сохранение многозначности в речи, не препятствующей пониманию слова, мы можем отметить на уровне словосочетания.
6. Вы когда-нибудь садились в трамвай в Санкт-Петербурге, следующий неизвестно куда?
7. В конце поэмы автор не случайно придумывает образ Руси-тройки, стремительно несущийся вперед.
8. Онегин – типичный представитель столичной молодежи, модно одевающийся, посещавший балы.
9. Мы видели отвалившийся двигатель от крыла.
V
1. Автомобиль депутата маркирован
специальным номером, но после окончания полномочий Госдумы третьего
созыва номера, принадлежащие бывшим депутатам, были обнаружены сразу на
нескольких автомобилях.
2. Это был великий гуманист, никогда не поддерживающий революцию.
3. В галерее Памяти жертвам Великой Отечественной войны будут выставлены флаги всех государств, участвующих в войне.
4. Маяковский явился преобразователем существующей до него литературы.
5. Большой обличительной силой обладают монологи самого Фамусова, раскрывавшие внутреннюю пустоту и безнравственность общества.
6. Ночью был убит казак, не верящий в судьбу и игравший со смертью.
7. Актера пригласили к Лоуренсу Оливье, в то время стоящему во главе огромной компании.
8. На него должны работать принадлежавшие ему люди.
9. Цель данной научной работы – описание качественных прилагательных, употребляемых в поэтических произведениях Волошина.
10. Надо удалить подозрительный предмет, а всем контактирующим с ним сотрудникам принять меры предосторожности.
11. Они
гордились тем, что плывут и тонут в этой реке под взглядами человека,
сидящего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали.
№ 118. Произведите полный морфологический разбор причастий (в соответствии со схемой разбора).
1. Потемневшее от пыли голубое южное небо –
мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую
серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел,
пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов,
бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны
моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о
борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным
хламом (М. Горький).
2. Подвал,
похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с
обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из
квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной
тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары
Бубнова. В левом углу – большая русская печь, в левой, каменной, стене –
дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у
стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по
стенам – нары. На переднем плане у левой стены – обрубок дерева с
тисками и маленькой наковальней, прикрепленными к нему, и другой, пониже
первого. На последнем – перед наковальней – сидит Клещ, примеряя ключи к
старым замкам. У ног его – две большие связки разных ключей, надетых на
кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки.
Посредине ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все –
некрашеное и грязное. За столом, у самовара, Квашня – хозяйничает, Барон
жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облокотясь на стол,
растрепанную книжку. На постели, закрытая пологом, кашляет Анна. Бубнов,
сидя на нарах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях,
старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него –
изодранная картонка из-под шляпы – для козырьков, куски клеенки, тряпье.
Сатин только что проснулся, лежит на нарах и – рычит. На печке,
невидимый, возится и кашляет Актер (М. Горький). |